Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день празднования в честь иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», день тезоименитства святой блаженной Матроны Московской, в храме Воскресения словущего Покровского ставропигиального женского монастыря

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ
БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»,
ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ
МАТРОНЫ МОСКОВСКОЙ, В ХРАМЕ ВОСКРЕСЕНИЯ
СЛОВУЩЕГО ПОКРОВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО
ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ г. МОСКВЫ
22.11.2011

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимая матушка игумения2! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с праздником памяти святой блаженной Матроны Московской, 130-летие со дня рождения которой мы сегодня отмечаем.

1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митр. Кишиневский и всея Молдовы Владимир, митр. Саранский и Мордовский Варсонофий, митр. Оренбургский и Саракташский Валентин; архиеп. Истринский Арсений; еп. Солнечногорский Сергий.

2 Игум. Феофания (Мискина), настоятельница Покровского монастыря.

796

 

 

Святая Матрона Московская явила нам некий образ человеческой немощи и скорби. Через немощь и скорбь — в разной степени, конечно, — проходим все мы. У некоторых эти скорби и немощи те же, что были у Матроны: один не видит света Божиего, другой не слышит, третий не может ходить, у четвертого парализованы руки. Немощи эти так ограничивают человека, что он чувствует величайшую скорбь, сравнивая себя с теми, кто видит, слышит, ходит, действует. Можно еще долго перечислять физические недуги, которые помрачают человеческое сознание, мешают людям чувствовать себя мирно и спокойно...

Но ведь есть и другие скорби, которые связаны со стесненными жизненными обстоятельствами, с конфликтами в семьях — между мужем и женой, между детьми и родителями, — и с теми, с кем мы вместе трудимся. Да чего только нет в этом мире из того, что приводит нас к скорби!

Как чаще всего мы реагируем на скорбь? Если у нас есть физические силы, мы возмущаемся, мы боремся за свои права и за свое «место под солнцем», мы стараемся нанести удар тем, кто нам враждебен. Или же мы до бесконечности сетуем на жизнь, жалуемся ближним и дальним, омрачая тем самым и жизнь окружающих нас людей. И тогда наша скорбь перестает быть только нашей — мы стараемся распространить ее и на других людей, — в первую очередь на тех, кто рядом с нами: пускай, мол, все знают, как мне плохо! пускай и другим будет плохо, потому что мне плохо! Подобная скрытая логика поведения греховного человека, проходящего через страдания, не только наносит вред ему самому, усугубляя его скорбь, но и создает вокруг него ту мрачную, тяжелую атмосферу, которую здоровые люди часто стремятся избегать.

Святая праведная Матрона Московская являет нам совсем другой пример восприятия скорби: ни ропота, ни выражения боли, ни стремления возложить на других часть своих страданий. Мирно и светло, несмотря на внешнюю, вызванную слепотой темноту, протекала ее внутренняя жизнь. И мы сегодня с благоговением вспоминаем ее имя, потому что она явила нам образец христианского восприятия креста, скорби, страдания.

Наше отношение к кресту, страданиям является великим определителем меры нашей веры, нашей религиозности, силы нашей

797

 

 

молитвы, нашей надежды на Бога. Если скорбь разрушает нас, если мы теряем присутствие духа, если мы омрачаем жизнь ближних, то это значит, что мы «проваливаем» великий экзамен, которому Бог подвергает нас. Мы не соответствуем всему тому, что Он требует от нас. В нас нет веры, нет надежды, нет молитвы, у нас нет любви.

Сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12,9), — говорит Господь. Почему Он явил такое богатство благодати на святой Матроне? Да потому, что она заслужила это. Она заслужила Божию милость, она заслужила Божию благодать безропотным, радостным и мирным несением своего креста. Вокруг нее собирались люди, к ней тянулись. Страдание само по себе не может притягивать, оно отталкивает — вот почему некоторым так тяжело посещать места, где люди терпят страдания: больницы, тюрьмы... Но страдание Матроны не отталкивало, потому что, праведно терпя свои скорби, она стяжала великую благодать. Этой благодатью она и сегодня делится с нами.

И ведь сюда, в этот монастырь, к ее цельбоносным мощам люди приходят не от хорошей жизни. Каждый приходит со своим страданием и просит Матронушку: «Помоги!» И наверное, никто не задается вопросами: «Почему Матронушка была светла и счастлива, несмотря на свою слепоту? Почему она ни на кого не возлагала бремени своего крестоношения? Почему с такой духовной силой и с таким внутренним миром несла свою скорбь?»... Когда мы прикладываемся к мощам блаженной Матроны Московской, мы не должны лишь просить у нее: «Помоги!», оставаясь при этом такими же, какими являемся, — не умеющими нести крест и скорби, не изменяющими своего сердца, не стремящимися принять скорбь так, как велит Божий закон, — сохраняя мир и тепло в сердце, любовь к ближним. Святая Матрона кому помогает, а кому не помогает — в этом тайна Божия. Но мы должны помнить, что, когда подходим к ее мощам, мы не получаем помощи автоматически, потому что в Церкви нет никакой магии. Это только колдуны и маги говорят: «Заплати деньги, сделай то-то и то-то, скажи заклинание, соверши какие-то магические действия — и автоматически получишь все, что хочешь». В Церкви человек ничего не получает автоматически, — а только в ответ на свою молитву, на свою веру и на свое стремление и готовность жить по Божиему закону. А в центре этого закона — способность человека нести свой крест, как учит Христос.

798

 

 

И если мы хотим получить помощь через молитву у мощей святой праведной Матроны Московской, станем подражать ей и в страданиях, чтобы и на нашу немощь излилась Божественная благодать по ее святым молитвам! Аминь.

Я хотел бы сердечно приветствовать Вас, матушка Феофания, всех сестер святой обители, духовенство, которое нам сегодня сослужило, и поздравить с этим великим памятным днем! Вы являетесь хранителями мощей святой праведной московской угодницы Божией, и на вас возложена великая ответственность и за их сбережение, и за сохранение памяти блаженной Матроны. Но одновременно на вас лежит ответственность и за воспитание людей, которые во множестве сюда приходят. Вместе с радостью видеть тысячи паломников тысячекратно увеличивается и эта ваша ответственность. Бог будет спрашивать с вас за этих паломников, поэтому большим делом является организация работы с ними, пастырская, душепопечительская работа: чтобы люди не только приложились к святым мощам, поставили свечечку, пожертвовали на монастырь и ушли, но чтобы они еще и получили слова утешения от пастырей, от опытных монахинь. Тогда Покровский монастырь будет всегда оставаться духовным центром нашего первопрестольного града.

Этими словами я и напутствую Вас, матушка игумения, и всех сестер, с тем чтобы сугубо была воспринята та ответственность, которую Господь на вас возлагает, и вместе с внешним благоукрашением монастыря — что крайне необходимо — благоукрашалась и духовно жизнь этой святой обители, давая мир и утешение всем, кто притекает к цельбоносным мощам святой праведной Матроны Московской. Храни вас Господь!

799


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.