Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в день Сретения Господня

193

67. Слово в день Сретения Господня [[Произнесено в храме Ленинградской Духовной Академии в 1955 году.]]

Внезапно приидет в Церковь Свою Господь, Егоже вы ищете, и Ангел Завета, егоже вы хощете
(Мал. 3. 1).

Настало время исполнения этих слов пророка Малахии.

Праздник, который Церковь отмечает сегодня, посвящен воспомианию события, когда Пресвятая Дева с 40‑дневным Богомладенцем на руках, в сопровождении Его нареченного отца Иосифа, вошла в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Богу Своего Первенца и принести очистительную жертву, хотя после непорочного рождения и не нуждалась в очищении. По Своей бедности Она не могла принести установленной жертвы, а ограничила Свое приношение голубиными птенцами, что было предусмотрено законом для бедных.

Не в храм, воздвигнутый Соломоном, блиставший своим великолепием, вошла Богоматерь, а в тот, который был построен иудеями после возвращения из Вавилонского плена. В этом храме уже не было ни Моисеевых скрижалей Закона, ни стамны с манной, ни жезла Аарона, но он своей славой превзошел первый, в нем ныне явился Господь, — исполнилось предсказание пророка Малахии.

Смиренным убожеством плоти, закрывая сияние Своего Божества, Он явился в храм не для славы, не как Грядый во имя Господне (Пс. 117. 26), а как Сын подзаконный, чтобы исполнить Закон, Им

 

 

194

Самим данный Моисею, являя Собой образ послушания: «Днесь древле Моисею в Синаи Закон подавый, законным повинуется велением» (на литии стихиры).

Явился Он в храм без всякого внешнего величия. Первосвященник не вышел к нему навстречу, не отрыта Святая Святых пред Царем царствующих. Ничто не нарушило обычной жизни храма. Никакими внешними признаками не обнаружилось вхождение в храм Его Господа Христа. Завеса уничижения, прикрывавшая Его Божество, была настолько непроницаема, что храм не признал Его; храм не приметил, что он в лице принесенного младенца принял Невместимого. Не приметили этого ни первосвященники, ни книжники, долгие годы рассуждавшие о том, где Христос рождается (Мф. 2. 4), и приходит ли пророк от Галилеи (Ин. 7. 52). Не знали об этом событии те, кто жил только интересами дня, чьи мысли не простирались далее внешнего могущества, как единственного блага для их народа. За временными, случайно слонявшимися обстоятельствами жизни они не видели вечных целей и не приметили совершившегося.

Прошло это событие незамеченным не только теми, кто остановился на мертвой букве Закона, но не замечено оно было даже и теми, кто ждал и чаял избавления. В лице пророков и патриархов тысячелетиями всматривалась ветхозаветное человечество в даль грядущих времен, чая света и откровения языков; когда наконец Свет явился, человечество будто ослепило очи свои, и видя не видело (Ин. 12. 40), слыша не слышало, а потому и не узнала своего Избавителя.

Из среды многолюдного Иерусалима только два человека —

 

 

195

праведный Симеон и пророчица Анна вышли навстречу принесенному в храм Богомладенцу и от лица всей ветхозаветной церкви воздали Ему должное поклонение. Праведный Симеон нетерпеливо ждал обетованного Мессию; в Нем он видел славу и возрождение Израиля.

Безотрадна была жизнь избранного народа в это время. Израильское царство было давно разрушено; царство иудейское было лишено своей политической самостоятельности. Престол Давида уже много лет занимал ставленник римлян, жесточайший из царей иудейских — Ирод. Народ страдал под двойным игом завоевателей римлян и под властью Ирода.

Не менее  безотрадную картину представляло собой и религиозно-нравственное состояние иудейского народа. Его духовные руководители, придерживаясь буквы закона, сохранили лишь внешнее благочестие, совершенно утратив живую веру; и только ради небольшого числа праведников Бог еще терпел иудейский народ. Судя по настоящему, праведный Симеон не мог ожидать ничего хорошего ни для своего народа, ни для всего человечества. Только надежда на пришествие Избавителя скрашивала его жизнь, клонившуюся к концу. Взор его был устремлен в даль будущего. Он ждал Того, Кто возродит Израиль.

Светлое будущее его народа и всего человечества открывается, наконец, перед потухающим взором праведника. Дух Святой предсказывает ему, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа (Лк. 2. 26). Дух Святой приводит его в храм в тот день и в тот час, когда туда был принесен Богомладенец. И он не только увидел, но и взял Христа на руки (Лк. 2. 28).

