Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день памяти святой великомученицы Варвары в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы 17.12.2010

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ

В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

17.12.2010

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь вспоминает имя святой мученицы Варвары. Многие женщины носят это имя. Совсем недавно мы вспоминали имя другой мученицы — Екатерины, в частности в связи с принесением в Москву ее святых мощей с горы Синай. У этих мучениц много общего — они были современницами и погибли по воле одного и того же императора Максимина, который в начале IV века, уже на излете страшных гонений на христиан, обрушил на них свой гнев.

Подчиняясь воле императора, многие местные правители стали не просто преследовать христиан, но жестоко их истреблять. Однако в истории святой великомученицы Варвары есть нечто, что особенно потрясает сознание. Варвара была удивительно красивой девушкой, и отец ее, некий Диоскор, человек богатый и знатный, хотел воспитать свою дочь так, чтобы она была примером для других, чтобы она отличалась особым образованием, умела правильно себя вести, чтобы была человеком выдающимся. Поэтому он окружил свою дочь особой заботой, приставив к ней многих учителей, которые воспитывали Варвару в традициях языческого общества. Но, взирая на мир Божий из высокой башни (по воле отца Варвара была отделена от мира, чтобы ничто плохое ее не коснулось), Варвара видела красоту этого мира и в какой-то момент почувствовала сердцем и разумом, что эта красота не могла возникнуть по воле рукотворных идолов, что какая-то другая великая сила сотворила окружавший ее мир.

Все больше и больше Варвара стала задумываться о том, кто же является Творцом вселенной, и сердце ее стало располагаться

837

 

 

к принятию иного учения. А когда ей удалось выйти из затвора, в котором проходило ее обучение, и вступить в общение со многими людьми, то она познакомилась с христианами, которые научили ее тому, что Бог Великий, Триединый создал этот прекрасный мир. Девушка всем сердцем восприняла христианское учение и тайно приняла Крещение от священника, который прибыл в ее город под видом купца.

Очень скоро отец узнал, что его дочь стала христианкой. То, что произошло далее, не поддается никакому воображению. Отец воспылал страшной злобой к своей дочери. Первым его желанием было умертвить ее собственными руками. Она едва спаслась бегством, спрятавшись в одной из пещер на склоне горы, но местные жители выдали отцу место, где она скрывалась. Тогда отец отдал дочь местному правителю, который получил приказ от императора мучить, пытать и казнить христиан. На глазах отца его любимая дочь, с его согласия и по его воле, стала подвергаться страшным мучениям. Ее тело рвали металлическими когтями, резали на куски, избивали воловьими жилами, растирали истерзанные места шерстью. Варвара проходила через невыносимые страдания. Наконец, для того чтобы сломить ее не только физически, но и морально, правитель приказал, чтобы Варвару провели по всему городу обнаженной.

Но ничто не могло сломить дух и силу веры Варвары. Более того — те, кто видел ее, начинали открыто исповедовать веру. Среди них была молодая девушка по имени Иулиания, которая, увидев духовный и физический подвиг Варвары, исповедовала свою веру и была подвергнута истязаниям вместе с той, которая силой своего духа открыла ей глаза души и сердца для познания Бога. В завершение всех мучений Варвара и Иулиания были умерщвлены. Но Господь покарал и отца Варвары Диоскора, и злого правителя того града — вскоре они были убиты молнией.

Когда читаешь древние тексты, в которых описываются духовные подвиги святых мучеников и мучениц, то невольно задаешься вопросом: откуда они черпали силу? Как могла юная девушка вынести то, что было бы не под силу самым физически сильным и мужественным людям? И понимаешь, что никакая физическая сила, никакая человеческая воля не способны дать такое терпение человеку, — то была воля Божия, то была сила Божия, которая поддерживала и одухотворяла Варвару и весь сонм мучеников.

838

 

 

Сказанное весьма поучительно для современных людей, многие из которых непременно хотят быть сильными. Это хорошее желание, но нужно помнить, что подлинная сила есть сила человеческого духа. Без Бога эта сила в человеке сокрыта — в этом случае он может опираться лишь на свои возможности и свои силы, которые несоизмеримы с силой Божией. Той силы, которой обладали святые мученики, своими усилиями достичь невозможно. И каждый, кто сегодня хочет быть сильным, хочет побеждать, хочет достигать многого в своей жизни, должен помнить, что все человеческие победы возможны, когда силен наш дух, одухотворяемый силой Божией.

