Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 19.01.2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ
В БОГОЯВЛЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
В ЕЛОХОВЕ

19.01.2009

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Великий двунадесятый праздник — Крещение, Богоявление Господне. Мы вспоминаем евангельское событие, когда Господь, войдя в воды реки Иордан, принял от Иоанна, Пророка и Предтечи Своего, Крещение, когда слышен был глас с неба Бога Отца, свидетельствовавший, что Сей Крещаемый есть Сын Его возлюбленный,

1 Из чина хиротонии.

19

 

 

и когда в виде голубя снизошел Дух Святой на крещаемого Спасителя (Мф. 3, 16-17). Нам была явлена тайна Святой Троицы, которая, пребывая в веках, через память, хранимую Церковью, через святое Предание оплодотворяет собою всякого человека, который умом и сердцем прикасается к этой тайне.

Явления Бога были и в Ветхом Завете. Хорошо известно, что Господь явился Аврааму в виде трех странников, трех Ангелов (Быт. 18, 1-2). Известны явления Бога во сне праведным людям. Праотец Иаков встретился с Богом и даже вступил с Ним в борьбу (Быт. 32, 24). Богоявления сопровождались особыми знамениями. Так, пророк Моисей на Синайской горе увидел Бога в горящей и несгораемой купине (Исх. 3, 2-4). Видел он и отблеск Божиего сияния, когда получал скрижали Завета (Исх. 34, 29).

Но самым полным откровением Бога людям стало явление Сына Божия, о каковом событии апостол говорит: велия... благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16). И в сегодняшнем апостольском послании тот же апостол, обращаясь к Титу, говорит: явилась нам благодать Божия (Тит. 2, 11) — Спаситель. В Новом Завете Бог является миру не так, как это было в Ветхом Завете, ибо, по слову апостола Иоанна, Бога не видел никто никогда; но Единородный Сын, сущий в недре Отчем (Ин. 1, 18), то есть Сын Божий Господь Иисус Христос явил нам Бога. И явление это было особенным. Бог возжелал не только явить Себя людям, Он возжелал войти с людьми в самое тесное общение, какое только возможно, — Он Сам становится человеком. Он соединяется с плотью и кровью человеческой и через славу Своего Воскресения и вознесения на Небо вводит нашу человеческую природу в тайну жизни Святой Троицы. С пришествием в мир Спасителя Божественное и человеческое стали неразлучны, как были неразлучны Божественная и человеческая природы в единой богочеловеческой Личности Христа Спасителя.

Что же означает для нас это соединение человеческого с Божественным? Оно не является лишь священным воспоминанием о служении Спасителя, Его жизни и Его миссии — Бог возжелал, чтобы это соединение Божественного с человеческим было навсегда запечатлено в бытии рода человеческого. После Спасителя мы обрели Духа Святого. По искупительным заслугам Иисуса Христа, Его страданию, Его смерти, через Его Воскресение Бог дарует нам через Своего Сына

20

 

 

Духа Святого, Который присутствует в нашей жизни третьим Лицом Единосущной и Нераздельной Троицы. Святой Дух пребывает с нами, соединяя Божественную природу с человеческой жизнью, с физической природой.

И сегодня, в день Богоявления Господня, не случайно освящается вода. С глубочайшей древности совершает Церковь — это Божественное таинство, когда по ее молитвам Господь дарует особую благодать водному естеству, соединяя Божественное с физическим, природным, соединяя так, как Божественное было соединено с человеческим — неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно — по словам отцов Халкидонского Вселенского Собора. Божественная природа соединяется с физическим естеством, не разрушая его, — вода не перестает быть водой, законы бытия действуют в отношении этой воды так же, как они действовали в отношении плоти Сына Человеческого, Его тела. Но одновременно Божественная благодать таинственным, непостижимым для нас образом проникает в это естество, даруя ему великую силу.

То, что происходит сегодня в храмах Божиих, на открытых водоемах, когда освящается естество водное, является выражением нашей глубочайшей веры в то, что тайна Богочеловечества не завершилась с великой и спасительной миссией Господа, но присутствует в нашей жизни и Бог соединяется с человеком и с природным естеством потому, что так Он восхотел. В ответ на грех, совершенный людьми, на искажение Его святого замысла о мире и человеке, Он преодолевает человеческий грех воплощением Сына Своего, низведением Духа Святого, открытием новой страницы бытия мира, человечества и всего космоса. Эта новая страница — страница Богочеловека — имеет не меньшее значение, чем само творение мира. Она открывает перспективу вечной жизни для всех и для всего.

Сегодня мы сердцем и умом принимаем Божественное откровение о том, что Бог, став Человеком и соединившись с нами, даровал нам Свою великую благодать, что и ныне Бог во Святом Духе живет и действует в нас и с нами. И потому мы не одни. Мы не одни перед лицом искушений, соблазнов, болезней, страданий, неустройств, конфликтов и всего того, что надрывает совесть, мучает душу, оскверняет жизнь. Как бы ни было трудно нам с вами там, за пределами храма, где царит обычная жизнь с ее радостями и скорбями, любовью

21

 

 

и предательством, добром и злом, правдой и ложью, мы знаем, что в Церкви Божией, общине верующих, живет и действует Святой Дух, и мы прикасаемся к Богу всякий раз, когда совершаем святые Таинства, когда причащаемся Тела и Крови Спасителя, когда освящаем воду и вкушаем ее. Бог благодатью Своей проникает в наше греховное человеческое естество, восполняя наши слабости, недуги, недостатки и исцеляя от грехов. Мы должны помнить, что именно силой Святого Духа прощаются нам наши грехи. Прощение не является юридическим фактом, это не то прощение, которое существует в быту, когда кто-то кого-то обидел, а потом ссорившиеся помирились и простили друг друга. Прощение, которое мы получаем от Бога, — это прощение силой Святого Духа. Мы получаем его в таинстве Крещения, а затем, по слабости своей совершая грехи и раскаиваясь в них, мы получаем его в таинстве Святой Евхаристии, даруемом нам для прощения и оставления наших грехов в залог жизни вечной. Вот и получается, что Господь Своим пришествием в мир не остановил диавольского действа, не изгнал до времени темную силу из человеческой истории, но, даруя силу Святого Духа роду человеческому, Он дает нам способность и возможность противостоять диаволу и греху, а когда грех входит в нас, то Спаситель дает нам способность и возможность через покаяние и принятие Святых Христовых Таин этот грех в себе разрушить.

Космическая борьба добра и зла, Бога и диавола продолжается. Но у этой борьбы уже есть итог, есть победа, и мы знаем о ней. Эта победа есть Сам Господь Иисус Христос, ибо Он на Кресте победил зло. И чтобы люди стали причастны к этой победе, Он даровал нам силу Святого Духа. Вооружившись этой силой, мы становимся Его воинами, мы становимся в Его ряды, мы вместе с Ним и ради Него провозглашаем Божию правду и Божие спасение в надежде, что каждый, кто становится таким воином, несмотря на свои слабости и немощи, обретет в Боге спасение и жизнь вечную. Аминь.

22


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.