Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Крещенский сочельник в храме во имя святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее г. Москвы 18.01.2009

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК В ХРАМЕ
ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТОЛМАЧАХ
ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
г. МОСКВЫ
18.01.2009

Я сердечно приветствую всех с великим праздником Богоявления и радуюсь тому, что Господь привел меня сегодня в этот храм, чтобы именно здесь совершить великое освящение воды и одновременно помолиться перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, Покровительницы Москвы и всей России.

Мы сегодня особенно нуждаемся в том, чтобы Пресвятая Богородица явила нам Свою милость и простерла Свой державный Покров над нашей страной, над Святой Русью, над всей исторической Россией; чтобы после Поместного Собора Церковь наша стала еще сильнее и крепче. Мы просим Божию Матерь дать нам силы на будущее, чтобы безбоязненно, с дерзновением, с глубокой верой и твердым упованием провозглашать великую тайну спасения, которую Бог совершил через Своего Сына.

Сегодня мы входим в празднование великого праздника Богоявления. В глубокой древности Рождество и Богоявление были одним праздником. Несколько позже воспоминания о рождении Спасителя в Вифлеемской пещере и Его крещении в водах Иордана были разнесены во времени. Но не случайно в древности эти праздники соединялись, потому что праздновалось Богоявление, Эпифания; праздновалось то великое событие, которое было предначертано в пророчестве через имя Эммануил. Эммануил — с нами Бог (Мф. 1, 23)!

Богу было угодно в ответ на человеческие грехи не покарать людей новым Вселенским потопом, или огнем, или мечом, не истребить человеческий род, но открыть новую страницу бытия, которая

17

 

 

по значимости может быть сравнима с творением мира. Бог словно восполняет Свой замысел о мире и человеке, нарушенный диаволом и человеческим грехом, и, движимый любовью, входит в человеческую историю, соединяется с человеческим родом. Он становится одним из нас и, пройдя горестным, тяжелым путем человеческой жизни, ни от чего не отворачиваясь, не избегая никаких трудностей, но принимая все то, что надлежало Ему принять, Он страданием и смертью Своею в Сыне Своем, Господе Иисусе Христе, искупает род человеческий.

Страдания Спасителя были страданиями спасительными, потому что в ответ на жертву, принесенную Богу, жертву, в которой участвовал Сам Сын Божий и Сын Человеческий, а через Него и весь человеческий род, Бог восстанавливает утраченную связь, входит в общение с людьми, и происходит это не только во время земной жизни Спасителя, это происходит и после того, как Он вознесся на Небо, ибо, по обетованию, Дух Святой даруется роду человеческому (Ин. 14, 16). Третье Лицо Святой Троицы приходит в этот мир и неотлучно с ним пребывает. Вот почему мы провозглашаем великие и таинственные пророческие слова: с нами Бог, — потому что через воплощение Сына Божиего Бог входит в историю и в жизнь каждого человека и не уйдет из нее. Как бы ни буйствовали силы зла, как бы ни торжествовали они временную победу, Бог всегда будет с нами! И для того чтобы укреплять нашу веру в то, что Он с нами, особенно тогда, когда нам кажется, что торжествует несправедливость, что господствует зло, что посрамляется вера и исчезает благочестие; когда мы порой с ужасом взираем вокруг себя, с опасением смотрим на молодое поколение, когда волнуемся о будущем, когда некоторых охватывают апокалиптические страхи, — в такие моменты нашего колебания и неуверенности мы должны всегда помнить, что Бог с нами во Святом Духе. Он присутствует в человеческой истории, Он присутствует в жизни каждого из нас, но самое главное — Он живет и действует в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, и это действие Святого Духа оживотворяет немощных, возрождает тех, кто находится близко к духовной или физической смерти. Сила Святого Духа творит чудеса в ответ на нашу веру и свободное и разумное приятие Бога в свою жизнь.

Сегодня мы совершили великое таинство, Божественное и таинственное действие — Агиасму, великое освящение воды. Через это

18

 

 

освящение нам и даруется знак того, что Бог с нами, что Его благодать с нами. Сегодня это происходит видимым образом: Господь дарует Свою благодать, Дух Святой нисходит на воду и освящает ее естество. И обычная вода, живущая по законам сего мира, наполняясь благодатью Божией, становится хранительницей Божественной силы. Каждый из нас знает чудодейственное воздействие этой воды, когда мы тяжко страдаем — душевно или телесно, когда нуждаемся в ограждении себя, своих близких, своих жилищ от всякого вражеского нападения. Мы знаем по опыту силу святой воды, и этот опыт дает нам реальное представление о Божественном присутствии в нашей жизни.

Сегодняшний день особо помогает нам укрепиться в вере, обрести надежду, почувствовать уверенность в том, что если Бог с нами, то никакие силы не способны нас победить. И если по человеческой слабости, по греховности мы проходим через некие испытания, то должны памятовать, что если Бог и посылает нам эти испытания, то, пройдя их достойно, мы обретем оправдание, ибо даже и испытания даруются для нашего спасения. Благодать Божия, всегда «немощная врачующая, и оскудевающая восполняющая»1, по великим искупительным заслугам Спасителя, по неизреченной любви Божией, силой Святого Духа да помогает нам в жизни, укрепляя нашу связь с Богом и даруя свыше великие силы! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.