Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы

183

64. Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы [[Произнесено в храме Ленинградской Духовной Академии в 1954 году.]]

«Юже древле предвозвестиша пророческое сословие Марию Богоотроковицу, верно да восхвалим. Днесь бо вводится во Святая Святых, воспитатися Господу»
(Светилен праздника).

Предание, Промыслом Божиим, сохранившееся в лоне Православной Церкви, повествует, что Пресвятая Дева в трехлетнем возрасте во исполнение обета, данного родителями при Ее зачатии, с большой торжественностью, в сопровождении отроковиц с горящими свечами была приведена в храм Иерусалимский.

Когда Святая Дева приблизилась к храму, навстречу Ей вышел первосвященник Захария. Захария, прозрев в ней особенную благодать Божию, ввел Ее во Святая Святых храма, куда лишь один раз в год в день очищения имел право входить один только первосвященник с жертвенной кровью.

Событие Введения во Святая Святых храма было настолько необычным, что, как воспевает Церковь, «Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых» (Из 9‑й песни 1‑го канона Празднику), предугадывая в этом событии великую тайну Божественного домостроительства.

Святое Святых, тогда уже не имевшее Ковчега Завета, было совершенно пусто, и этим как бы свидетельствовало об окончании

 

 

184

подзаконных времен…

Приведенная Богоотроковица осталась в храме, обучаясь благочестию, до времени обручения Ее праведному Иосифу. Пребывает Дева в храме, предуготовляя Себя к богоматеринству, готовясь внестись Невместимого и стать одушевленным Ковчегом Нового Завета, которому надлежало содержать в Себе не каменные скрижали с писанным Законом, а Самого Законодавца. «Днесь храм одушевленный и Великого Царя в храм входит, Тому уготоватися в небесное жилище…» (По 50‑м псалме Слава).

Вхождением в храм Богоотроковица отделяется от греховности мира, приближается к Ангельскому миру, становится «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», истинным Святая Святых храма, одушевленным Ковчегом закона Божия.

Вхождение Приснодевы в храм знаменует собой величайшее событие не только в жизни Пресвятой Девы, но и всего человечества. Своим вхождением в храм Пречистая полагала начало тому, что видели пророки в сени и образе. На Ней должны совершиться предсказания пророков; Ею исполняются вековые ожидания израильского народа, от Нее должен принять плоть человека Тот, Который привел спасти род человеческий.

Введение во храм пресвятой Девы является гранью обоих заветов; исполнение пророчеств завершается Ветхий Завет и открывается Новый. «Писание мимо тече и оскуде закон, якоже сень и благодати лучи воссияша» (Из 7‑й песни 1‑го канона праздника). «В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает» (Из тропаря праздника). Она предзозвещает Того, Кто распростер руки Свои на кресте за грехи людей, Того, Кто привел примирить человека с Богом, Того, Кто обещает упокоение обремененным грехами (Мф. 11. 26),

 

 

185

а не проклятие, как Ветхозаветный Закон (Втор. 27. 26).

Заповеди Ветхого и Нового Заветов даны одним и тем же Законодателем. Ветхий Завет, предуготовляя путь Солнцу Правды, подвергал людей, не примиренных с Богом, наказанию. С пришествием же в мир Христа, примирившего людей с Богом, человеку даруется не только оставление грехов, но и оправдание, и освящение, и благодать Святого духа, чрез которую люди из состояния рабства возводятся в великое достоинство сынов Божиих (Гал. 3. 26; 4. 6; становятся новой тварью (Гал. 6. 15).

«Словом Евы указано Древо, за которое Адам изгнан из рая; а Слово, родившееся от Девы, явило крест, чрез который разбойник на место Адама введен в рай» [[Слово на Рождество Господа Иисуса Христа. Св. Иоанн Златоуст, том 6, стр. 699.]]. «Из неяже преступление процвете, Богородица днесь приводима в Дом Божий» [[Из 3‑й песни 1‑го канона Праздника]].

Пребывая в храме в постоянной молитве, в полном отрешении от греховного мира, пресвятая Дева соделалась храмом воплотившегося Бога Слова. Она явила Собой совершеннейший образец всецело святой, неизменно подвижнической жизни, напоминая всем нам о великом достоинстве человека, призванного быть храмом Святого Духа (1 Кор. 3. 16).

Своей жизнью Пресвятая Дева учит нас, что верой, смирением, трудом, богомыслием и постоянным памятованием о Боге каждый может сделаться обителью Господа, храмом Святого Духа. Потщимся уподобиться Пресвятой Деве Марии в Ее ревностном обучении Себя благочестию. Потщимся подвизаться добрым подвигом веры, держаться вечной жизни, к которой мы призваны

 

 

186

(1 Тим. 6. 12). Всегда пребывая в молитве в храме Божием, стяжала Пречистая многочестный венец в вечности. Последуем и мы примеру, непрестанно молясь, будем преуспевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости (1 Тим. 6. 11), в чем и поможет нам сама Богоотроковица, вводимая ныне в храм Божий «воспитатися Господу». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.