 

 

196

Величайшей радостью исполнилось сердце Богоприимца, ибо в этом Младенце он узнал долго ожидаемого им Спасителя. Теперь он мог спокойно вступать во врага вечности, — его очи увидели спасение мира; увидели Свет, явившийся для просвещения язычников; увидели, наконец, славу народа израильского.

Уверенность в неложности обетования, надежда на свое личное спасение, на спасение своего народа в всего человечества вылилась в его богодухновенном исповедании веры в пришедшего Спасителя, впервые прозвучавшем на земле: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: Свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля.

Праведный Симеон не остановился только на высказывании чувства радости и надежды по поводу явления в мир Христа; в дальнейших его словах слышится уже предупреждение и тревога. Всматриваясь в даль веков, он своим духовным взором видит, что не для всех Христос будет Светом и спасением, не для всех Он будет на восстание. Для многих Он явится причиной еще более глубокого падения и будет предметом пререкания.

Грядущее, провиденное им, вселяло в его душу опасение, которое и заставило его сказать Пресвятой Деве: Се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо. (Лк. 2. 24).

Почему явление в мир Спасителя для одних должно было быть на восстание, а других на падение, когда Он пришел не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами, а чтобы возродить все человечество, когда Он хочет всем спастись, и в разум истины придти, когда Он не хочет смерти ни одного из

 

 

197

грешников, но еже обратитися покаянием и живу быти (Иез. 33. 11). Не в нем причина падения для одних и восстания для других: «Он ни „падения“ не производит, ни „восстания“ насильно не обуславливает» [[Св. Иоанн Златоуст. Слово о Сретении Господа Иисуса Христа. Творения, т. 2, кн. 2, стр. 896]]. Сами люди и их грехи причина того, что для одних Христос явился на восстание, а для других на падение.

Господь пришел спасти весь род человеческий, но Он никого не принуждает. Человеку предоставлена свобода избрать путь восстания во Христе, ведущий в жизнь вечную, или путь спасения, приводящий к вечной погибели: колькраты восхотех собрата чада твоя… и не восхотесте (Лк. 13. 34).

Современники Христа одни с радостью приняли Его, уверовали в Него, как в Спасителя мира, Сына Божия и возлюбили Его и Его учение, а другие не приняли Его, отвергли Его учение и свою вражду к Нему простерли вплоть до того, что пригвоздили Его ко кресту.

Смерть и воскресение Богочеловека не положили конца разделению людей и после Его Воскресения — для одних Он служит на восстание, а для других — на падение.

На падение Он для тех, кто предал Его мучительной смерти; кто уклонился от Бога, кто избрал путь гордости и своеволия, приведший наших прародителей к погибели; кто живет только для себя, в ком кет любви к своему ближнему. На падение Он для тех, кто расточает льстивые речи, а сам дышит злобой и завистью; кто под покровом благих речей кует мечи, чтобы снова залить весь мир потоками крови и «льстивным лобзанием» предает снова Господа.

 

 

198

На восстание Господь Иисус Христос для тех, кто познал Его, кто последовал Ему, подражал Его любви, кротости, смирению и послушанию; кто не видит иного пути в жизни, как пути Христова; кто вместе с апостолом Петром исповедует: Господи… глаголы живота вечного имаши (Ин. 6. 68). На восстание Господь Иисус Христос для тех, чья вера испытана пререканием о знамении; и если бы не было знамение пререкаемо, то не была бы выявлена и твердость веры… «Истина Божия встречает пререкание с соизволением Бога… соизволение это необходимо, чтобы стали очевидны достойные» [[Св. Иоанн Златоуст. Слово о Сретении Господа Иисуса Христа, т. 2 кн. 2, стр. 897]].

Вера даруется человеку Богом и принимается этот дар только чистым сердцем. Господь являет Себя ищущим Его. Потрудимся же над очищением своих сердец, и будем молить Господа, чтоб сподобил Он нас Своей благодатью великого дара — веры твердой и непоколебимой; чтобы просветил Он нас Своей благодатью на восстание от греховной жизни; чтобы помог Он нам очистить сердце наше, сделать его храмом живущего в нем Бога, и тогда вместе с праведным Симеоном и Анной сподобимся и мы встретить Господа и исполнится над каждым из нас слово пророка Малахии: …внезапно приидет в Церковь Свою Господь, Его же вы и ищете, и Ангел Завета Егоже вы хощете (Мал. 3. 1). Аминь.


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.