Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день празднования явления иконы Божией Матери во граде Казани в новоосвященном Казанском храме г. Саранска 21.07.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ ЯВЛЕНИЯ ИКОНЫ
БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ
В НОВООСВЯЩЕННОМ КАЗАНСКОМ ХРАМЕ
г. САРАНСКА
21.07.2011

 

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий1! Уважаемый Николай Иванович2! Дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки3! Отцы, братья и сестры!

Сегодня Пасха на душе. Когда видишь такое множество народа, собравшегося вокруг вновь освященного храма Казанской иконы Божией Матери, то понимаешь, что вместе со строительством церковных зданий происходит нечто куда более важное в жизни нашего народа — в нее возвращаются христианские ценности. Может быть, возвращаются не так энергично, не так решительно, как этого хотелось бы, но все больше и больше людей понимают простую истину, которая открыта нам в русской пословице: «Без Бога — ни до порога». Для того чтобы свершать великие дела, нужна помощь Божия.

Но, кроме Божией помощи, нужно еще нечто, что исходит от самого человека. Мы сегодня чествуем Божию Матерь, вспоминая явление Ее Казанской иконы. Мы вспоминаем Ту, Которая более всех людей послужила делу человеческого спасения. И вот что удивительно: сегодня за Литургией читалось послание апостола Павла к Филиппийцам (Флп. 2, 5-11), но в этом чтении нет ни одного слова о Божией Матери! Оно открывается поразительными словами апостола: В вас должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе. Как же так? Христос, Который так любил мир, что жизнь Свою отдал за него,

1 Митр. Саранский и Мордовский.

2 Меркушкин Н. И., в то время глава Республики Мордовия.

3 Архиеп. Симбирский и Мелекесский (ныне митр. Симбирский и Новоспасский) Прокл, еп. (ныне архиеп.) Тираспольский и Дубоссарский Савва, еп. Пензенский и Кузнецкий (ныне митр. Пензенский и Нижнеломовский) Вениамин, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Нарвский и Причудский Лазарь, еп. Краснослободский и Темниковский Климент, еп. Павлодарский и Усть-Каменогорский (ныне Павлодарский и Экибастузский) Варнава, еп. Рузаевский Илия, еп. Салехардский и Ново-Уренгойский Николай.

284

 

 

Который был носителем высочайшей любви, мужественным защитником правды, смиренным и вместе с тем великим Учителем. И как же все эти чувствования Сына Божиего могут воплотиться в человеческой жизни? Неслучайно апостол обращает к нам эти слова, а Церковь вспоминает их в дни празднований в честь Божией Матери. Она явила пример того, как может человек иметь те же чувствования, что во Христе Иисусе, уподобляясь Самому Сыну Божиему.

Кому-то эти слова могут показаться отвлеченными и очень далекими от жизни. Но я постараюсь вам доказать, что это не так; и доказать не от своей мудрости, а цитируя великого отца Церкви — святого Иоанна Златоуста, который одной фразой приблизил к нашему пониманию то, о чем говорит апостол Павел. Одной фразой святитель помог нам понять, каким образом в нас могут быть те же чувствования, что во Христе Иисусе. Как пишет Иоанн Златоуст, если мы хотим стать подобными Спасителю, мы должны делать общее дело, не ища своего1. Одну эту фразу: «Должны делать общее дело, не ища своего» — нужно выбить золотыми буквами и поместить в кабинете каждого начальника, в каждом месте, где люди задумываются о благе страны, о благе ее народа.

Когда мы становимся подобными Христу? Тогда, когда способны делать общее дело. Мы знаем, что многие философские учения, многие идеологии призывали людей к солидарности, то есть к общему делу. Почему? А потому, что без солидарности ничего нельзя сделать. Но такая солидарность, основанная на человеческой мудрости, на идеологии, рассыпалась как прах и пепел. Можем ли мы иметь такую основу человеческой солидарности, которая переживет века, переживет смену поколений, которая станет прочной основой для возрождения нашего Отечества, преодоления экономических и прочих трудностей, с которыми мы сталкиваемся? Святой Иоанн Златоуст говорит: такая основа солидарности есть, а именно: если мы общее дело совершаем во имя Божие, и это — непременное условие нашего спасения. Без участия в общем деле во имя общего блага не может быть человеческого спасения. Не спасется тот верующий человек, который не желает участвовать в общем деле во имя общего блага. Он будет осужден, потому что не уподобляется Спасителю.

1 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 15-я на Евангелие от Иоанна». 3.

285

 

 

Ведь Спаситель взошел на Крест во имя всех, во имя любви к роду человеческому. Спаситель сделал это ради общего блага. Вот почему уподобление Христу есть в первую очередь способность людей вместе жить, работать, трудиться.

