Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в день Преображения Господня

205

69. Слово в день Преображения Господня [[Произнесено в храме святого князя Владимира в поселке Лисий Нос в 1954 году.]]

И преобразился пред ними, и просияло лицо Его, как солнце, и одежды Его сделались белыми, как снег.
(Мф. 17. 2).

Торжествует и радуется христианин, празднуя преображение Господа Иисуса Христа. Торжествует он при воспоминании об этом событии, уповая, что преобразившийся Господь некогда уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его, силой, которой Он действует и покоряет себе все (Фил. 3. 21).

Преображение Господа Иисуса Христа совершилось, когда душа Его всецело была поглощена мыслями о страданиях и крестной смерти.

Евангелисты единогласно ставят в связь преображение Господа Иисуса Христа с Его беседой о кресте, который, по примеру Христову, должен взять каждый истинный Его последователь (Мф. 16 24—28; 17. 1; Мк. 9. 34—38; Лк. 9. 23—28).

Преображение Господа Иисуса Христа совершилось, когда Он уже видел перед Собой крест, видел гвозди, копие, гроб, видел все свои грядущие страдания. Недаром явившийся Моисей и Илия беседовали со Христом об исходе Его, который хотел Он скончати в Иерусалиме (Лк. 9. 31).

 

 

206

Что же общего между крестом и преображением, между крайним пределом уничижения и величайшим прославлением?

Просветилось лицо Иисуса Христа, когда Он обрек себя на крестную смерть во имя послушания Богу Отцу, во имя самоотвержения и любви к человечеству.

Просветилось лицо и одежды Его, когда Он по Своему человечеству решился поднять на Себя дело вышечеловеческое и явил в Себе любовь и силу Богочеловека.

В такой тесной связи находится крест и преображение Господа Иисуса Христа. И наше преображение так же тесно связано с нашим крестом, как было связано преображение Господа Иисуса Христа с Его крестом.

Не может совершиться наше благодатное преображение здесь на земле, ни славное преображение в вечности без терпеливого безропотного несения креста. Слово о кресте для погибающих юродство есть… (1 Кор. 1. 18), потому что оно зовет к жизни по духу, зовет к мученическому венцу в борьбе со страстями, зовет к подвигу, к смирению, зовет к терпеливому несению скорбей ради Христа, зовет к подражанию всей своей жизнью Голгофскому Страдальцу.

Тот, кто погружен в тяжелый сон служения греху и пороку, кто отвык, а, может быть, и не начинал еще думать о духовном, может ли он склонить свою непокорную волю и гордый ум перед символом кротости и Святых Страданий, может ли он с сердечным сокрушением исповедывать грехи свои перед Крестом и Евангелием? Ему ли понять высоту страданий вознесенного на Крест? Ему ли

 

 

207

взять на себя крест, слагающийся из тяжких трудов самоисправления и самоусовершенствования? А без несения этого креста не может человек сподобиться внутреннего, духовного преображения.

Как же происходит обновление духом ума человека (Мф. 4. 28), как происходит преображение душевного человека в духовного? Совершается оно болезненным отложением ветхого человека и состоит в том, что человек принуждает себя видеть в слове крестном ранее казавшееся ему юродством, силу Божию (1 Кор. 1. 18), а во Христе распятом — Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1. 24), начинает познавать Бога и все существующее рассматривать в свете евангельского учения.

Не только человека, но сердце и воля его должны также преобразиться, преображаются они путем распятия себя миру, путем самоотверженной борьбы со страстями и похотьми. Победой увенчивается эта борьба, когда из сердца начинают исходить ее злые помыслы, убийства, прелюбодеяния. любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15. 19, Гал. 5. 19—21), свойственные плотскому человеку, а плоды духовные — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22—23).

Если Преображение Того, Кто Сам — Свет Истины (Ин. 1. 9) совершилось во время Его молитвенного единения с небесным Отцом Своим (Лк. 9. 29), то может ли произойти преображение человека душевного в духовного его собственными усилиями без благодатной помощи Божией? Не мог бы человек своими собственными усилиями, без Его всесильной помощи победить свои страсти, если бы не сила Божия действовала в нем, потому что Бог производит… и хотение, и действие по Своему благоволению (Фил. 2. 13).

 

 

208

Постоянным общением с Богом через молитву человек может снискать Божие благоволение, а потому и должен он дорожить более всего великим даром молитвенного общения к Богу и глубоко сожалеть о тех днях, часах, минутах, которые унеслись от него в невозвратное минувшее неосященными молитвой.

Молитва просветила лицо Господа Иисуса Христа, как солнце, точно также просветит и преобразит Бог каждого верующего, если он будет находиться в постоянном молитвенном общении с Отцом Светов и еще здесь на земле при всесильной Его помощи неустанно своими усилиями будет предуготовлять свое преображение в Царствии Отца Небесного, и тогда Господь наш Иисус Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Фил. 3. 21), залогом чего — Его собственное Преображение. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.