Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в кафедральном храме во имя Трех святителей г. Парижа 12.02.2001

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ СОБОРА ВСЕЛЕНСКИХ
УЧИТЕЛЕЙ И СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО,
ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
В КАФЕДРАЛЬНОМ ХРАМЕ ВО ИМЯ ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
г. ПАРИЖА
12.02.2001

 

Ваше Преосвященство, дорогой владыка Иннокентий1, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры!

Я хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто молился за нынешним богослужением в день, когда мы отмечаем знаменательную дату

1 Еп. Корсунский (ныне архиеп. Виленский и Литовский).

877

 

 

в жизни русской православной диаспоры — 70-летие кафедрального храма в Париже.

Особую благодарность я хотел бы выразить владыке Иеремии1 за его молитвенное соучастие в нашем торжестве, сослужившим за праздничной Литургией архиереям2 и всем тем, кто принимал участие в этом богослужении.

Я хотел бы также приветствовать клириков, съехавшихся на торжества в Париж из разных уголков Франции, Италии, Швейцарии. И наконец, мое особое приветствие и благословение всем верным прихожанам святого храма сего и всем предстоящим православным верующим, соединившимся ныне в совместной молитве.

Господь неведомыми путями ведет ко благу род человеческий. Бог не нарушает человеческой свободы, ибо Он сотворил нас по Своему образу и подобию свободными. Но это означает, что вместе с даром свободы человек получает также бремя ответственности за все свои деяния — как добрые, так и злые.

Когда мы молимся Богу, то, сами того не осознавая, просим Господа премудро ограничить нашу свободу, войти в нашу жизнь, исправить ее действием Своей благодати, направить наши помыслы и поступки, укрепить наш дух в достойном прохождении жизненного поприща. Слыша нашу молитву и откликаясь на нее, Господь являет Свой спасительный Промысл и в полной мере осуществляет его над нами.

Святитель Московский Филарет, наш выдающийся богослов и святой, прославленный Русской Церковью, отвечая на вопрос о том, что есть Промысл Божий, говорил, что это сила Божия, способная дурные человеческие поступки обращать к добру3. Так совершается и человеческая история, ибо если бы в мире господствовала только

1 Митр. Галльский (ныне Швейцарский) (Константинопольский Патриархат).

2 Еп. Корсунский (ныне архиеп. Виленский и Литовский) Иннокентий, архиеп. Керченский Анатолий, митр. Черногорский Амфилохий (Сербский Патриархат), архиеп. Евкарпийский Сергий (Константинопольский Патриархат; f 2003), еп. Западно-Европейский Лука (Сербский Патриархат), еп. Трахийский Павел (Константинопольский Патриархат), еп. Клавдиупольский Михаил (Константинопольский Патриархат).

3 Филарет Московский, свт. Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. 127.

878

 

 

наша свобода, то все давно уже окончилось бы вселенской катастрофой — мы погубили бы и себя, и весь мир. Но, к счастью для нас, не только человеческая воля действует в истории, но также благой и спасительный Божий Промысл.

Отвечая на нашу молитву, откликаясь на подвиг мучеников, исповедников и преподобных, на подвиг всей Церкви Божией, Господь вторгается в человеческую историю и исправляет наши прегрешения. Это в полной мере относится не только ко всемирной, но и к русской истории.

Мы совершили много тяжких грехов — разрушили нашу страну, разделились и перестали быть единым народом, попрали свои святыни, потеряли веру в Бога. Тем не менее в ответ на подвиг мучеников и скорбь народную, по горячим молитвам угодников Божиих и всех православных, которые хранили веру даже в самых трудных обстоятельствах жизни, Спаситель, мы верим, ныне приклоняет к нам Свою милость.

Ведь иначе было бы невозможно объяснить, каким образом и почему в то время, когда большая часть так называемого цивилизованного мира добровольно отказывается от Бога, забывает Его, возлагая все свое упование на могущество человеческого разума, власти и денег, — в этот самый момент, на излете XX века и в начале третьего тысячелетия, поруганная, разрушенная, разделенная Россия сердцем обращается к Богу.

Мы видим это обращение, являясь его участниками и свидетелями, — более того, каждый из нас — частица этого великого процесса возвращения согрешившего народа к Отцу Небесному, блудного сына — под родительский кров.

Ныне множество людей заполняют храмы, в которые народ Божий приходит для того, чтобы сердцем ощутить благодать Господню, осенить себя крестным знамением, помолиться, исповедовать грехи свои и причаститься Святых Христовых Таин. Мы также видим, что нынешние русские люди, в рассеянии сущие, — это вовсе не вымирающее русское зарубежье былых времен, которое памятно многим из тех, кто сегодня здесь молился и предстоял святому престолу.

Господь исправляет — веруем, что исправляет любовью, — человеческие прегрешения. История этого парижского прихода восходит к тому времени, когда семь десятилетий назад в русском зарубежье

879

 

 

произошло разделение, отозвавшееся болью и скорбью во многих сердцах. Доныне мы ощущаем отголоски той боли и той скорби, потому что они еще не вполне изжиты и не до конца изгладились из памяти людей.

Но мы верим и надеемся, что в ответ на нашу молитву, молитвы наших отцов и матерей Всемилостивый Господь простит наши прегрешения, заблуждения, ошибки и наполнит Своей правдой наши дела. Главным и непременным условием для этого является сохранение веры в сердце и жизнь по этой вере.

Сегодняшний праздник, в котором приняли участие вся русская диаспора в Париже и многие представители русской диаспоры в Западной Европе, являет собой предчувствие и предвидение избавления от наших исторических страданий и нашей боли.

Я хотел бы сегодня приветствовать и тех людей, которые, не принадлежа к русской диаспоре, являются православными христианами и представляют народы Западной Европы. Ныне их голоса вплетаются в общую молитву народа Божия, они предстоят Престолу Господню как архипастыри и пастыри.

Не без спасительного Промысла разделил Господь наш народ, дав возможность его значительной части свидетельствовать о Себе, встретившись лицом к лицу с Западом, дабы тот увидел и воспринял красоту и величие Православия.

Еще раз всех вас сердечно приветствую! Пусть благословение Божие пребывает со всеми нами и Покров Пречистой Царицы Небесной защищает нас от всякого зла. Я приношу вам приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, который просил меня передать всем свое Первосвятительское благословение и свою любовь.

Вас, дорогой владыка Иннокентий, мне хотелось бы еще раз поблагодарить за устроение этого праздника. Вы в Париже сравнительно недавно, но благие плоды Вашего архипастырского служения уже вполне видимы. В знак признания усердных трудов на Корсунской кафедре я хотел бы преподнести Вам святую панагию как свидетельство любви, уважения и высокой оценки Вашей деятельности.

Трехсвятительскому подворью в городе Париже, всем его прихожанам передаю на молитвенную память образ Казанской иконы Божией Матери, Покровительницы земли Русской, дабы Она

880

 

 

Своими пречистыми молитвами всех нас оберегала и защищала от всякого зла.

У меня также есть почетная обязанность от имени Святейшего Патриарха вручить церковные награды — Патриаршие юбилейные грамоты тем, кто сугубо потрудился на благо процветания сего святого места и во имя свидетельства Русской Православной Церкви в Западной Европе.

Благословение Господне да пребывает со всеми нами! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.