Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля 28.06.2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОНЫ,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ,
ЧУДОТВОРЦА, В ПАТРИАРШЕМ УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

28.06.2009

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Только что мы прослушали чтение из 6-й главы Евангелия от Матфея, где находим такие замечательные слова: Светильник для тела есть око... Если око ваше будет чисто, то всё тело ваше будет светло; если же око ваше будет худо, то всё тело ваше будет темно (Мф. 6, 22, 23). Этими словами Господь помогает нам ответить на очень важный вопрос о том, как внешний окружающий мир влияет на состояние нашей души и что является решающим в оказании такого влияния.

Каждый из нас из своего опыта знает, что окружающий мир влияет на состояние его души: проснулся утром в добром расположении духа, вышел на улицу, сел в общественный транспорт или автомобиль и... столкнулся с проблемами — кто-то незаслуженно тебя обидел, толкнул, оскорбил, кто-то дорогу не уступил, кто-то проявил еще какие-то отрицательные человеческие качества. Пришел на работу —

507

 

 

и здесь проблемы, трудности, конфликты. И все это — окружающий нас мир... Мы воспринимаем сигналы этого мира, и они влияют на наше внутреннее состояние — как бы формируют его. Рождается младенец светлым, чистым, но по мере возрастания начинает испытывать очень много отрицательных влияний извне. И к зрелому возрасту это уже не чистый, не светлый человек, — это человек, обремененный грехами, внутренними проблемами. И, как это часто бывает, — человек несчастливый.

Мы очень склонны, сознавая высокую степень влияния мира на наше внутреннее состояние, целиком и полностью относить все на счет этих влияний. Чаще всего мы ищем объяснения своим неудачам, своему тяжелому внутреннему состоянию во внешнем мире. И всегда «подвернется под руку» кто-то, в ком мы и увидим причину наших бед, нашего внутреннего неблагополучия. Даже на исповеди, когда человек призван говорить только о самом себе, кающиеся очень часто говорят не о себе, а о других. Даже в эти святые мгновения наше внимание обращается на тех, кто, с нашей точки зрения, виноват в нашем внутреннем неблагополучии.

Сегодняшнее евангельское чтение учит нас другому: Если око ваше будет чисто, то всё тело ваше будет светло; если же око ваше будет худо, то всё тело ваше будет темно. О каком оке, каком зрении здесь идет речь? — Конечно, не о физическом. Но аналогия с физическим зрением помогает нам уяснить смысл этого очень важного евангельского текста. Мы знаем, что если у человека больные глаза, плохое зрение, то он либо видит искаженную картину мира, либо вообще ее не видит, если наступает слепота. Свет мы воспринимаем через зрение. И если оно плохое или его вообще нет, то и свет не проникает внутрь человека и он живет во тьме.

Конечно, Господь говорит здесь не о физическом зрении, Он говорит о зрении духовном. А что же такое духовное зрение? Духовное зрение — это способность отображать внешний мир внутри себя. Подобно тому, как через глаз проникает свет и через нервный импульс, достигающий мозга, мы получаем реальное изображение, существует реальный механизм восприятия окружающей нас действительности и духовным зрением. А если этот механизм плох? Если он испорчен, как может быть испорченным наше физическое зрение? Тогда и отображение мира будет искаженным и неправильным...

508

 

 

Созерцание результатов человеческих трудов может быть двояким: либо приносящим радость и способствующим совершенствованию, либо, напротив, вызывающим зависть и озлобление. То есть, взирая на плоды рук человеческих, на то, что люди совершают вокруг нас, мы можем признавать важность и значение того, что совершается, можем учиться этому и радоваться. Но ведь можем и завидовать. И зависть к успеху других доставляет нам внутреннюю боль.

То же самое можно сказать и о красоте человека. Красота человеческого лица может вызывать светлые и прекрасные чувства. Но та же красота может будить низменные чувства и раскрепощать животные инстинкты.

Почему же мы имеем различное духовное восприятие окружающего нас мира? — Потому что различно наше духовное зрение. Если это зрение больное, худое, как говорит Слово Божие, то тогда и тело, то есть жизнь наша, в частности и наша внутренняя жизнь, будет темно. А если зрение чисто, то тогда и тело будет светло.

