Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Из слова за Божественной литургией в день пятилетия возвращения в Россию Тихвинской иконы Божией Матери в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре 9.07.2009

ИЗ СЛОВА ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ ПЯТИЛЕТИЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ
В РОССИЮ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ТИХВИНСКОМ БОГОРОДИЧНОМ УСПЕНСКОМ
МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ
9.07.2009

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в день праздника Тихвинской иконы Божией Матери, мы вспоминаем, как пять лет тому назад чудесным образом эта икона вернулась в Россию и водворилась в сей святой обители, где она и просияла.

История, связанная с Тихвинской иконой Божией Матери, помогает нам проникнуть в тайну отношений Бога и человека и на этом живом и ясном примере из нашей отечественной истории —

1Архим. Тихон (Шевкунов).

277

 

 

примере событий, участниками которых мы были, — понять, что означают отношения человека с Богом и как они строятся.

Конечно, история Тихвинской иконы Божией Матери не является единственной иллюстрацией этих отношений. Всё Слово Божие — и Ветхий Завет, и Новый Завет — говорит нам о том, что и как происходит с человеком в зависимости от его отношения к Богу. Уже в ветхозаветные времена Бог устанавливает Свой завет — союз с людьми через Авраама; Библия повествует нам о том, что Бог хочет от человека, заключившего с Ним союз. Он предлагает Аврааму завет, обещая ему благоденствие, многочадие, процветание (Быт. 12, 1-3). Выражаясь современным языком, Он предлагает ему полноту жизни уже здесь, на земле. А в ответ требует только веры и верности.

Вера и верность — эти два слова содержат требования Бога к человеку в ответ на всевозможные благодеяния, которые человек может получать от Него. Бог всегда верен Своему слову. Бог всегда верен тому, что Он открывает людям о Самом Себе. И только человек в этом союзе-завете зачастую проявляет неверность и отказывается от условий союза. Вся история избранного народа являлась наглядным свидетельством того, как исполнялся союз Бога с Авраамом. Когда древние израильтяне были верны союзу, заключенному с Богом, они получали великие благодеяния, которые всем нам хорошо известны из Ветхого Завета, из Священной истории, — спасение из египетского рабства, преодоление Синайской пустыни, победа над внешними врагами. Но когда они нарушали условия, определенные Богом, тогда Бог отступал от них и народ проходил через великие поражения и испытания.

Мы читаем Библию, мы знакомимся со Священной историей; люди религиозно просвещенные хорошо знают историю Древней Церкви, историю Церкви Вселенской — первого, второго тысячелетий; но все, что далеко отстоит от нас во времени, воспринимается чаще всего только разумом, а что близко, — становится удивительно понятным. Все, что произошло с Тихвинской иконой Божией Матери, является нашим национальным свидетельством о том, что происходит с людьми, когда они отказываются от союза с Богом, когда они нарушают свою верность Богу и отрекаются от веры.

Мы можем себе представить, какая слава реяла над этим местом, когда праздновалось пятисотлетие явления иконы Божией

278

 

 

Матери: в описаниях, на старых фотографиях можно видеть множество народа — тысячи и тысячи благочестивых паломников. В этих стенах теплилась монастырская жизнь, здесь молитва возносилась ко Господу. Благоговение, чистота и красота — внешняя и внутренняя. И ведь как процветала Россия! Не только этот святой монастырь, но и сотни других обителей, тысячи храмов! Верующий народ! И золотые купола, которые венчали храмы и являлись символами благочестивой жизни нашего народа, были одновременно и выражением этой богатой религиозной жизни.

Недаром нашу страну называли Святой Русью, — ведь главным идеалом жизни народа была святость. Не богатство, не власть — святость. Поэтому и национальными героями у нас были святые. Почему положительным героем русской классической литературы стал человек высокой нравственности, почти слепок с житийного героя? Это было связано с мироощущением нашего народа, с его пониманием того, что является главным приоритетом в жизни. И Божия Матерь была с нами — в Ее великой святыне, Тихвинской иконе, написанной, по преданию, самим апостолом Лукой и чудесно явленной нашему народу, как и многие другие святыни.

Но что же потом произошло с народом нашим? Почему он так легко и просто поверил соблазнителям и обманщикам? Почему отказался от веры в Господа? Почему нарушил верность Христу?.. Следствием всего этого стали страшные испытания, более которых не перенес ни один народ. Кому дано много, с того много и спросится (Лк. 12, 48)... Наше национальное богоотступничество было не только национальной катастрофой — оно было катастрофой цивилизационной, потому что Россия была оплотом Православия. Мы разрушили свои храмы, своими руками спилили кресты, уничтожили святыни. Мы решили строить счастливую жизнь без Бога, забыв о Священной истории Ветхого и Нового Заветов, забыв обо всей истории рода человеческого, которая так убедительно показывает нам, что без Бога невозможно иметь счастье, невозможно построить благополучную жизнь.

В ответ на богоотступничество Господь предает нас нашей воле. Он отступается, уходит. И святыни покидают землю Русскую. И та святыня, что стоит сейчас среди нас, — Тихвинская икона Божией Матери — уходит из России на далекую чужбину в знак того, что Бог отдает народ в его собственные руки: «Вы хотите жить без Бога?

279

 

 

Живите! Вы хотите быть «свободными»? Будьте! Вы хотите строить жизнь, никак не связанную с обязательствами того союза с Богом, который еще Авраам подписал своей верой и который Сын Божий утвердил кровию Своей? Живите, как хотите!»

И мы жили, — перемалывая ресурсы страны и человеческие ресурсы в безумной попытке построить счастливую и благополучную жизнь. Нам не удалось этого сделать. Десятки миллионов жизней были загублены. И только когда мы опомнились на развалинах великой некогда страны, тогда и началось медленное возрождение нашего народа, тогда и стали подниматься храмы и монастыри. Никакой экономический кризис девяностых нас не остановил. Никакая критика внутренних и внешних противников Православия не остановила нашей решимости восстанавливать храмы, когда нам действительно было экономически трудно. И сделали-то не так много, а какая была явлена милость Божия! И знаками этой милости, этого прощения явились возвращение в Россию Тихвинской иконы Божией Матери, возвращение многих других святынь, восстановление храмов и монастырей.

Пройдя через страшные исторические испытания, мы должны помнить тот урок, который сами себе преподнесли, — урок отступления от завета, от союза с Богом. Ведь в основе Нового Завета, которому мы принадлежим, — не просто свободное изволение людей, а сама кровь Сына Божия. Этот союз скреплен не просто устной договоренностью — он скреплен Голгофской жертвой. Разорвать этот союз и отказаться от верности Христу есть величайший грех.

[...]

Верим, что не случайно явилась нам Тихвинская икона Божией Матери, но для того, чтобы ограждать наш народ от искушений, соблазнов и грехопадений. И потому, празднуя пятую годовщину ее возвращения в Россию, мы должны о многом подумать. Что произошло за эти пять лет? Оказались ли мы достойными милости Царицы Небесной? За пять лет произошло много доброго и правильного в жизни нашего народа, и есть надежда на то, что это доброе и правильное будет укореняться и дальше. Аминь.

280


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.