Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Собора Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля 8.01.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

8.01.2011

 

Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство1, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Благодарю Вас, владыка, за теплое приветствие2 и хочу выразить сегодня в этом храме благодарность Президенту Российской Федерации за возрождение ордена святого благоверного князя Александра Невского. Один из высших орденов Российской империи был учрежден в память доблести и заслуг пред Богом и пред народом одного из самых прославленных мужей нашего Отечества — святого благоверного князя Александра Невского. Уверен, что с возрождением этого ордена еще сильнее будут возрождаться наши традиции. Это чрезвычайно важно, потому что преемственность обеспечивает сохранение исторической памяти, без которой не может жить народ. Народ разрушает свое национальное самосознание, если отказывается от исторической памяти. Вот почему, когда захотели разрушить мир православной страны, тогда «запретили» историю, пытались вычеркнуть из памяти народной святые имена благоверных князей, царей, наших великих полководцев, святителей, благочестивых преподобных иноков, угодников Божиих. Сегодня для того чтобы быть духовно сильными, мы должны укрепить нашу связь с богатырями духа, которых родила страна наша, историческая Русь — наше Отечество в прошлом. Верим, что они и ныне предстоят Господу как святые угодники и молятся о наследии своем.

Сегодня мы празднуем память близких по плоти к Господу Иисусу Христу людей: Иосифа Обручника, которому вверено было хранение девства Пресвятой Богородицы; царя и псалмопевца Давида, который по плоти также был сродником, предшественником Спасителя, ибо из рода Давидова был Иосиф; Иакова, который именуется

1 Архиеп. Истринский Арсений; еп. Бронницкий (ныне Выборгский и Приозерский) Игнатий.

2 По окончании богослужения архиеп. Арсений приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви от лица благочинных г. Москвы.

129

 

 

братом Господним. Он был первым ребенком Иосифа от его жены Саломии. В этой семье было много детей, но только тогда, когда Иосиф овдовел, когда стал особенно близок к Богу, перст Божий указал на него как на хранителя чистоты Пресвятой Девы Марии. Иаков вместе с Иосифом, Девой Марией и рожденным Богомладенцем бежал в Египет от преследований Ирода и там помогал отцу своему и Деве Марии, в том числе и оберегать Младенца Иисуса.

Мы вспоминаем ближнее, человеческое окружение Спасителя на второй день Его Рождества, как бы подчеркивая важность человеческого измерения, человеческой природы в Богочеловеческой Личности Христа Спасителя. Святитель Григорий Неокесарийский, один из самых ранних отцов Церкви, который жил еще во времена гонений — в III веке, который учился у знаменитого богослова Оригена, оставил нам небольшое, но чрезвычайно важное духовное наследие, среди которого особое место занимает его «Слово на Рождество Христово». Когда вчитываешься в это «Слово», то поражаешься глубине мысли, силе духовного прозрения. Это было в III веке — еще до созыва Вселенских Соборов, тогда, когда Церковью еще не было формально представлено догматическое предание, вероучительное предание, шедшее от Самого Спасителя. Из замечательного труда Григория Неокесарийского мы узнаем, что Церковь с самых первых лет своего существования имела то, что имеет и сегодня, — имеет ту же веру, а это означает, что все мы являемся действительно наследниками и обладателями того великого сокровища, которое Бог во Христе принес роду человеческому. Размышляя о Рождестве Спасителя, святитель Григорий говорит: «Бог воспринял человеческое тело для того, что мы приняли Его Дух»1. Замечательные слова... Действительно, через воплощение Бога, ставшего Человеком, открылась людям возможность обрести познание Бога, ибо, по слову апостола Павла, в Нем пребывала вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9).

Бог — несоизмеримый по отношению к человеку, пребывающий в ином мире, непостижимый, ибо настолько превосходит человека, что это и представить себе невозможно, — возжелал, чтобы мы о Нем узнали; узнали ровно столько, сколько мы человеческим разумом способны понять и принять. И Он облекается в человеческое тело —

1 Григорий Неокесарийский, свт. Слово на Рождество Христово.

130

 

 

вочеловечивается. И благодаря этому мы узнаём Бога, мы обретаем Его Дух, во-первых, в прямом смысле, ибо Господь через Свое воплощение, и смерть, и Воскресение даровал людям благодать Святого Духа; но мы обретаем Дух Божий еще и потому, что через слово, которое Он принес, нам открываются Его мысли, Его Дух, дух Евангелия. Господь действительно воспринял человеческую плоть, чтобы мы — ограниченные, грешные люди — могли воспринять Его мысли. В этом — величайший смысл Боговоплощения. Мы уже не чужие... но свои Богу (Еф. 2, 19), — как говорит апостол Павел. Конечно, мы не обладаем способностью воспринять всю полноту Божества, мы не способны разумом своим охватить величие Божие, но в пределах своих человеческих возможностей мы знаем о Боге все, что необходимо знать, чтобы спастись и иметь жизнь вечную.

Мы знаем не только Его учение, мы знаем даже как Он выглядел, потому что воплощенный Бог дал возможность людям запечатлеть Его образ. И на святых иконах мы видим физическое изображение Бога — невидимого и непостижимого, вошедшего в человеческую историю через воплощение от Девы Марии и Духа Святого.

В каком-то смысле быть христианином легко... Древние, те, кто сознавали суету языческого идолопоклонства, в центре языческой столицы — Афинах — воздвигли жертвенник, посвятив его неведомому Богу. Ибо были философы, мыслители, которые понимали, чувствовали, что существует неведомый Бог, Творец мира, Который не являет Себя в суетных, человеком созданных кумирах, но скрывает Себя от человеческого взора. Сего-то Бога и проповедовал афинянам апостол Павел, придя в ареопаг, — Бога, Которого он знал, Который явился ему и миру в Иисусе Христе, Сыне Божием и Сыне Человеческом (Деян 17, 22-31).

И мы знаем неведомого Бога, имеем возможность обрести Его Дух, впитать Его мысли и научиться жить так, как Он нас тому учит. Пусть праздник Рождества Христова укрепляет нашу веру и понимание того, что означает пришествие в мир Бога! Пусть праздник Рождества дает нам силы к познанию Духа Божиего и устроению жизни в соответствии с этим Духом! Аминь.

131


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.