Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти обретения честных мощей святого благоверного князя Даниила Московского и перенесения честных мощей святого благоверного князя Александра Невского в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ ОБРЕТЕНИЯ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ
СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ДАНИИЛА
МОСКОВСКОГО И ПЕРЕНЕСЕНИЯ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ
СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА
НЕВСКОГО В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ ДАНИЛОВА
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ
г. МОСКВЫ
12.09.2011

 

Ваши Высокопреосвященства1! Досточтимый отец наместник2! Дорогие отцы, братия и сестры!

Сегодня великий день для сей обители, основанной святым благоверным и преподобным князем Даниилом Московским, а также для всей страны нашей, для всей исторической Руси, — потому что в этот же день мы вспоминаем перенесение мощей его святого отца, благоверного князя Александра Невского, в Санкт-Петербург. Это принесение освятило Северную столицу, наполнив ее духовной силой, и, несмотря ни на какие веяния близлежащего иноверного мира, Петербург всегда оставался оплотом Православия — именно потому, что в его сердце почивали мощи святого благоверного князя Александра Невского. И сия святая обитель — первая среди обителей града

1 Архиеп. Истринский Арсений, архиеп. Егорьевский Марк.

2 Архим. Алексий (Поликарпов).

719

 

 

Москвы, созданная по повелению князя Даниила, — также сохранилась, несмотря ни на какие бурные обстоятельства времени, и была первой из всех московских обителей возрождена к жизни.

Все то, о чем мы сейчас говорим, неслучайно. Кто-то может сказать, что это просто исторические совпадения, однако на самом деле Бог через эти совпадения дает нам знак — знак Своего присутствия в нашей жизни. Неслучайно именно мощи князя Александра Невского были принесены в Петербург. Неслучайно именно Даниловская обитель стала первой в Москве — по воле его сына Даниила Московского. Мы видим в этих событиях милость Божию и ко граду Москве, и ко граду Петербургу и прославляем сегодня имена святых благоверных князей Александра Невского и сына его Даниила Московского.

А собственно говоря, почему мы их прославляем? Ведь они были прежде всего государственными деятелями. Князь Александр, будучи великим князем, нес ответственность за всю Русь, к тому времени уже разделенную в результате татаро-монгольского нашествия, но еще сохранявшую национальное самосознание великого единого православного Русского государства. А князь Даниил Московский, получивший в удел сей град (тогда самый бедный и незначительный), заложил основу для того, чтобы именно он воспринял от ветхого Киева и Владимира великую ответственность по собиранию всех земель Руси. Кто-то может сказать (наверное, так и говорят люди светские, неспособные прозревать в истории Божий перст), что, мол, все это делали выдающиеся государственные деятели. Но нужно представить себе эпоху, в которую жили Александр Невский и Даниил Московский, — ведь тогда было много князей, и каждый стремился показать другому свои силу, мощь, власть, способность быть первым; а тем временем враги наступали с запада и востока, теснили Отечество наше, которое, утратив независимость, чудом сохраняло само себя...

Неужели только государственный ум Александра Невского и Даниила Московского был причиной, почему именно их имена особым образом запечатлелись в истории страны и Церкви? Совсем нет. И ответ на вопросы, что же было внутренней движущей силой для двух великих благоверных князей, что предопределяло успех их служения, мы находим в сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Коринфянам. Апостол пишет: Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо наше служение (2 Кор. 6, 3).

720

 

 

Ни пререканием, ни преткновением не был апостол Павел, а потому и служение его никем не порицалось, кроме прямых врагов. Так и личности Александра Невского и Даниила Московского не были для людей ни пререканием, ни преткновением. Кто-то мог соглашаться или не соглашаться с тем, как Александр защищал раздираемую междоусобицами Русь, как он ездил в Орду, как кланялся хану, как силою смирял новгородцев, отказавшихся платить хану подать. Наверное, были и те, кто говорили: он предатель, он против наших интересов, он против Родины! Но князь шел на эту голгофу, понимая, что именно такими действиями он оградит Русь от Золотой Орды. А князь Даниил — смиренный настолько, что иночество было для него более органичным, чем княжество, — удерживал себя от междоусобной брани, освобождал заключенных, заботился о неимущих.

Не только чистота намерений и сила духа Александра, смирение и вера Даниила, но также и их личная жизнь ни для кого не были ни преткновением, ни соблазном, а потому и служение их, хотя и вызывало, по обычаю человеческому, у одних согласие, а у других — недоумение, не оставило в истории никакого порицания, но лишь благоговейную и благодарную память.

Чему учит нас этот пример? Мне особенно хотелось бы сказать об этом в стенах обители, обращаясь к монашествующим. Помните слова: «Ни для кого и никогда мы не были пререканием, чтобы не порицалось наше служение». Служение будет порицаться — никаких иллюзий не следует строить, — апостол Павел в этом же послании говорит, через какие страдания он проходил. Но у него всегда была правда в правой и левой руке (2 Кор. 6, 7), и апостол победил своих гонителей, хотя и был умучен за веру и проповедь Христову. Для нас, священнослужителей, особенно же монашествующих, все эти примеры не должны быть фольклором, легендами. Мы должны представить себе этих людей — и апостола Павла, и святых Александра Невского и Даниила Московского — своими современниками: как бы они сегодня трудились, как бы они жизни свои полагали за Господа и Спасителя, не будучи ни для кого пререканием, дабы не порицалось служение.

Мы должны брать пример с живых людей. Святые не умерли — они живы, живы в исторической памяти Церкви, живы в тех молитвословиях, которые мы к ним обращаем. И сегодня наша молитва обращена к святым благоверным князьям, дабы они научили нас

721

 

 

тому, чтобы никогда и ни для кого мы не были в пререкание и в преткновение, дабы служение, которое мы несем, не порицалось.

Сказанное имеет отношение не только к священнослужителям (хотя к ним в первую очередь), но и к политикам, к государственным мужам, к людям, несущим ответственность за трудовые коллективы, обладающим экономической силой, к работающим в средствах массовой информации, к людям, несущим ответственность за то, что происходит в умах и сердцах людей, — а это и педагоги, и ученые, и литераторы, и другие представители интеллигенции. И как же важно помнить всем, от деятельности которых зависят судьбы людей, огненные слова апостола Павла о том, что ни для кого и никогда мы не должны быть пререканием, чтобы не порицалось наше служение.

Святые благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский дают нам великий пример такого служения, которое окружалось доверием, уважением и любовью, потому что совершалось людьми светлыми, жившими по Божиему закону. Да поможет всем нам Господь осознать великую истину, что успех дела, которое мы совершаем, находится в прямой зависимости от того, какие мы, от наших мыслей, наших чувств, нашего отношения к ближним. И если жизнь наша худа, то и дела наши не могут быть добрыми, — этой великой истине учит нас сегодня пример святых князей Александра Невского и Даниила Московского. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.