Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 18-ю по Пятидесятнице в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы 16.10.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ 18-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ

ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

16.10.2011

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с воскресным днем. Мы совершили сегодня рукоположение архимандрита Лукиана во епископа Благовещенского и Тындинского. Владыке, который долгие годы трудился в Санкт-Петербургской епархии, предстоит поехать на Дальний

1 Митр. Саранский и Мордовский Варсонофий; архиеп. Истринский Арсений, архиеп. Верейский Евгений; еп. Солнечногорский Сергий, еп. Выборгский (ныне Кронштадтский) Назарий, еп. Воскресенский Савва, еп. Магаданский и Синегорский Иоанн, еп. Ардатовский и Атяшевский Вениамин.

764

 

 

Восток нашей страны, на берег реки Амура, устроять там церковную жизнь, ибо за время безбожного лихолетья епархии Дальнего Востока и Сибири пострадали более всего. Сегодня, предаваясь порой унынию по поводу того, что народ наш покидает эти исконные русские земли, эти огромные просторы, мы задаемся вопросом: а не явилось ли началом этого исхода разрушение святынь, кафедральных соборов, монастырей, которые как крепости объединяли вокруг себя православный народ?

Ныне миссии Православной Церкви на Дальнем Востоке и в Сибири придается особое значение. И мы верим, что молитвами святых угодников Божиих, молитвами наших равноапостольных первопроходцев Господь приклонит милость к нашим дальневосточным и сибирским землям — и вместе с возрождением веры православной будут возрождаться и они, укрепляясь, прирастая материальной силой и духовным благополучием. Ведь в центре проповеди, которую Церковь обращает к миру, — не человеческая мудрость, а истина Божия. От этой истины люди нередко сознательно отворачиваются, понимая, что их внутренний мир ей не соответствует. Это означает, что их внутренний мир принадлежит другим силам, а не силе Божией; а иногда люди просто умом своим не могут до конца понять всего величия Божественной истины.

Удивительно, как Всемогущий Бог Свое бытие, Свой мир, Свою истину сумел воплотить в словах и категориях человеческой мысли! Как нужно было умалить эту истину, приблизить ее к пониманию людей, чтобы она стала понятной пусть не всем, но по крайней мере многим! Вот и сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 6, 31-36) несет нам Божественную истину: Любите врагов ваших, — говорит Господь. Но как эти слова расходятся с человеческим опытом! Ведь враг — это тот, кто хочет тебе зла. Чтобы остановить действие врага, нужно употребить силу: либо силу слова, либо силу человеческих мышц, либо силу тех средств, которыми человек обладает. На этой философии силового сопротивления основана вся философия войны. И пролитие человеческой крови «оправдывается» именно этой идеей — враг должен быть уничтожен!..

Любите врагов ваших... Откуда эти слова? Из какого человеческого опыта, из какой человеческой философии, из какого образа жизни? — Нет ничего подобного в человеческом мире! Любите врагов

765

 

 

ваших — это как гром с ясного неба, как явление Божие, как проявление иного бытия. И когда пытливый человеческий ум начинает проникать в эти слова, ему открывается вся бездна Божественной премудрости, потому что любовь есть величайшая сила. Любовь способна изменить человека: врага сделать другом; чужого — каждого, к кому простирается наша любовь, — сделать своим ближним.

Вместе с тем почти каждый человек постоянно задает себе вопрос: как я могу любить ближнего своего, который мне враг? Святитель Иоанн Златоуст, размышляя над этим удивительным Божественным посланием, учит нас тому, что может помочь изменить наше отношение к людям, в том числе и враждебно к нам относящимся. Он говорит: никогда не называйте врагов презрительными, пренебрежительными или оскорбительными именами1. Почему? — Для того чтобы душа училась от слов и, научившись, примирилась с врагами. Для того чтобы враг стал ближе, не нужно отчуждать его своими фантазиями, своими фобиями — конечно, не теряя бдительности. Не нужно приклеивать ему никаких ярлыков, никаких оскорбительных прозвищ, нужно беречь в некоем целомудрии свой язык. И тогда душа, по слову Златоуста, действительно будет учиться от языка.

В сегодняшнем евангельском чтении есть и другие замечательные слова: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. В этой фразе — вся глубина человеческой мудрости. Не хочешь иметь врага — не делай людям зла. Появился недруг вроде как «на ровном месте», вопреки твоей воле, вне зависимости от твоих действий, — не называй его врагом. Воспитывай, убеждай свой разум в том, что он не враг тебе, и тогда душа твоя откликнется на такой посыл и примирится с этим человеком. Можно себе представить, каким был бы наш мир, если бы мы жили по этой Божественной заповеди, так, увы, расходящейся с повседневным греховным опытом нашей жизни!

Призывая нас к высокому, Господь высоко поднимает «планку», — чтобы мы, обращаясь к Нему, всегда поднимали голову — и в прямом, и в переносном смысле, ведь Он несоизмеримо выше нас. Оттуда, с неведомой нам высоты, Он обращает к нам слова, которые одних ранят, других обжигают, а третьих привлекают к себе своей

1 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 1-я о Давиде и Сауле, 6.

766

 

 

Божественной силой. И задача Церкви Христовой — не только духовенства, а всей Церкви, всего народа Божиего — заключается в том, чтобы эти слова осуществлялись в жизни, наполнялись смыслом, преображали реальность.

Как все это далеко от того, что нам показывают по телевидению: ринги, поединки, схватки, лица, искаженные злобой, невероятное количество лжи, подтасовки фактов — лишь бы только убедить кого-то в своей правоте, сделать врага презираемым в глазах других! Но разве это путь к миру? И при этом мы говорим о гражданском мире, о согласии? Да как можно созидать согласие, когда мы разжигаем человеческие страсти, когда каждый вечер миллионы людей становятся очевидцами буйства человеческих страстей! Что можно всему этому противопоставить? Еще большую силу логики, ума, способности спорить и убеждать? Нет. Всему этому можно противопоставить только исполнение слов Христа Спасителя: «Итак, кто хочет, чтобы люди поступали с ним по-доброму, сам по-доброму относись к людям и люби врага своего». Только от Бога могли прийти к нам в грешный мир эти слова. Любого человека побили бы камнями и уничтожили, если бы он стал проповедовать такую философию. Но поскольку это слово Божие, оно живет и действует и острее... меча обоюдоострого разделяет само человеческое естество (Евр. 4, 12), и мы верим, что только это слово, воплощенное в жизни людей, и способно спасти род человеческий.

Это послание и нужно нести миру — и новорукоположенному епископу на Дальний Восток, и каждому архиерею Церкви нашей, и каждому священнику, и всем вам, мои дорогие братья и сестры, потому что вы не статисты в Церкви — вы ее члены, вы проповедники, вы благовестники. Ведь Церковь — апостольская, а значит, каждый мирянин несет апостольское служение. Несите эту истину в мир, сами старайтесь жить в соответствии с ней, преобразуйте мир силой Божественной мудрости. И верим, что Господь в ответ на нашу молитву, на смирение наше, на готовность нести поношения во имя Божией правды приклонит к нам Свою милость, и все большее и большее количество людей и на Дальнем Востоке, и на западе, и на севере, и на юге Святой Руси примут Божественные слова как некий закон своей жизни и в соответствии с этим законом начнут устроять и преобразовывать эту грешную жизнь по воле Божией! Аминь.

767


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.