Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово в день празднования Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска 15.07.2007

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ

СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕСТНОЙ
РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ
В УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ г. СМОЛЕНСКА

15.07.2007

 

Только что мы прослушали Евангелие от Матфея, в котором повествуется о том, как Господь исцелил двух слепых людей, которые шли за Ним, прося об исцелении. Видя их веру, Он избавил их от слепоты. А потом строго приказал нигде об этом не говорить. Но они пошли и рассказали (Мф. 9, 27-31).

148

 

 

Хорошо известное, но до конца непонятное повествование... Почему Господь запретил им говорить о чуде, которое совершил? Ведь Он собрал вокруг себя апостолов, которые стали посланниками, свидетелями о Нем по лицу всей земли. Почему же эти прозревшие люди не могли пойти и свидетельствовать миру о том, что совершил для них Господь? Здесь есть какая-то тайна, потому что не всегда Господь запрещал говорить о Своих чудесах. Наоборот, Он даже иногда требовал, чтобы исцеленные пошли и засвидетельствовали свое исцеление у священников. А в этом случае почему-то запретил...

Наверное, никогда у нас не будет в полной мере достоверного ответа на этот вопрос, потому что только Господь знает, почему Он так совершил. Но всякое слово в Священном Писании дано нам для вразумления, и, размышляя над этим эпизодом евангельского повествования, мы можем многое почерпнуть для себя.

Можно предположить, что Господь запретил исцеленным слепцам говорить о Себе потому, что это было бы неполезно для их духовной жизни. И в самом деле — если с человеком совершается некое Божие чудо, если он получает исцеление или какие-то особые дары от Бога, особую от Бога помощь, то какими чувствами должно сопровождаться получение Божественного дара? Во-первых, чувством благодарности Богу. Первое, что человек должен делать, получив дар от Бога, — это благодарить Его. Но в Евангелии не сказано о том, что слепцы благодарили Господа за чудо прозрения.

А второе чувство, которым должно сопровождаться принятие всякого Божиего дара, — это чувство смирения. Когда Бог посылает нам дар, мы должны понимать, что получаем его не потому, что заслужили, не потому что мы такие хорошие, умные и способные, но потому что Бог возжелал по Своей неизреченной любви нечто сделать для нас: либо исцеление послать, либо помочь в семейной или служебной жизни.

Однако в наших рассуждениях можно пойти и дальше. Ведь все, что мы получаем, — всё от Бога. Все наши таланты и способности — это Его дар. Все, что нам дается от Бога, мы должны встречать благодарением и смирением.

Но, наверное, ни того, ни другого не было у тех слепцов. Не исключено, что, рассказывая о великом чуде, которое совершил над ними Бог, они при этом особенно подчеркивали свою роль.

149

 

 

Не исключено также, что Господь воспретил им говорить о чуде именно потому, что их проповедь могла быть не во спасение, а в погибель, — прежде всего им самим, а может, и тем, кто их слушал.

Ну а что происходит в нашей жизни? Когда Господь дает нам дары — способности, силы, — всегда ли мы принимаем их с благодарением и смирением? Отнюдь нет. Чаще мы вообще Бога забываем. Особенно, когда речь идет о наших способностях, наших возможностях: нам кажется, что наши таланты и дарования — не от Бога, что все они — исключительно наша заслуга. Как часто можно слышать слова: «Это я всё сделал своими руками. Никто мне не помогал». Мол, посмотрите, какой я хороший, какой я умный, какой я сильный! Как часто мы, может, и не говорим, но думаем так! Отсюда и произрастают наши тщеславие, честолюбие, самомнение (вспомните, как мы болезненно всё воспринимаем, как ожесточаемся против людей, которые нас критикуют!).

Не только евангельские слепцы, а все мы должны иметь способность и силу умолкать пред Божественным величием. Иметь способность благодарить Бога за все, что Он нам дает. Иметь способность со смирением принимать Божий дар, каким бы великим он ни был! И чем больше дар — тем больше должно быть смирения. Заработал ты деньги, стал сильным и влиятельным человеком, не выпячивай себя — Бога благодари! Получил способности, а вместе с ними образование и продвижение по службе, — не себя благодари, Бога благодари, Который дал тебе эти дары и Который в любой момент может их отнять.

Там, где есть благодарение Богу, там будет и смирение. И даже самый способный и сильный человек, живущий богатой религиозной жизнью, всегда может сказать: «Господи, я немощный и слабый. И то, что есть у меня, — от Тебя. Помоги мне». И Бог в ответ на смиренное сознание человеком своего недостоинства даст еще больший дар, потому что дар Божий в руках такого человека принесет только добро. Этот дар не погубит его и других. Этот дар будет к славе Божией, к миру, любви, к радости общения с другими. Этот дар никогда никого не сделает несчастным.

Сегодняшнее евангельское повествование многому нас учит. Оно помогает еще и еще раз понять, что означает быть верующим человеком, что означает принимать Бога в свое сердце, что означает жить

150

 

 

пред очами Божиими. Это означает, прежде всего, сознавать Бога своим Творцом, Промыслителем, в деснице Которого — наша жизнь, и принимать все, что Он посылает нам, с благодарением и смирением. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.