Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании всенощного бдения в канун праздника Сретения Господня в храме Всех святых на Соколе 14.02.2009

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ
В КАНУН ПРАЗДНИКА СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ
В ХРАМЕ ВСЕХ СВЯТЫХ НА СОКОЛЕ

14.02.2009

 

Радуюсь, что Господь в канун праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа сподобил меня совершить вместе с вами Божественную службу в прославленном московском храме Всех святых на Соколе. В 60-70-е годы, неся одно из послушаний в ОВЦС, я очень часто приходил сюда, потому что в этом районе в пределах разумной досягаемости были только два храма: храм Всех святых на Соколе и храм Воскресения словущего на Ваганьковском кладбище. С тех лет приход значительно изменился, я радуюсь большим положительным переменам, которые здесь произошли: сделан прекрасный ремонт, построены новые здания вокруг храма, в частности крестильный храм, — все это свидетельствует о развитии церковной жизни и, конечно, не может не радовать.

Сегодняшний праздник, который мы по-славянски называем Сретением, переводится с церковнославянского языка как «встреча». Встреча с родившимся Спасителем старца Симеона, пророчицы Анны. Хорошо известно, что именно старец Симеон имел некое обетование,

39

 

 

пророчество, что не увидит смерти, пока не встретит воплотившегося Сына Божия. Долгие годы жил старец в ожидании этой встречи и наконец лицом к лицу узрел родившегося Спасителя.

Встречи вообще имеют очень большое значение в человеческой жизни: одни люди встречаются и становятся друзьями, другие — врагами; одни соединяют на всю жизнь свои судьбы, становясь мужем и женой, создавая семью, а другим встречи наносят духовный урон, обкрадывая, разрушая их личности. Все, что случается у человека в жизни, происходит в связи с его встречами с другими людьми. Через встречи Господь может возвышать нас, а может и испытывать. Встреча может помочь человеку в его духовной жизни, а может стать преградой для духовного совершенствования. Все заповеди Божии имеют отношение к тому, как мы строим свою связь с Богом и как выстраиваем отношения с людьми. Собственно говоря, наше духовное делание и происходит тогда, когда мы встречаемся с Богом, и тогда, когда встречаемся с людьми. Добродетели наши, так же как и пороки, вырастают из общения с другими — вот почему христианин всегда должен иметь внутреннюю бдительность и трезво воспринимать свои встречи с людьми. Мы должны уметь испытывать духов (1 Ин. 4, 1), потому что, встречаясь с человеком, можем, как уже было сказано, попасть либо под доброе духовное влияние, либо, наоборот, разрушительное; таким образом, можем либо обретать спасение, либо обрекать себя на гибель.

Как же научиться испытывать духов? Есть, конечно, духоносные старцы, благочестивые люди, которые обладают силой, интуицией, способностью прозревать внутреннюю жизнь того человека, с которым они встречаются. Но ведь не всем даны такое духовное зрение и такая духовная сила. Вот почему, встречаясь с человеком, нужно всегда быть, с одной стороны, достаточно открытыми, чтобы иметь возможность разделить с ним свою веру, — это так важно в наше время, когда многие люди взыскуют Бога и ищут дорогу к храму. Но с другой стороны, мы должны быть и духовно осмотрительными, чтобы наша открытость не была поводом к тому, чтобы враг овладел нашей внутренней духовной жизнью.

Из взаимообщения часто произрастают либо наше благополучие, либо жизненные проблемы. Каждый из нас знает об этом из своего личного опыта, потому что проходил как через доброе обще-

40

 

 

ние с людьми, так и через общение неприятное. Мы также знаем, насколько встреча с другим может возвысить человеческую душу или же, напротив, омрачить ее.

Слово Божие учит нас, что для того, чтобы не впасть в грех, в искушение и избежать жизненных ошибок, следует испытывать духов, оценивая человека не по словам, а по делам (Сир. 16,13). Мы должны научиться разбираться в людях, судить о них не по тому, что он говорит и как выглядит, а по тому, что он реально делает. К сожалению, многие ошибки проистекают именно оттого, что мы увлекаемся человеческими словами, внешностью и забываем о самом главном: что человек несет в себе и как он свой внутренний мир выражает вовне. Если бы умели различать духов, были ориентированы на то, чтобы в первую очередь по делам судить о людях, то, наверное, меньше было бы несчастных браков, разводов, меньше сирот при живых родителях; люди делали бы более мудрый политический выбор, ведь избрание кого-либо во власть имеет большое значение. Вспоминаю, как в 1990-е годы достаточно было человеку погромче кричать, чтобы тысячи его поддерживали и голосовали за него. У всех нас на памяти, через какой кошмар пришлось пройти, прежде чем люди научились отделять слова от дел.

Заповедь о том, что духов следует различать по делам, является очень важной для выстраивания наших отношений друг с другом и для сохранения нашего внутреннего мира. Нужно помнить, что всякое общение может принести как добро, так и зло; может как подвигнуть нас ко спасению, так и привести к погибели.

Святой праведный Симеон стремился встретить Господа, потому что знал: Он — Мессия — будет Спасителем для Израиля и всего мира. Старец шел на эту встречу, наверное, с великой радостью и, обретя Младенца, провозгласил песнь, которую мы многократно повторяем в нашей литургической жизни, и сегодня она звучала под сводами этого храма: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко (Лк. 2, 29).

Дай Бог, чтобы каждый из нас в своей религиозной, духовной жизни пережил свою встречу с Господом, чтобы мы могли видеть Бога там, где Он всегда присутствует, но где мы не видим Его из-за того, что слишком тяжелы веки наших духовных очей, слишком плотно они сжимаются; там, где присутствие Господа так ярко и очевидно, — в красоте окружающего мира, в той красоте, которая является

41

 

 

творением рук Божиих и несет в себе печать Божественного присутствия. Нам иногда трудно увидеть Господа и в своей личной жизни, хотя Он является нам, творя милость или по-отечески вразумляя и наказывая, ведя нас по жизни. Уметь видеть Божие присутствие в жизни означает жить реальной духовной, молитвенной жизнью. Вот тогда и встречи с людьми будут для нас полезными и, может быть, даже спасительными; тогда, имея внутренний опыт общения с Богом, мы сможем оградить себя от того зла, которое нередко несут нам люди через общение.

Да поможет нам Господь укрепляться в вере, иметь духовное зрение, чтобы видеть Божие присутствие в окружающем мире и в нашей жизни, иметь способность прозревать внутреннее состояние тех, кто окружает нас, дабы общение с людьми приносило нам мир и радость, чтобы мы оставались способными ограждать себя от дурных влияний извне.

Господь в слове Своем передает нам великую мудрость жизни, и, следуя этому слову, мы становимся способными обретать то, что именуется спасением: полноту жизни, жизни во славу Божию. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.