Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля 7.04.2010

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В БЛАГОВЕЩЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

7.04.2010

 

Ваши Преосвященства1, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!

Мы совершили службу в историческом Благовещенском соборе Московского Кремля, в этих овеянных молитвой наших благочестивых предков стенах — там, где ярко и сильно исповедовалась православная вера на протяжении столетий. Это придает особое значение

1 Еп. Дмитровский (ныне митр. Брянский и Севский) Александр, еп. Солнечногорский Сергий.

142

 

 

Литургии и дает дополнительные духовные силы, ибо соприкосновение с духовным опытом предшествующих поколений обогащает и нас, людей XXI века, живущих в то время, когда очевидные Божественные истины для многих перестают быть очевидными.

Об одной из этих истин нам и следует задуматься сегодня. В тропаре праздника мы говорим: «Днесь спасения нашего главизна» — сегодня началось наше спасение. Действительно, с Благовещения Пресвятой Богородицы началось служение Бога роду человеческому через воплощение Его Божественного Сына, которое открыло людям спасение.

Мы в Церкви очень часто употребляем слово «спасение», но не всегда отчетливо понимаем его смысл. Что является антонимом спасения? Гибель. Спасение — и гибель... А в каких случаях мы употребляем слово «гибель» в отношении человека? Мы не говорим, что человек погиб, если, достигнув почтенного возраста, он переступил порог этой жизни и вошел в вечность. Мы говорим об успении человека, о смерти, но ни о какой погибели речи не идет. Мы говорим о гибели людей в результате несчастных случаев, террористических актов, убийств. Иногда мы употребляем это слово, когда страшная смертельная болезнь убивает человека в молодом возрасте. Другими словами, с гибелью мы связываем непреодолимое воздействие внешних сил.

В каком же смысле спасение является антонимом гибели? А именно в том, что спасение избавляет нас от действия внешней силы — силы диавольской. Всё так же, как и до пришествия в мир Спасителя, люди рождаются, возрастают, женятся, входят в зрелый возраст, болеют, исцеляются, радуются, скорбят, грешат. Но эпоха, которая наступила после Благовещения, отличается от предшествующей тем, что нам даровано спасение, что именно через страдания, смерть и Воскресение Господа нам даровано избавление от страшной внешней силы — силы диавольской, которая господствует над родом человеческим.

Господь избавил нас от этого внешнего воздействия, однако спасение не дается людям автоматически. Да это было бы и несправедливо: ведь не для того Господь пролил Свою кровь, прошел через страдания, чтобы результатом Его крестного подвига стало равнодушное потребление плодов спасения. Люди скоро и забыли бы о том, что им

143

 

 

было даровано спасение, и стали бы воспринимать свой образ жизни как данность.

Господь никогда не нарушает нашей свободы. Он дает нам право выбора даже в том случае, когда речь идет о нашем спасении, — принять его или отвергнуть. Когда мы принимаем Крещение, входим в Церковь и становимся ее чадами, тогда благодать Божия, которая открылась роду человеческому и излилась на него через пришествие в мир Спасителя, и начинает оплодотворять нашу жизнь. Благодать начинает действовать внутри нас, создавая мощный щит, способный остановить влияние внешней темной силы. Благодатью Божией мы защищаемся от диавола, от греха. Мы действительно обретаем спасение.

Трудно сказать, что было бы с родом человеческим, если бы Господь не открыл для нас возможность спасения. Скорее всего, никакой человеческой цивилизации больше не существовало бы. Потому что уже тогда — в преддверии пришествия в мир Спасителя — многие усматривали некий тупик в развитии человеческого общества, и даже язычники чаяли пришествия в мир Избавителя, понимая, что так дальше существовать нельзя, что силы человеческие надломлены и человечество становится неспособным к выживанию. Лучшие философы, мыслители античной древности сознавали наличие этого духовного тупика в жизни человеческого рода.

Наша эпоха не является более благополучной, чем та, языческая. От дохристианской эпохи она отличается только одним — перед нами открыты двери спасения. Бог дает нам силу защищать себя, своих родных и близких, свое Отечество, весь род человеческий от силы зла, привлекая молитвой благодать Божию.

Ныне — великий день воспоминания о начале новой, христианской эры — эры, остановившей тотальное господство зла в мире. И сегодня, как говорится в каноне утрени Великой субботы, «ад царствует»1, ибо многие цари и многие силы, которые способны определять развитие человеческого общества, находятся под властью диавола. Но «не вечнует ад над родом человеческим», как сказано там же, и это означает, что теперь у нас есть способность защищаться от силы вражией, устроять свою жизнь по замыслу и воле Божиим.

1 Канон утрени Великой субботы, песнь 6.

144

 

 

Празднуя Благовещение Пресвятой Богородицы, мы празднуем начало нашего спасения и благодарим Господа за ту великую милость, которую Он даровал нам, за Его страдания, Его смерть, Его Воскресение, за ниспослание Духа Святого — за все то, что и являет собой тайну спасения рода человеческого. Верим, что до скончания века никогда не отнимется от человеческого сообщества эта способность ограждать себя силой благодати Божией от силы вражией, устрояя спасение во Христе Иисусе, Господе нашем! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.