Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в день Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа

209

70. Слово в день Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа

Апостол Павел учит нас, что сущность христианской жизни есть изображение себя во Христе или воплощение Христа в себе (Гал. 4. 13). Как же совершается верующими воплощение в себе Христа?

Святое Евангелие дает нам Божественный образ Христа-Спасителя, полный необъятных совершенств, превышающий без всякой меры все степени развития человечества. Из этой полноты моря совершенств евангельского образа Спасителя сердце каждого поражают те черты, которые более близки к жизненному складу его души.

А так как нет в мире и двух тождественных душ, то и воплощение в себе Христа верующими принимает характер бесконечного и чудного разнообразия, как по содержанию, так и по степени совершенства. И засияли по лицу земли великие святые: бессренники, молчальники и прочие. Это целый ряд воспроизведений образа Богочеловека верующими соответственно личным особенностям людей.

Все святые — нерукотворный, воздвигнутый человечеством Спасителю храм, куда вносится все хорошее, что может изнести из глубины своего чистого духа человек, и что составляет святая святых его души. Воплощение в себе Христа верующими — это, так сказать, мозаичный образ Его, составленный из различных камней. Камни его — души людей. Пусть камни эти мало заметны, пусть они не сияют ослепительным блеском, но они отблески воплощения Христа

 

 

210

в человеке по мере сил, способностей и сродства человека со Христом. В воплощении верующими в себе Христа заключается сущность жизни христианской Церкви. Доколе в душе человека Христос, дотоле ее жизнь; доколе она хоть изредка стремится приобщиться к Нему, дотоле она жива. Нет в душе Христа — следовательно умер и сам человек. Без Христа человек, как сухая ветвь, отломленная от лозы. Но образ Христа Спасителя — образ Богочеловека, полный непостижимой глубины духовной жизни — бесконечной Правды, Света и Любви.

Чтобы воссоздать в себе образ Богочеловека, мало сил человеческих и тварных, хотя бы и ангельских; для этого нужна сила свыше «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», для этого потребна сила Божественная, которая и подается в этом случае Спасителем верующим.

Человечество и ныне предстоит духовному Лику Христа, запечатленному на богодухновенных страницах евангелия, как некогда стоял перед Спасителем Анания, художник едесского царя Авгаря. Анании было поручено написать портрет Учителя галилейского. Исполнить это поручение Анания не мог, потому, что как гласит древнее христианское предание, лик Христа был неуловим. Каждая черта в Богочеловеке отражала в себе столь необычайную полноту жизни, что художник не мог не сознать своего бессилия перед ней.

Анания понял ту мысль, которую выражало лицо Христа. Рука хочет запечатлеть эту мысль, кисть находит уже краски. Когда же вновь Анания обращается ко Христу, то уже видит, та же мысль, которую он, по-видимому, уловил, является с новым оттенком и переходит в бесконечность.

 

 

211

Рука художника останавливается. Взор его снова приковывается к Лику Христа, его поражает глубина и полнота жизни Богочеловека. Художник видит, что ни одна кисть, ни один гений не дадут точного изображения Лика Спасителя. Сознает художник, что исполнить поручение своего господина Авгаря он не может. Бессильно опускает рука кисть на землю. Тогда Сам Христос приходит на помощь Анании: Он взял убрус, отер им Свой Пречистый Лик и отпечатался на убрусе чудный Лик Спасителя.

Художник Анания — образ всех христиан, цель и задача жизни которых изображение, воплощение в себе (Гал. 4. 19) бесконечно совершенного образа Христа.

Сам Христос снисходит в души верующих и творит в них силой Духа Святого обитель и на убрусе, на сердце, запечатлевает свой чудный духовный облик, коль скоро душа стремится к соединению с Ним.

Дело христианина деятельно стремиться изобразить в себе Христа, остальное все в избытке воцарится Иисусом Христом.

Вот сущность и смысл жизни верующих во Христа, членов Его тела Церкви.

Таким образом, образец жизни христианина — Сам изображенный в Евангелии Христос. Сие да мудрствуется в нас, еже во Христе Иисусе (Фил. 2. 5). Он был весь Чистота, Святость и Любовь. В этих совершенствах и мы можем и должны преуспевать постепенно, чтобы, наконец, изобразился в нас Христос.

Для успешного достижения христианского совершенства необходимо обращать внимание на сердце — корень добра, в нем же и корень зла. Самые, по-видимому, добрые поступки и слова наши не имеют

 

 

212

цены перед Сердцеведцем Богом, если не исходят от чистого сердца. Чтобы быть истинным носителем духа Христова нужно прежде всего насадить семена святых чувств и стремлений. Но в силе ли они сами это сделать своим греховным сердцем? Поистине нет. Но слава Всемогущему и Милосердному Богу! Тот, Кто сотворил нас, Он может произвести коренной переворот в нашем сердце и дать нам благодатные силы для преуспеяния в христианской жизни, если мы будем пламенно желать и стремиться к этому. Будем же в сиренном сознании нужды в животворящей силе Святого Духа для нравственного совершенства —возрастания в меру возраста Христа усердно просить Жизнодавца, да коснется Он нашего грубого сердца Своей благодатью, чтобы на него обильно потекли слезы сокрушения и раскаяния в грехах и возбудили в нем чувства потребности и сладостного общения со Христом, ибо в Нем вся наша жизнь, надежда, радость и блаженство.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.