Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 25-ю по Пятидесятнице в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы 14.11.2010

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ 25-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

14.11.2010

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую и поздравляю вас с воскресным днем. В этот день мы совершили рукоположение нового архипастыря Русской Церкви для несения послушания в Казахстане2, чтобы и в этой стране укреплялось Православие, развивалось во имя спасения людей преданное Церкви и жертвенное пастырство.

Сегодняшний день отмечен замечательным чтением из Послания к Ефесянам святого апостола Павла. Апостол призывает верующих быть достойными того звания, к которому они призваны, сохраняя единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3). Эти слова употребляются очень часто, но, наверное, мы редко пытаемся проникнуть в их смысл. Что означает «единство духа»? О каком духе говорит апостол Павел? В следующей строке мы читаем, что тело едино и един дух (Еф. 4, 4), и это помогает нам понять, что апостол говорит о Духе Святом, Который пребывает в теле Церкви. Мы должны быть едины в Духе Святом.

А когда достигается это единство в Духе Святом? Тогда, когда мы пребываем в союзе мира. Этот союз мира дарует верующим людям огромную силу, потому что в единстве — наша сила. Когда разделяется царство, оно исчезает из истории (Мк. 3, 24). Именно поэтому

1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митр. Саранский и Мордовский Варсонофий, митр. Астанайский и Казахстанский Александр; архиеп. Симбирский и Мелекесский (ныне митр. Симбирский и Новоспасский) Прокл, архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; еп. на покое Захумско-Герцеговинский Афанасий (Евтич) (Сербская Православная Церковь); еп. (ныне архиеп.) Тираспольский и Дубоссарский Савва, еп. Южно-Сахалинский и Курильский (ныне митр. Архангельский и Холмогорский) Даниил, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Нарвский (ныне Нарвский и Причудский) Лазарь, еп. Рузаевский (ныне Краснослободский и Темниковский) Климент.

2 За Литургией Святейший Патриарх и сослужащие Его Святейшеству архиереи совершили хиротонию архим. Варнавы (Сафонова) во еп. Павлодарского и Усть-Каменогорского.

779

 

 

враг рода человеческого так часто насылает разного рода искушения и соблазны на верующих людей — чтобы разделить Церковь Божию, чтобы лишить нас союза мира, чтобы мы утратили единство в духе.

Но это единство в духе, осуществляемое на невидимом для человека мистическом, духовном уровне, имеет некое рациональное выражение. Собственно говоря, все, что делает человек, он осмысливает, — а осмысливая, способен выразить. Так и это непостижимое единство в Духе Святом обретает совершенно конкретное выражение в единомыслии. Единый дух является нам в исторической жизни Церкви как принадлежность всех чад Церкви единой системе ценностей, которую начертал Сам Бог. Именно для того, чтобы лишить людей этого совместного труда во имя утверждения Божественных ценностей в своей жизни и в жизни всего мира, враг рода человеческого и разделяет христиан, разделяет Церковь, пытаясь отделить от нее хоть какие-то части, чтобы ослабить эту способность Церкви Божией нести миру свидетельство о непреходящих Божественных ценностях.

Иногда нас спрашивают: а что это за ценности? Мы, конечно, перечисляем их: десять заповедей Божиих, заповеди блаженств Господа Иисуса Христа, пытаясь как-то конкретизировать понятие ценности, сделать его понятным для людей. Но, наверное, величайшую ценность, которую Бог дал людям, трудно выразить рационально и сформулировать словами. Речь идет о некоем Божественном мериле правды, некоем безошибочном критерии истины, который Бог дал Своей Церкви, Своему народу. Применяя это мерило, каждый может в точности определить, что есть правда, а что — ложь, что есть добро, а что — зло, как бы ни мимикрировало зло под добро, как бы ни скрывалась ложь в приемлемой внешней форме, рядясь в одежды правды.

То, о чем мы сейчас говорим, исходя из удивительных слов апостола, имеет прямое отношение к нашему времени, потому что именно в наше время, когда расплывается всякое представление о том, что есть добро и что зло, когда предлагается множество разных мерил и критериев, определяющих, что хорошо и что плохо, человеку так легко заблудиться и потерять правду Божию, вечную правду! Наверное, потому и направлены стрелы врага рода человеческого на Церковь — чтобы, потеряв союз мира, мы не могли сохранять единство духа и не могли это единство, это Божественное мерило правды передавать всему человечеству.

780

 

 

И когда мы говорим о сохранении церковного единства, мы говорим не только о сохранении единства церковного управления, которое необходимо, ибо Церковь имеет и земную составляющую. Мы говорим и о духовном, великом, непостижимом и мистическом, что имеет прямое отношение к спасению всего рода человеческого, спасению мира.

Единство духа в союзе мира — это заповедь апостола, это его горячий призыв, без осуществления которого мы никогда не будем достойны того призвания, которое Бог обратил к нам. «Умоляю вас, братья», — говорит апостол Павел. Он говорит нам сквозь века, он обращается сегодня ко всем людям — и в Церкви, и вне Церкви; он просит, он умоляет нас сохранять единство духа в союзе мира...

Мы сегодня рукоположили нового епископа, который вместе со всем епископатом будет нести особую ответственность за это великое делание — сохранение единства духа в союзе мира. Но епископат Церкви нашей нуждается в особой молитвенной поддержке всего верующего народа. За каждым богослужением Церковь молится о Патриархе и о местном епископе, потому что единство епископата, его солидарное служение Богу, его мужество и терпение являются непременным залогом сохранения самой способности блюсти единство духа в союзе мира.

И сегодня, молясь о вновь рукоположенном архиерее, мы молились о всем епископате нашей Церкви, о всем епископате Церкви Вселенской, чтобы Господь укрепил каждого в отдельности и всех вместе в твердом стоянии в вере, в сохранении единства духа в союзе мира, и чтобы у архиереев хватало мужества и силы с любовью и справедливостью управлять стадом Божиим, дабы ограждать Церковь от всяких разделений и соблазнов. Пусть призыв апостола Павла, который идет от Самого Господа и Спасителя, вдохновляет всех нас, весь народ Божий, на хранение единства духа в союзе мира.

Я хотел бы сердечно поздравить Высокопреосвященных и Преосвященных владык с сегодняшним замечательным событием — принятием в нашу семью нового архипастыря, и пожелать вам, дорогие владыки, так же как и всем отцам, монашествующим, всем тем, кто посвятил жизнь свою служению Церкви, помощи Божией в вашем служении. Но более всего я желаю вам, мои дорогие братья и сестры, а в вашем лице — всему народу Божию, всем, кто принял Христа

781

 

 

в сердце своем, сохранять великое мерило правды Божией и истины в Духе Святом, принадлежа Церкви с полным сознанием того, что эта принадлежность открывает человеку путь в Царствие Божие. Аминь.

С праздником всех вас, дорогие мои!


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.