Что же такое духовное зрение? Мы знаем, как видимое изображение возникает в мозгу человека. А как же духовное изображение возникает в нашей душе? Здесь другой механизм, здесь задействованы другие органы. Органом духовного зрения является наше нравственное чувство. Если у человека сильное нравственное чувство, то он имеет необходимую остроту духовного зрения. Он воспринимает Божий мир спасительно. Он умеет отделять добро от зла, свет от тьмы. Он умеет даже в плохом видеть доброе. Он ограждает себя этой способностью проникать в суть вещей. Нравственное чувство дает нам остроту духовного зрения и помогает сохранить и защитить свой внутренний мир, помогает нам иметь светлое тело, светлую жизнь. Совершенно очевидно, что здесь слово «свет» является синонимом «благополучия» и «счастья». Вот и получается, что наше благополучие и счастье зависит не столько от внешнего мира с его проблемами, страстями, конфликтами и болью, сколько от нашей способности воспринимать этот мир и силой своего нравственного чувства отсекать добро от зла, правду ото лжи, сохраняя мирное состояние духа.

Некоторые люди при одном только упоминании о нравственности сразу меняются в лице, считая, что это скучный, отвлеченный разговор, не имеющий отношения к реальности повседневной жизни. Но сегодняшнее евангельское чтение учит нас другому: оно помогает

509

 

 

понять, что только нравственное чувство способно сформировать наш внутренний мир, дать нам благополучие и счастье.

Если бы люди с детства сопрягали в своем сознании такие важные понятия, как счастье и благополучие и жизнь по Божиему нравственному закону, мир был бы другим. Почти никто не знает, что этот внутренний нравственный закон и есть способность к духовному зрению, это тот фильтр, который помогает защитить душу от вредных и пагубных влияний, сохранить мир и благополучие.

Но есть еще кое-что важное. Люди, обладающие сильным духовным зрением, а значит, развитым нравственным чувством, умеют прозревать суть вещей. Каждый из нас, наверное, сталкивался с такими мудрыми, духовными людьми. Иногда это те, кого мы называем старцами, а иногда это просто духовно зрелые люди, которые могут дать добрые советы. Не всегда такой человек имеет лучшее образование, нежели тот, кто приходит к нему за советом. Не всегда такой человек имеет более высокое положение в обществе. Зачастую наоборот — и образование у человека может быть скромным, и положение в обществе скромное. Но при всем этом у него есть сила и способность прозревать суть происходящего в мире.

Сегодня мы празднуем память святителя Ионы, митрополита Московского, замечательного святителя, который стал первым Предстоятелем нашей Русской Православной Церкви после обретения ею автокефалии, то есть полной независимости. Время святителя Ионы было очень непростым: огромные перемены на Востоке, — там, где некогда был центр нашей Церкви, на берегах Босфора, в Константинополе, возникла ситуация, которая угрожала самому существованию Церкви. В самый, может быть, ответственный момент истории Православия в этой части земного шара наша Церковь обрела автокефалию и должна была идти по своему историческому пути самостоятельно. Все решения принимались здесь, в престольном граде Москве. Никто уже не мог помочь и защитить, нужно было самим прозревать свой путь. Святитель Иона был первым Предстоятелем, обладавшим даром духовного зрения, способностью видеть глубинный смысл происходящих событий. А ведь только так Церковь и может учить людей, — если она прозревает смысл происходящих событий. Только так священник может учить свою паству, — если он своим нравственным чувством способен отделять добро от зла, правду от

510

 

 

лжи и прозревать смысл происходящего. Только так каждый человек может строить свою жизнь по правде Божией, — если духовным зрением будет прозревать то, что происходит вокруг него.

Обладание духовным зрением, развитым нравственным чувством есть залог не только личного благополучия, но благополучия и страны, и народа и всего рода человеческого — иначе и быть не может. Господь, создав человека, вложил в него нравственное чувство именно для того, чтобы, живя по Его закону, мы были способны, оберегая свой внутренний мир, взращивать внутри себя ростки Царствия Божиего — того, что мы называем спасением и что на нашем человеческом языке именуется счастьем.

Да поможет всем нам Господь, умудряясь Его спасительным словом, проникая в смысл этих слов, воспитывать в себе все необходимое для дела нашего спасения, помня, что спасение отдельно взятого человека — это есть и спасение общее, это есть движение рода человеческого по пути, заповеданному Самим Господом! И дело Церкви — напоминать людям об этом пути, как делали это наши великие предшественники, такие как святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, как совершали это наши мученики и исповедники и как заповедали творить сие и нам. В послушании Церкви Божией будем совершать наше жизненное поприще, дабы свет Христов и спасение отображались в душе каждого из нас. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.