Поиск авторов по алфавиту

«Неделя о расслабленном». Обращение к читателям газеты «Коммерсантъ» 20.05.2000

«НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ»

Обращение к читателям газеты «Коммерсантъ»1
20.05.2000

 

Четвертая Неделя по Пасхе посвящается воспоминанию об исцелении Христом расслабленного.

Евангелие от Иоанна так свидетельствует о событии праздника: Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню

1 «Коммерсантъ». № 89 (1974) от 20.05.2000 г.

234

 

 

и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел... (Ин. 5, 2-9).

Не является ли народ, собравшийся вокруг Овечьей купели, образом мира, не просвещенного Христом, но алчущего благодати и чуда? Воля этого мира к преодолению своего греховного начала расслаблена и парализована, его населяют слепые, — ибо не имеют способности различать добро и зло; хромые, — ибо не находят в себе сил следовать путем правды Божией; иссохшие, — ибо закоснели во грехе, унынии или отчаянии. Телесные страдания в их земной жизни ниспосланы им во исцеление душевных язв. Ведь, по слову святого Феофилакта Болгарского, «здешние страдания суть вразумления, а тамошние — наказания»1.

Страждущий мир вожделеет к «купели слезного покаяния»2, только в которой и может совершиться чудо преображения нашей немощи в силу Божию (2 Кор. 12, 9). Но даже здесь каждый занят лишь собой, помышляет лишь о собственном благе и не снисходит к нужде другого. «Не имею человека!» — вот горестный вопль этого мира, погибающего в эгоизме и себялюбии.

Поразительны при этом кротость и вера, с которыми долгих тридцать восемь лет ожидал милости Божией евангельский расслабленный. Он не извергал хулу на небеса, не проклинал день и час своего рождения, не впадал в отчаяние, подобно иным из нас при несравненно меньших испытаниях. Он терпеливо ждал Человека, Который однажды явился ему, — не раньше и не позже, чем это было необходимо для его спасения. Ибо никому из нас не дается ноша сверх сил.

И все же Спаситель считает нужным вопросить расслабленного: точно ли тот желает исцеления? Вопрос только кажется излишним,

1 Феофилакт Болгарский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Гл. 5, ст. 14.

2 Там же. Гл. 5, ст. 4.

235

 

 

потому что Вопрошающий побуждает им каждого из нас исследовать природу своей немощи, укорененной в греховной жизни. «Готов ли ты отречься от себя, чтобы, облекшись в нового человека, возродиться душою и телом? Тогда встань... и ходи», — говорит Христос.

Расслабленный грешник ни на мгновение не усомнился в Божественной власти Иисуса сотворить над ним чудо, воздвигнув от одра болезни. И был вознагражден исцелением. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14), — читаем мы далее у евангелиста Иоанна. Эти слова не только изъясняют нам, хотя и косвенно, что истинную причину недуга следует искать в прежде совершенном грехе; и не только отеческое предостережение на будущее время заключено в них. Явственно звучит в этих словах Господа призыв к ответственности человека за жизнь и спасение души. Умерев за род человеческий, Христос возложил на нас единственный долг: жить по закону Его.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.