И какая замечательная вторая половина у этой фразы: «Не ища своего»! Господь не сказал: «Трудитесь во общее благо и не трудитесь в свое». Иоанн Златоуст не призывает нас забыть свою семью, детей, естественное желание жить лучше. Он только взывает: когда делаешь общее дело во благо всех, не ищи при этом своего. Господь даст тебе твой удел и твой кусок, и будешь счастлив и благополучен. Но, делая общее дело, не ищи своего, и тогда будешь уподобляться Господу.

Вот это и есть основа солидарности на все времена и для всех народов. И ничего искать не нужно! Мы действительно решим все проблемы, которые перед нами стоят, если как народ будем способны трудиться вместе ради общего блага, проявляя солидарность, которой нет предела, солидарность, которая переживет века, потому что она основана на твердом камне нашей веры в то, что через такую человеческую солидарность мы обретаем спасение, так как уподобляемся Господу. Потому мы и храмы строим — не для того, чтобы золотыми куполами украшать современные города, не для того, чтобы освященный храм потом стоял как музей. Я очень надеюсь, что и жители этого района, среди которых, может быть, не так уж много воцерковленных людей, будут посещать этот Божий храм. Потому что, пока храма не было, и греха не было, если храм не посещали. А когда стоит эта богоподобная красота, то как же пройти мимо, как не зайти в храм, как, услышав в воскресенье звон колокола, не пойти на службу, не привести детей? Ведь здесь мы получаем мудрость и духовную силу, в частности и для того, чтобы трудиться и во общее благо, и в свое собственное благо, созидая материальные и духовные ценности нашего Отечества.

Я хотел бы сердечно поблагодарить владыку митрополита Варсонофия за его труды, за понимание важности храмостроительства, за укрепление церковной жизни здесь, в Мордовии. С радостью свидетельствую перед всеми вами, что именно Мордовия стоит на первом месте в России по количеству храмов на душу населения. Храмы восстанавливаются и в районных центрах, и в деревнях; и я знаю, что

286

 

 

этот процесс будет продолжаться и дальше — опять-таки не для того, чтобы только украсить ландшафт, но чтобы людям открылось пространство, где они могут встретиться с Богом, почувствовать Божию силу, обрести Божественную благодать, вдохновиться на совершение дел жизни своей.

Я также должен принести сердечную благодарность Вам, Николай Иванович. Вчера я уже выразил ее, наградив Вас высоким орденом Русской Православной Церкви. И слово, которое Вы сегодня произнесли, — это слово мужа, исполненного большой мудрости. Дай Бог, чтобы и многие другие светские мужи, имеющие власть, были способны произнести подобные слова, потому что в них заключен смысл того, как нужно строить общественную, государственную жизнь, чтобы всё спорилось, чтобы мы преодолевали трудности, которые перед нами стоят, чтобы из руин, из грязи мы воссоздавали наши города и села, преображая лик России так, как преображается сегодня лик Саранска. Ведь это преображение началось со строительства кафедрального собора, и потому все идет и будет с Божией помощью продолжаться, если никто не станет мешать. Но для того чтобы дела спорились, мы должны трудиться вместе во имя общего блага.

Я хотел бы призвать благословение Божие на мордовскую землю и на ее народ, на жителей Саранска, жителей этого микрорайона, на всех нынешних и будущих прихожан храма Казанской иконы Божией Матери. Задуманный как памятник 2000-летию Рождества Христова, этот храм становится местом встречи современных людей, живущих пред Богом в XXI веке. Храм становится местом, где современный человек, имеющий образование, многое знающий, может укрепить себя силой Божией для свершения дел, которые ему предназначено совершить.

Мне хотелось бы также поблагодарить тех, кто много потрудился за эти годы для благоустроения этого святого храма. Но вначале хотел бы выразить сердечную благодарность владыке митрополиту и в знак моей признательности преподнести ему крест и святую панагию. Да покрывает Вас всегда Царица Небесная Своим омофором, помогая право править слово Христовой истины (2 Тим. 2, 15) во благо народа Мордовии!

А для сего святого храма хочу передать драгоценные евхаристические сосуды, на которых будет совершаться таинство Тела и Крови

287

 

 

Христовых, из которых будут причащаться благочестивые люди, приходящие молиться в это святое место.

[...]

Всем участникам сегодняшнего богослужения я хотел бы передать свое благословение в виде маленькой иконочки Казанского образа Божией Матери. Пусть под Ее Покровом проходит жизнь Отечества нашего, Мордовии, града Саранска и этого замечательного прихода.

Всех благодарю за участие в молитве, особенно тех, кто выстоял на ярком солнце эти часы, не дрогнул, кто остался до конца службы. Пусть эта ваша жертва воздастся вам сторицею милостью Божией и предстательством Царицы Небесной! Храни вас Господь!


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.