Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в престольный праздник храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове 21.09.2009

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ХРАМА
В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В СТАРОМ СИМОНОВЕ

21.09.2009

Ваши Высокопреосвященства, досточтимые владыки1, Ваше Высокопреподобие, отец Владимир2, настоятель сего святого храма, дорогие отцы, братья и сестры!

Для меня большая радость в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы посетить этот прославленный храм, отмечающий свое 500-летие, храм, который непосредственно связан и с самим праздником Рождества Пресвятой Богородицы, и с тем великим событием, которое произошло в этот день в 1380 году: победой русских войск на Куликовом поле.

В истории нашего Отечества было несколько таких судьбоносных моментов, когда от исхода событий зависела судьба Отечества на многие столетия. Одним из таких поворотных моментов было 21 сентября 1380 года.

Это тоже наш День Победы! К сожалению, если судьбоносные события принадлежат глубокой древности, их значение не всегда очевидно для многих живущих сегодня людей. Для того чтобы понять смысл происходившего в 1380 году события, проникнуться его глубиной и важностью, нужно не только прочитать в учебниках о том, что произошло, — надо представить себе, какая колоссальная опасность нависла в то время над страной и каким чудом и каким человеческим героизмом была обеспечена эта победа.

Для истории Отечества вторично, каким оружием сражались воины, вступали ли они в силовые единоборства, как во времена Пересвета и Осляби, или использовали какие-то другие виды оружия, с которыми воюющие не входили в близкое соприкосновение друг с другом. Важен

1 Еп. Бронницкий (ныне Выборгский и Приозерский) Игнатий, еп. Красногорский (ныне архиеп. Тираспольский и Дубоссарский) Савва.

2 Прот. Владимир Силовьев.

169

 

 

результат битвы. Куликовская битва стала победной! Не русские полки шли завоевывать чужие земли, не русские люди мечтали о том, чтобы покорить иные страны и народы и подчинить их себе, но в тот день и в те мгновения решалась судьба русского православного государства, которое прошло уже через многие испытания и только-только начало обретать силу. И вся эта народная сила сконцентрировалась благодаря общей воле, единой вере, единому мощному целеполаганию.

Народ почувствовал необходимость победить. Никто не знает, было ли вооружение русских лучше, чем вооружение противника. Никто в точности не знает, чье войско и насколько было больше и сильнее. Но победа была одержана, и потому русские люди, всегда способные в смирении склонять свои головы пред Промыслом Божиим, благодарили Господа и Его Пречистую Матерь за чудо, которое было явлено; благодарили и всероссийского старца — игумена Радонежского Сергия, который благословил князя Димитрия Донского на эту сечу и дал ему в помощники двух монахов, останки которых ныне покоятся в этом храме.

Можно представить себе состояние Пересвета, который вступил в единоборство с великаном, гигантом, непобедимым противником: достаточно поставить себя на место того монаха — ведь он не был профессиональным воином, не тренировался каждый день в военных искусствах; но ему был дан меч, а вместе с мечом и благословение победить врага, потому что от этого единоборства во многом зависел исход битвы.

Мы знаем, что ни тот, ни другой не победили. Это было знаком того, что в страшное вооруженное противостояние вошли равные силы; и, наверное, еще больше усилилась молитва наших воинов, сознававших в тот момент, что без помощи Божией им не одолеть врага. И мы знаем, что враг был одолен. И хотя еще долгие годы Русь оставалась несвободной, но она уже почувствовала волю, уже разжалась жесткая хватка врага, на протяжении столетий наносившего огромный ущерб нашему Отечеству. И мы знаем, что когда через 100 лет враг захотел дать нам последний бой1, он этого сделать не посмел

1 Речь идет о так называемом «Стоянии на Угре» в 1480 г., когда войска последнего хана Орды Ахмата, простояв около месяца напротив войск Ивана III, повернули вспять.

170

 

 

и отошел восвояси, и Русь обрела свободу после трехсотлетнего плена и зависимости от иноземцев.

