Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в престольный праздник в новоосвященном храме в честь Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна на Пресне 7.07.2010

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В НОВООСВЯЩЕННОМ
ХРАМЕ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ

И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА НА ПРЕСНЕ

7.07.2010

 

Ваше Преосвященство, владыка Игнатий1! Дорогие отцы, братья и сестры!

Радуюсь возможности в день, когда мы празднуем юбилей сего храма2, когда задумываемся о его многовековой истории, когда он являет нам свою первозданную красоту после прекрасно проведенных реставрационных работ, совершить вместе с вами Божественную литургию, вспомнить историю этого святого места первопрестольного града, помолиться о Москве, о Церкви нашей и о всех вас, кто с верой приходит под сень сего святого храма.

Сегодня на Божественной литургии мы прочитали апостольское Послание к Римлянам (Рим. 13, 11 — 14, 4), услышали слова, помогающие нам многое понять и выстроить разумно и спасительно свои отношения с окружающим нас миром. Собственно говоря, мы строим и восстанавливаем храмы именно для того, чтобы люди через молитву, через приобщение к благодати Божией научились искусству жизни, научились мудрости житейской, открыли для себя нечто такое, что способно эту жизнь изменить, наполнить подлинным содержанием, непреходящим смыслом, радостью о Господе.

Сегодня в Послании к Римлянам Господь как бы приоткрывает нам тайну человеческого благополучия, тайну человеческого счастья. Апостол обращается к римлянам, которые были людьми состоятельными и часто очень невоздержанными, потому что жили в условиях богатейшего столичного города, с огромным количеством развлечений, с пиршествами, роскошью и комфортом, и очень дорожили подобным стилем жизни. А для того чтобы наполнить этот стиль неким содержанием, чтобы хоть что-то волновало душу (ибо силы богатых жителей Рима были в основном направлены на нечто совсем

1 Еп. Бронницкий (ныне Выборгский и Приозерский), настоятель храма.

2 325-летие со дня возведения храма.

531

 

 

другое), они занимались искусствами. И, обращаясь к римским христианам, апостол говорит: Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 13,14). Не в мягкие туники, не в благовония, не в жизненный комфорт — облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа.

А для чего нужно облечься во Христа? Апостол говорит: чтобы попечение о плоти не превратилось в служение похоти. Одна эта фраза стоит тысячи философских томов. Одна эта фраза помогает расставить все приоритеты человеческой жизни, выстроить баланс, определить, что главное, что второстепенное. Апостол призывает богатых жителей Рима жить так, чтобы, не оставляя попечения о плоти, не служить похоти. Попечение о плоти — это непременное условие существования человека. Можно сказать, что при какихто условиях и обстоятельствах попечение о плоти есть нечто такое, что связано с самим выживанием человека. Ведь Господь создал нас такими, что мы должны питаться, одеваться, получать образование, отдыхать, — это Его замысел. Он мог бы создать человека совсем другим — так, что не нужно было бы думать о поддержании физической жизни или по крайней мере думать совсем немного. Но Господь облек нас именно в эту плоть, дал нам именно эти человеческие силы, которые нуждаются в восполнении, в поддержании. Потому апостол и говорит о необходимости нести попечение о своей физической жизни.

Иногда священнослужителям задают вопросы: грех ли поехать в отпуск? грех ли приобрести тот или иной предмет? грех ли пригласить людей на праздник и угостить их? Все из перечисленного может быть и грехом, и святым делом. Все зависит от того, что происходит в нашем сердце: если попечение о плоти мы превращаем в служение похоти — мы погибаем.

Что же такое похоть? Похоть — это господство физического начала в человеке над душой: когда все помыслы сводятся к материальному началу, когда забота о материальной стороне жизни становится доминирующей, когда все остальное из жизни исторгается, когда и радость, и скорбь — только в материальной плоскости, когда человек ни о чем не думает, как только о том, чтобы иметь больше материальных средств, больше тратить, получать больше удовольствий. Мир идет сегодня по этому страшному пути, создавая цивилизацию похоти, а значит, греховную цивилизацию, превращая похоть в идеал

532

 

 

жизни. Какие там древние римляне?! Да они аскеты на фоне того, что сейчас происходит, в том числе и в нашей стране!

Господь предостерегает нас от этого образа жизни. Он не говорит нам: отказывайтесь от зарплаты, не ищите материальных средств, не покупайте одежды, не стройте дома, не покупайте машин, не ездите в отпуск, не обращайтесь к врачу, не получайте образования. Ничего этого вы не найдете в Слове Божием. Господь только предостерегает словами апостола, чтобы попечение о плоти не стало угождением плоти, служением похоти человеческой.

Это величайшая мысль. Тот, кто находит правильный баланс между духовным и материальным, становится человеком счастливым, внутренне богатым, очень сильным. Такого человека не сокрушают какие-то временные материальные трудности, неудачи, сложности с карьерным продвижением. Такой человек способен своим разумом, силой своего духа управлять собственной жизнью. Нужно, чтобы эти замечательные слова апостола сегодня знали в каждом доме — и дети, и люди среднего возраста, и даже люди пожилые.

А легко или трудно попечение о плоти не превратить в угождение похоти? Легко, если мы подключаем к принятию решений свой разум, если живем не в подчинении своим инстинктам, если можем управлять своим поведением, прилагая силу духа и молитву. Но если нет господства разума над плотью, силы духа — над инстинктивным влечением, тогда мы становимся легкой добычей страстей, тогда ничто не может остановить нас и попечение о плоти превращается в угождение похоти.

Мы строим Божии храмы, восстанавливаем старые. Наверное, неслучайно все это совпало с нынешним этапом исторического развития нашего Отечества. Еще 20 лет назад мои слова могли бы встретить у людей законное недоумение: «Какая уж там похоть — и так денег ни на что не хватает!» Наверное, и сегодня кто-то может так сказать; но очень большая, если не большая часть нашего народа уже стоит перед выбором: попечение о плоти или служение похоти. Поэтому очень важно, чтобы сегодня храмы становились местом молитвы, духовного размышления, духовного возрастания нашего народа. Тогда никакие соблазны не помешают нам сохранить те идеалы, которые вдохновляли наш народ на великие подвиги, на строительство храмов, на созидание Святой Руси.

533

 

 

Я хотел бы от всего сердца пожелать Вам, владыка Игнатий, клиру сего святого храма, всем прихожанам, всем, кто сегодня слышит меня, помощи Божией в устроении своей жизни. Пусть Божественная мудрость, несущая нам весть о спасении, полагается в основу нашего человеческого выбора, выбора пути, выбора идеалов! И тогда, верим, милость Божия будет приклонена к каждому из нас и к народу нашему. И плоть наша страдать не будет, ибо попечение о ней также предусмотрено Божиим замыслом о мире и человеке. Да дарует Господь всем нам силы идти тем путем, к которому Он нас призывает!

В память о сегодняшнем богослужении и о юбилее сего святого храма я хотел бы вручить Вам, владыка, образ Спасителя. Да поможет Он каждому из нас определить свое место в жизни и избрать спасительный жизненный путь! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.