Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании всенощного бдения в канун дня памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, в кафедральном соборе в честь Рождества Христова г. Липецка 25.08.2010

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ
В КАНУН ДНЯ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА,
ЕПИСКОПА ВОРОНЕЖСКОГО, ЗАДОНСКОГО
ЧУДОТВОРЦА, В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА г. ЛИПЕЦКА
25.08.2010

 

Ваше Преосвященство, владыка Никон1! Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство2! Уважаемый Олег Петрович3, высокие представители государственной власти, дорогие отцы, братья и сестры!

Хотел бы поблагодарить вас, владыка, за рассказ о жизни вновь созданной Липецкой епархии. Действительно, образование самостоятельной епархии стало важнейшим событием в жизни верующих людей этого благодатного черноземного края. Мы видим, как буквально за семь лет преобразилась в церковном отношении эта земля: мы видим благолепные храмы, прекрасное епархиальное управление, хорошо организованную работу с молодежью, с Вооруженными силами, со средствами массовой информации, в области образования

1 Еп. Липецкий и Елецкий (ныне митр. Липецкий и Задонский).

2 Митр. Саранский и Мордовский Варсонофий; еп. Солнечногорский Сергий.

3 Королев О. П., глава администрации Липецкой области.

665

 

 

и многое другое. Я радуюсь возможности в юбилейный год 400-летия дивной Задонской Богородице-Рождественской обители посетить эту землю и поклониться ее святыням.

Мой визит приурочен ко дню памяти святителя Тихона Задонского — великого угодника земли нашей. Пример святителя, который жил в XVIII веке, обладает огромной притягательной силой для нас, живущих в XXI веке, и особенно для пастырей.

Сегодня за богослужением мы слышали Евангелие от Иоанна, которое полагается читать тогда, когда празднуется память святителей, — с замечательными словами о том, что пастырь добрый душу свою полагает за овцы. А наемник, который не пастырь, не заботится об овцах — он убегает, когда идут волки, и позволяет тем расхитить свою паству (Ин. 10,11-12).

Из истории Церкви мы знаем несметное множество примеров искреннего пастырского служения, когда пастыри отдавали жизни свои за народ. Совсем еще недавно — в тяжкие десятилетия XX века — многие из них взошли на крест, на свою голгофу, став священномучениками и исповедниками. Но известно также, что как в те трудные годы, так и в годы сравнительного благополучия среди пастырей были и такие, кто не был готов защищать свою паству от «волков», стремящихся расхитить овец.

Сегодня мы живем в такое время, когда для Церкви не существует никакой прямой внешней опасности. Мы живем в свободной стране с православной традицией, мы являемся свидетелями возрождения нашего народа. Но будет величайшей ошибкой утверждать, что нет сегодня тех самых «волков», которые хотят похитить паству. Они были, есть и будут, поскольку враг Церкви — сам диавол и действует он через людей. И сегодня время от времени появляются лжеучители, которые под видом защиты Церкви и Православия сеют плевелы сомнений и подозрительности, стараясь разделить паству и пастырей.

Но есть и другие «волки», которые воздействуют на всеобщее сознание через очень удобные для такой цели средства массовой информации, создают ложные и опасные идеалы и ценности, привлекают к этим целям и ценностям людей духовно неопытных, в первую очередь — молодежь.

Церковь призвана защитить паству, но используя особую защиту. Ведь это не открытое сражение на поле боя — это поле невидимой

666

 

 

брани за человеческие души. На этом поле брани пастыри не должны щадить живота своего, чтобы защитить свой народ. А как можно защитить народ от губительных для души мыслей, поступков, образов? Нужно предложить ему иные мысли, призвать к иным поступкам, начертать иные образы, которые проистекают из нравственной традиции нашего народа, из его патриотической традиции, из его любви к своей земле, к своим святыням.

Это непростая брань, потому что «волки» обращаются к человеку, воздействуя на его инстинкты. Все, к чему сегодня призывают опасные лжеучители, апеллирует к человеческой страсти, к человеческому инстинкту. А инстинктивная природа человека сильна, и очень часто люди умные, образованные, имеющие, казалось бы, добрые мысли, спотыкаются о препоны и преграды, что возводит враг рода человеческого, — и спотыкаются так обидно, падая со своей духовной высоты.

Пастыри должны помнить, что невидимая брань, которую ведет Церковь, не против крови и плоти, но... против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12). И потому греховным мыслям мы должны противопоставлять мысли светлые, ясные и притягательные. Мы должны призывать людей к действиям, которые закаляли бы их волю, формировали национальный характер, делали их способными защищать себя, своих родных и близких, защищать Отечество. Мы должны формировать такой образ миробытия — светлого, проникнутого Божественной благодатью, миром, любовью, верностью, единством, душевным покоем, — перед которым все соблазны мира растворялись бы как дым.

Святитель Тихон, память которого мы сегодня празднуем, а также Феофан Затворник и Амвросий Оптинский, связанные с этой землей, были теми учителями и пастырями, которые помогали формировать именно такой образ мыслей и действий, именно такие возвышенные идеалы. В основе их духовного творчества лежал личный религиозный опыт. Они писали, исходя не только из своих обширных знаний, которые были необходимы, чтобы обращаться к современному им обществу, — помимо знаний у них было духовное ведение, духовный опыт молитвы и переживания Божиего присутствия. Опираясь на свои знания, они интерпретировали свой духовный опыт таким образом, что слова их становились яркими, сильными и убедительными — и не только для современников, но и для

667

 

 

нас, отделенных от них многими десятками и даже сотнями лет. Это и есть пример того, как нужно сегодня служить Богу и людям, чтобы «волк не расхитил овец».

Я радуюсь всему тому, что происходит на Липецкой земле, радуюсь возрождению духовной жизни, радуюсь также несомненным успехам в экономическом и социальном развитии области. Я хотел бы призвать — в первую очередь пастырей и всю Церковь — к сохранению тех великих основ нашей духовной жизни, что переданы нам от Самого Господа святыми апостолами и поколениями святых отцов и учителей Церкви. Если мы будем полагать все то, чему научены, в основу нашей жизни — и не только церковной, но и общественной, и государственной, — тогда эти великие идеалы никогда не будут разрушены силой человеческой страсти и человеческого инстинкта.

Я хотел бы также от всего сердца пожелать губернатору, светскому руководству, всем тем, кто несет ответственность за развитие Липецкой области, помощи Божией; и хотел бы поблагодарить вас и призвать к тому, чтобы и у светских руководителей забота о хлебе насущном сочеталась с заботой о духовной жизни народа. Я вижу такой подход в деятельности местной власти, благодарю за это и надеюсь на продолжение тесного взаимодействия светских и духовных властей, Церкви и общества для совместных трудов во имя нашего Отечества, во благо всех жителей Липецкой области.

В память о пребывании в городе Липецке я хотел бы подарить сему собору изображение святого преподобного Амвросия Оптинского, выполненное в высокохудожественной технике искусного шитья. Пусть память об этом святом возбуждает нашу ревность о деле Божием. На иконе — специальная памятная дощечка, указывающая на то, что это дар Патриарха. Когда будете подходить к этому образу и молиться, вспоминайте своего Патриарха. А всем вам, мои дорогие, я хотел бы передать иконочки святителя Тихона, Задонского чудотворца, с моим Патриаршим благословением.

Храни вас всех Господь!

668


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.