Воспоминание об этом событии помогает нам, современным людям, многое понять. Конечно, с тех пор прошло очень много времени, сменились эпохи и сей храм, в котором мы стоим сейчас, который, казалось, должен был стать мемориалом русской воинской славы, которому надлежало быть окруженным прекрасным парком, замечательными сооружениями, подчеркивающими значение этого святого места, оказался в плену в прямом смысле слова — в плену заводских построек. С большим удивлением ехал я на машине по узкому коридору среди бетонных заборов, не понимая даже, куда меня везут. И только когда увидел эту возрожденную красоту, храм XVI века, один из самых прекрасных в Москве, то понял, что несмотря на годы разрушений, когда даже внешний вид храма не напоминал о том, что это дом Божий, несмотря и на нынешние стесненные обстоятельства, этот храм источает великую силу — силу исторической памяти.

Если мы хотим побеждать (не обязательно на полях сражений, дай Бог, чтобы нам вообще не пришлось больше сражаться), побеждать как народ, если мы хотим преодолевать тяжкие последствия прошлого, если хотим решать стоящие перед нами проблемы так же, как их решали во времена преподобного Сергия, святых Димитрия Донского, Пересвета и Осляби, — соединяя свои собственные силы с помощью Божией, — мы должны, принося покаяние за греховное беспамятство наших отцов и дедов, создавать сегодня иную жизнь. И я верю, что одним из символов новой жизни будет освобождение из плена и этого храма.

Я просил бы всех, от кого это зависит, — и городские власти, и представителей власти федеральной, — сделать все для того, чтобы этот памятник национальной славы нашего народа был виден издалека, чтобы сюда могли приезжать люди — паломники, туристы из России, из-за рубежа, — созерцая красоту этого места и соприкасаясь с красотой духовного подвига нашего народа.

Я благодарю Вас, отец Владимир, за многие труды, которые Вы понесли по воссозданию этого храма. Я очень надеюсь, что и в дальнейшем они будут продолжаться с тем, чтобы освободить храм из плена этого страшного окружения в виде заброшенных полуразрушенных цехов. Даже если бы все они работали, то и в этом случае

171

 

 

подобное окружение не было бы достойно сего великого памятника нашего народа. Тем более удручающее впечатление производит нынешняя картина. Дай Бог, чтобы она изменилась. И для этого не нужно начинать никаких войн — нужно лишь, чтобы все те, от кого зависят изменения, осознали важность этого делания во славу Отечества, в память о воинах наших, спасших и освободивших Русь в один из самых судьбоносных моментов нашей истории.

Надеюсь, что продолжится украшение и внутреннего вида храма, потому что это действительно воинский мемориал особого, общенационального значения, важный не только для нынешней Российской Федерации, но и для всей исторической Руси, в том числе для Украины и Беларуси, потому что если бы тогда на Куликовом поле русские воины не одержали победу, то, наверное, волна страшной оккупации и порабощения прокатилась бы по всей Руси.

Да хранит всех вас Господь! Особенно приветствую прихожан этого храма. Никогда не забывайте сего святого места, преклоняйте главы ваши перед честными останками преподобных Александра и Андрея. На примере этих двух иноков учите ваших детей и внуков, как нужно любить Родину, как нужно любить Церковь, учите тому, что отдать жизнь за ближних — это не страшная неудача, как считают многие, но высочайшая ценность: ведь тот, кто поступает так, обретает Царствие Божие и ему прощаются всякие грехи, ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13).

Пусть же пример Пересвета и Осляби, пример наших воинов, душу свою положивших в далеком 1380 году на Куликовом поле в день Рождества Пресвятой Богородицы, поможет и нам, современным людям, любить страну нашу, народ наш и хранить память о его величии, преодолевая неправду и беззакония минувшего века. Верю, что Господь приклонит Свою милость и к Церкви нашей, и к стране нашей! Аминь.

172


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.