Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю о блудном сыне в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы 20.02.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ В КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

20.02.2011

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Всечестные отцы, братья и сестры!

Всех вас поздравляю с воскресным днем, который открывает еще одну подготовительную седмицу к великому поприщу Святой Четыредесятницы. Эту Неделю Церковь называет Неделей о блудном сыне, потому что именно сегодня читается притча из Евангелия от Луки о возвращении блудного сына в дом отца (Лк. 15,11-32).

Слово «блуд», которым именуется грех плотской нечистоты, грех, разрушающий целомудрие человека, в славянском языке означает «заблуждение»; отсюда и «блудить», т.е. плутать, заблуждаться. «Блуд» и «заблуждение» — это слова одного корня. В результате заблуждения, потери жизненных ориентиров, разрушения системы нравственных ценностей человек начинает пренебрежительно относиться к своему телу и, вступая в нечистые отношения с другими, наносит своему телу мистический вред.

В сегодняшнем отстраненном от веры в Бога общественном сознании утвердилось мнение, что никакого вреда человеческому

1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митр. Саранский и Мордовский Варсонофий, митр. Тульский и Белёвский (ныне Тульский и Ефремовский) Алексий, митр. Астанайский и Казахстанский Александр; архиеп. Уральский и Гурьевский (ныне Уральский и Актюбинский) Антоний, архиеп. Истринский Арсений, архиеп. Чимкентский и Акмолинский (ныне Чимкентский и Таразский) Елевферий, архиеп. Рязанский и Касимовский (ныне митр. Рязанский и Михайловский) Павел; еп. Костанайский и Петропавловский (ныне Костанайский и Рудненский) Анатолий, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Каскеленский Геннадий, еп. Павлодарский и Усть-Каменогорский (ныне Павлодарский и Экибастузский) Варнава.

404

 

 

телу этот грех не приносит — за некоторыми исключениями, о которых все хорошо знают. Это неверно. Вред человеческому телу причиняет не только физическая болезнь — вред наносит прикосновение к нему темной силы. А через блуд именно темная и злая сила проникает в человека, тело которого, как говорит Евангелие, призвано быть храмом, вместилищем Святого Духа (1 Кор. 6, 19). Как удивительно точно и сильно сказано обо всем этом в Послании апостола Павла к Коринфянам, которое мы сегодня слышали! Человек повреждает себя блудной страстью и в конце концов становится неспособным войти в Царствие Божие, почему и говорит апостол: блудники... Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9-10).

Что же тогда означает в свете этих грозных слов удивительная притча о блудном сыне, который, получив наследство от отца, пошел на страну далече и там расточил с блудницами все, что ему досталось? Почему отец не прогнал его, когда тот, уже умирая от голода, решил вернуться в дом отчий? Ведь это вроде так естественно, так по-человечески понятно: если предал отца, предал семью, предал родных и близких, забрал деньги, ушел, расточил все в блуде — то, может быть, надо сурово наказать или вообще изгнать такого человека из своего круга? А отец принимает блудного сына, облачает его в лучшие одежды и на палец его возлагает перстень, и разбитые в кровь босые ноги омываются водой и облачаются в обувь, и закалывается телец упитанный, приглашаются гости, чтобы радость о возвращении блудного сына разделили другие... Совершенно очевидно, что отец, принявший блудного сына, — это Сам Бог.

Сегодня в роде нашем прелюбодейном и грешном (Мк. 8, 38) грех блуда распространен настолько, что поражает почти каждого, и у многих может возникнуть отчаяние, ведь блудники... Царства Божия не наследуют. Но сегодняшняя притча помогает нам понять эти слова апостола Павла. Нет такого греха, кроме хулы на Духа Святого, который Бог не простил бы (Мф. 12, 31), если человек искренне в этом грехе раскаивается. А что значит раскаяние? Раскаяние означает осознание своей неправды, своего заблуждения. И если человек понимает, что совершает грех, что это действительно разрушает его душу, что это закрывает перед ним двери Царствия Небесного, если он приходит к Богу и, подобно блудному сыну, со слезами просит открыть для него двери родительского дома, — тогда Господь прощает согрешившего.

405

 

 

Но, к сожалению, абсолютное большинство людей сегодня всячески пытаются оправдать этот грех, представить его как и не грех вовсе, а как одну из моделей поведения современного человека; а обезбоженная массовая псевдокультура поддерживает этот страшный миф и распространяет его, отравляя сознание прежде всего молодых людей. Мы знаем, что многие сегодня возводят хулу и на Церковь только потому, что она не перестает называть грех грехом, подвергаясь поношениям и в наше, казалось бы, свободное и благополучное время.

Очень важно, чтобы человек, прошедший тропою греха, оказался способным принести покаяние. Первым шагом на этом пути является отказ от всякого оправдания самого себя. И даже если, может быть, внешние обстоятельства и внутренние чувства и предрасполагают человека к совершению греха, он не должен оправдывать грех никакими обстоятельствами. Даже если он не может порвать с грехом, если не может круто изменить свою жизнь, он должен помнить, что грех есть грех. Грех разрушает — мистически разрушает душу и тело человека.

Мы вспоминаем притчу о блудном сыне в преддверии Великого поста — особого времени в жизни каждого человека. Пост дается нам для того, чтобы мы обо всем подумали, помолились, оценили свою жизнь, свои поступки, свои мысли, подвергли их беспристрастному суду — внутреннему суду своей совести — и помолились Господу о прощении своих грехов и об избавлении от греховного плена. И пусть для каждого из нас притча о блудном сыне станет великим источником надежды на то, что Бог простит нас, исцелит от грехов — и настоящих, и прошлых — и поможет обрести мир и радость жизни в общении с Ним в доме Отчем. Аминь.

406


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.