Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии и чина великого освящения воды в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 19.01.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
И ЧИНА ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ
В ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ
В БОГОЯВЛЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
В ЕЛОХОВЕ
19.01.2011

 

Ваше Блаженство1! Ваше Высокопреосвященство2 и Ваши Преосвященства3! Дорогие отцы, братья и сестры!

1 В 2011 г. — Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Иона.

2 Митр. Волоколамский Иларион.

3 Еп. Питтсбургский и Западно-Пенсильванский Мелхиседек (Православная Церковь в Америке), еп. Дмитровский (ныне митр. Брянский и Севский) Александр, еп. Подольский Тихон.

32

 

 

Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Богоявления и с престольным праздником кафедрального собора города Москвы.

Дивные слова обратил к нам сегодня Господь через послание апостола Павла к Титу: Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отринув всякую нечистоту и похоть мирскую, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит. 2, 11-12). Не случайно мы читаем эти слова в храме в тот день, когда силой, действием и наитием Святого Духа освящается вода. Через подвиг всей жизни Христа Спасителя, наипаче же через Его страдания, смерть и преславное Воскресение Господь прощает всему роду человеческому грех Адама, даруя людям Свою благодать, Свою силу. Господь восстанавливает с людьми те отношения, которые были в раю, и каждого из нас ставит вновь в то положение выбора, в котором пребывал Адам, — исполнять волю Божию или не исполнять. Каждый по опыту своей жизни знает: многократно, бессчетное количество раз повторяли и усугубляли мы грех Адама. Но сила Крестной жертвы, подвига Богочеловека такова, что никакие наши грехи не могут более превзойти благоволения Божия в человецех, ибо через Крестные заслуги Христа дана нам благодать Божия, спасительная для всех человеков.

Апостол говорит о том, что эта благодать научает нас, чтобы мы отверглись нечестия и мирских похотей. Как же может научать благодать? Человека научают слова — устные, письменные; научает опыт жизни. Но как Божия благодать может научать человека? Слова апостола помогают нам понять: с любыми проблемами, которые человек способен решить силой своего разума, он может справиться при достаточном уровне образования, знаний и умений. И только самую главную жизненную задачу — задачу человеческого спасения — силой своего разума мы решить не можем, потому что на нашу природу оказывается огромное количество разного рода воздействий — и на ум, и на волю, и на чувства. Без помощи Божией, без благодати Божией мы не можем отринуть нечестие и похоть мирскую, но способны сделать это силой Божественной благодати.

Благодать помогает нам увидеть, что, несмотря на все искушения — интеллектуальные и иные, которые обрушивались на людей

33

 

 

в течение всех этих двух тысяч лет христианской истории, — истина о спасении сохраняется неповрежденной в Церкви Божией.

Это неповрежденное хранение истины недоступно никакому, даже самому мощному человеческому разуму — только силой Божией хранится истина о спасении. И сегодня, когда мы освящали воду, мы совершали действие, которое было бы невозможным, если бы Христос не пострадал, не воскрес и не явил нам благодати Духа Святого. Освящение воды, низведение Божественной благодати на физическую природу есть символ и знак того освобождения от греха, которое Бог во Христе явил роду человеческому. Каждый из нас, кто прикасается к освященной воде, кто окропляется ею, кто принимает ее, получает эту Божественную энергию, Божественную благодать, которая научает нас отвергнуть нечестие и похоть мирскую, помогает нам сохранить себя для Царствия Божия.

Поэтому, почерпая освященную воду, мы должны помнить, что прикасаемся к святыне. Само почерпание воды в храме есть священнодействие. Иногда мы и в храм приносим стихии мира сего — куда-то спешим после службы, хотим пораньше получить воду, можем толкнуть или обидеть человека, стоящего рядом с нами. Не делайте этого. В тишине, с молитвой черпайте святую воду. Как причастие может быть в суд и во осуждение, а не во спасение души и исцеление тела, так и в суд и во осуждение может быть приятие святой воды. И тем, кто без благочестия и без страха Божия почерпает воду, сия вода перестает быть водой, текущей в жизнь вечную.

Придя в храм в этот день, не спешите его покинуть. Стойте возле сосуда со святой водой, ждите, когда подойдет ваша очередь, и крепко молитесь Господу — о самих себе, о семьях ваших, о детях и внуках, о душевном и физическом здоровье, о стране нашей, о народе нашем, о Церкви — дабы Господь силой и благодатью Святого Духа всем нам дал возможность отвергнуться нечистоты и мирской похоти для жизни в нынешнем веке. Аминь.

Я хотел бы сердечно приветствовать сегодня Блаженнейшего Митрополита Иону, Предстоятеля Православной Церкви в Америке. Радуюсь, что Вы приехали в эти святые дни к нам в Москву, что Вы паломничаете по святым местам земли Русской вместе с сопутствующим Вам владыкой Мелхиседеком. Уверен, что каждая Божественная

34

 

 

литургия, которую мы вместе совершаем, видимым образом выражает то глубочайшее и нерасторжимое единство, которое существует в Единой Святой Апостольской Православной Церкви, представленной в истории человеческой и по лицу земли в пятнадцати Поместных Православных автокефальных Церквах, самую юную из которых возглавляете Вы, Ваше Блаженство.

Американская Православная Церковь — Церковь-дочь нашей Русской Православной Церкви, ибо Православие на американский континент было принесено нашими валаамскими монахами и явлено подвигом жительства русских православных священнослужителей, среди которых особое место принадлежит Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России, много лет отдавшему утверждению Православия на американском континенте. И сегодня сонм иерархов и духовенства Американской Православной Церкви — людей, родившихся в Соединенных Штатах и Канаде, принадлежащих к американской культуре, — продолжает спасительную традицию русского Православия на американской земле. Я от всего сердца желаю Вам, собратьям архипастырям, всему духовенству и народу Божию крепости сил и помощи свыше в великом деле служения Православной Церкви на американском континенте.

Хочу также сердечно приветствовать моих собратьев архипастырей, настоятеля сего святого храма отца протопресвитера Матфея1, духовенство храма и духовенство, прибывшее в собор на праздник, всех вас, мои дорогие, — и постоянных прихожан Богоявленского собора, и тех, кто пришел сегодня по случаю престольного праздника. Пусть благословение Божие пребывает со всеми нами как единой Христовой общиной, единой Церковью, и с каждым из нас, помогая хранить веру и чистоту жизни. Аминъ.

1 Протопресв. Матфей Стаднюк, ныне почетный настоятель Богоявленского кафедрального собора.

35


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.