И вот еще о чем невозможно не подумать — о страшной трагедии в семье Варвары. В самом деле, отец превращается в зверя, в мучителя собственной дочери. Почему произошла эта страшная трагедия, что толкало этого человека на безрассудные поступки? Да, он имел иную веру, чем его дочь. У него были другие убеждения. Но разве можно оправдать иными убеждениями, иной верой ту страшную жестокость, которую отец проявил к дочери?

Думая об этой катастрофе семейной жизни (а то была действительно катастрофа), невольно задумываешься о беде, которая пришла и в нашу большую семью, в нашу Россию. Совсем недавно в Москве произошли события, которые всех нас глубоко взволновали1, потому что явили жестокость в нашей большой семье. Внешне это может выглядеть как столкновение людей разных религий, разных взглядов на жизнь... Но если внимательно подумать о том, кем был Диоскор, отец Варвары, проявивший страшную жестокость, то понимаешь, что он не был человеком религиозным. Он был язычником, он верил в идолов, он был в каком-то смысле безбожником, человеком, отрицавшим Бога. В его семье столкнулись не две веры, по-разному воспринимающие Бога, а языческое безбожие и вера. И когда нам сегодня говорят, что конфликты, которые происходят среди нашей молодежи, продиктованы приверженностью людей к разным верам, то это глубочайшее заблуждение и неправда. Только безбожное язычество может сталкивать людей; только безбожное язычество может вдохновлять приезжих, какими бы верующими они себя ни называли, на жестокость по отношению к местному населению, в результате

1 См. примеч. на стр. 394.

839

 

 

чего погибают люди; и только безбожное язычество может породить у местного населения ответную реакцию, в результате которой опять-таки страдают и гибнут невинные люди.

То, что с нами происходит, — это не конфликт вер. То, что с нами происходит, — это некая иллюстрация того, чем становится человек, который утрачивает всякую веру и живет как язычник, как тот самый Диоскор, что терзал свою собственную дочь.

Сегодня я впервые после тех событий имею возможность обратиться к вам, мои дорогие, со словом во время общей молитвы. И, с горечью говоря о том, что произошло, я хотел бы выразить особое соболезнование родителям, близким тех людей, которые погибли, тех, кто оказался изувечен. Мы будем сегодня вспоминать и того молодого человека по имени Егор Свиридов, которого раньше мало кто знал, но которого сегодня знает вся страна, будем вспоминать и всех остальных, кто пострадал в этой братоубийственной схватке.

Что же будет дальше? А будет вот что. Если народ наш не осознает, что невозможно жить по законам языческого мира, то будет все, чего только захочет человеческая плоть. Будет безрассудство, будут самые страшные преступления, и никакие правоохранительные органы, никакие законы не остановят людей — человека могут остановить только совесть, только вера, только убеждения. И я обращаю свое слово ко всем — и к православным, и к мусульманам, и к людям других вер: только религиозная жизнь может удержать от подобного рода преступлений.

И вот еще о чем мне хотелось бы сказать в день, когда мы вспоминаем убитых и искалеченных людей, когда мы обращаем особое слово к их родным и близким. Мне хотелось бы сказать о том, что насилием, злобой невозможно достичь своих целей. Когда в Москву или в другие русские города приезжают наши сограждане, имеющие другую культуру, другую религию, они должны стремиться в новых условиях жить мирно, входя в духовную, культурную жизнь живущего в этих городах большинства, и расчищать себе дорогу в жизни не силой, не групповщиной, не этнической солидарностью, не преступностью, а честным взаимодействием с другими, получая образование и работу, устраивая семейную жизнь, созидая общее Отечество. Однако и местные жители должны не насилием, не грубой силой, не жестокостью останавливать безрассудство других, а солидарностью

840

 

 

и таким выражением протеста, которое не провоцировало бы все новые и новые всплески насилия, но оказалось бы достаточным, чтобы вразумить и власть, и правоохранительные органы, и самих подстрекателей межнациональной розни.

И Диоскор, тот самый жестокий отец, и местный правитель, что отдал страшные приказы рвать тело мученицы Варвары, были умерщвлены Богом. Пусть этот пример тоже поможет всем понять, что жизнь по языческому закону плоти не приносит человеку ни радости, ни счастья, ни благополучия, но лишь собирает гнев Божий.

Будем молиться святой мученице Варваре о том, чтобы по ее предстательству пред Господом уврачевывались семейные конфликты, чтобы по ее святым молитвам преодолевалось разделение среди народа нашего, чтобы по ее святым молитвам дух языческого идолопоклонства, жестокости и ненависти уходил из жизни нашего народа. Верим, что она, как и сонм святых, в земле Российской просиявших, и всех иных мучеников и исповедников, приклонит к нам и к Отечеству нашему милосердие Божие. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.