Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря 10.09.2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В СПАСО-
ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ СВЯТО-ТРОИЦКОГО
СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ

10.09.2009

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Только что мы прослушали первую главу Послания апостола Павла к Галатам, в которой находим такие замечательные слова: Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Самого Себя за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века (Гал. 1, 3-4). Эти слова, обращенные к древней Галатской Церкви, помогают нам — людям, живущим в XXI веке, понять нечто очень важное, что имеет отношение к нашей вере. Господь Своим искуплением, Своим страданием не только избавил нас от греха для жизни вечной, но через это мы — те, кто верит в Него, кто принимает Его слово, — получили способность избавляться от лукавства настоящего века, то есть обретать некую мудрость, некое ведение, способность проникать в суть вещей. Как же Голгофская жертва соотносится с человеческой мудростью? Как произошедшее тогда, в древнем Иерусалиме, влияет на то, что мы сегодня совершаем в нашей жизни — личной, семейной, общественной, государственной? Что это за невидимая связь между Крестом и мудростью человеческого поведения?

Сегодняшний апостольский текст помогает нам понять, что искупление, совершённое Господом, не только открывает нам двери вечной жизни, но и в этой, земной жизни дарует нечто, что является великим сокровищем, огромной ценностью. В мире присутствует грех, он живет в людях — рождается в глубине нашего сознания, захватывает нашу волю, оккупирует чувства. Живя грехом, мы не можем

695

 

 

не совершать греховных дел. И потому в межличностных отношениях — семейных, коллективных, общественных — всегда присутствует тот грех, который рождается внутри нас. Он выплескивается вовне и захватывает общественное пространство. Мы знаем, как самые отвратительные проявления греха — ложь, лицемерие, коварство — разъедают ткань человеческих отношений, как рушатся семьи лишь потому, что супруги начинают лгать друг другу, лицемерить, выстраивать свою собственную, независимую от другого стратегию жизни, — и в конце концов все это заканчивается разводом, страданиями, появлением сирот при живых родителях! Этот перечень скорбей человеческих можно продолжать и применительно к жизни общества. Как много существует различных стратегий — и явных, и тайных, — когда люди объединяются для того, чтобы, употребляя ложь, и лицемерие, и коварство, достигать своих собственных целей, которые они не всегда готовы открыто и публично провозгласить, потому что за этими целями — всегда стремление к власти, господству, обладанию материальными ценностями! Но, с другой стороны, как много существует в общественной жизни добрых и честных начинаний, когда люди объединяются во имя достижения добрых целей, когда они провозглашают замечательные идеи и стремятся воплотить их во благо других людей!

Но как же отличить добро от зла? Как отличить правду от лжи? Как отличить политика честного, стремящегося к благу своего народа, от человека злого, скрытного и лицемерного? Никакие человеческие технологии не способны обнаружить скрытую стратегию в человеческих отношениях. И мы знаем, как наш народ неоднократно обманывался, — и никакая мудрость народная, его смекалка и способность прозревать правду не помогали. Народ ошибался — принимал ложь за правду, тьму за свет. И в результате страдал сам. Какие разрушения и беды произошли в нашей жизни в XX веке от того, что мы были неспособны отличить ложь от правды!

Почему же кровь Спасителя связывается апостолом Павлом со способностью избавлять от лукавства настоящего века, от скрытой стратегии зла? Да потому, что кровь Христова освобождает нас от греха. Если Господь Своим Крестным подвигом исцеляет нас от грехов, дарует освобождение от зла, то это означает только то, что мы сами в глубине своего сердца и своего разума начинаем овладевать

696

 

 

тайной жизни, способностью отличать добро от зла, и не только по отношению к себе, но и к своим близким, родным, коллегам по работе, по отношению ко всему тому, что мир адресует нам.

Если человек живет по Божией правде, то в каждом слове, обращенном к нему, он способен распознать добро и зло. Эту удивительную способность мы называем прозорливостью. Ведь прозорливость — это способность прозревать суть вещей. Как замечательно еще раз употребить это слово и задуматься о прозорливости здесь, на этой земле, по которой ходил своими стопами великий прозорливец земли Русской преподобный Серафим Саровский. Он в полной мере стяжал то, о чем говорил святой апостол Павел: кровью Спасителя мы освобождаемся от греха и обретаем способность прозревать лукавство нынешнего века.

Преподобный не заканчивал никаких университетов, и не имел никакого опыта политической работы, и не жил в столицах, а жил здесь — в дебрях Саровских. Но к нему приходили и слушали его и великие мира сего, и простые люди. Они понимали, что старец говорил правду, прозревал тайны их личной жизни, видел и понимал, что происходило в тот момент со страной и народом. Никаким человеческим опытом, никакими знаниями невозможно объяснить прозорливости, которая не знает границ времени и пространства, простираясь и в прошедшее, и в будущее. И живые свидетельства этой прозорливости еще и еще раз подтверждают слова апостола Павла, которые звучали сегодня: Господь Иисус Христос отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего.

Мы все сегодня нуждаемся в прозорливости. Мы не употребляем это слово по отношению друг к другу, в быту, и тем не менее мы желаем друг другу мудрости и способности духом отличать правду от лжи, добро от зла. Каждый из нас имеет возможность стать мудрым и прозорливым человеком, если в полной мере примет силой своей веры и чистотой своих чувств тот искупительный подвиг, который ради нас совершил Христос. И если мы верим в Господа, если мы живем по Его закону, если принадлежим к общине Его последователей — Церкви Христовой, если мы молимся Ему, то через Свои искупительные крестные заслуги Он дарует нам еще и мудрость житейскую, силы и разум. И тогда голос нашей совести, нашего сердца помогает нам

697

 

 

отделять добро от зла, а правду от лжи. И пока хоть в одном человеке сохраняется эта способность, человеческая история будет продолжаться. А когда люди в глобальном масштабе потеряют способность отделять добро от зла, тогда и наступит конец.

Следует помнить, что пришествие антихриста и конец мира — это не хронологические понятия, потому что все это может наступить мгновенно, когда переполнится чаша Божественного терпения наших беззаконий. Ибо через беззакония люди теряют способность отличать добро от зла.

А какую же позицию должна занимать Церковь Христова перед лицом всего того, что происходит в мире? Ведь некоторые говорят нам: к приходу антихриста нужно спрятаться от мира подальше, в пещеру, нужно проклясть весь этот мир, отказаться от него.

Преподобный Серафим учил другому: он учил людей Божией правде, — тому, чтобы, получив хоть раз прививку этой правды, они творили Божие дело в мире, который будет существовать до тех пор, пока это Божие дело будет совершаться. Поэтому величайший грех принимают на себя люди, которые отказываются от борьбы за Божию правду, слагают оружие и соблазняют этим других.

Наша брань не против крови и плоти, но против... мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12). И победу в этой брани одерживает тот, кто сохраняет нравственное чувство, а вместе с ним — и способность отделять добро от зла. И сохраняем мы эту способность силой благодати Божией, которая дана нам через Крест и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

Вот так и смыкаются такие различные понятия: Божественное искупление, вечная жизнь и политическая реальность современного мира. А иначе и быть не может! Бог создал мир именно таким: земное соединяется с Небесным, а духовное с материальным. И задача каждого верующего человека — совершая Божию правду, преобразовывать свою душу, свой внутренний мир. Это и есть наше оружие, способное воздействовать на общественную жизнь, на судьбу всего народа, с тем чтобы утверждалась Божия правда и Божия победа. Сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5, 4). Аминь.

698


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.