Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в день Вознесения Господня

178

63. Слово в день Вознесения Господня [[Произнесено в храме праведного Иова на Волковом кладбище в 1952 году.]]

«Вознеслся еси во славе Христе Боже наш… никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы»
(Из кондака праздника).

Святой евангелист Лука, повествуя о Вознесении Господа, говорит, что апостолы, бывшие свидетелями этого события, с радостью возвратились в Иерусалим (Лк. 24. 51—52). Казалось бы, скорбью и печалью должно было сопровождаться расставание апостолов с Божественным Учителем, а они возвратились в Иерусалим с великой радостью. Чем была вызвана эта радость? Основанием для нее явилась любовь апостолов к Господу, Иисусу Христу и твердая непоколебимая вера в Его обетования. Радовались святые апостолы, видя славу и величие Возносящегося Христа, ибо Вознесение Его со всей очевидностью свидетельствовало даже более, чем восстание Его из гроба, что Он от Бога исшел и к Богу восходит. Будучи свидетелями этого события, не могли они не радоваться, так как исполнилось то, о чем предуведомил их Сам Господь: Иду и прииду к вам. Аще бысте любили Мя, возрадовался бысте убо, яко рех: иду ко Отцу яко Отец Мой болий Мене есть (Ин. 14. 28).

Преславное Вознесение Господа Спасителя на небо было окончательной, наивысшей ступенью спасения человечества. Восшедший на небеса и седящий одесную Отца Христос совознес и нас на высоту

 

 

179

Престола Царствия Небесного. Он восшел в Свою славу и сидит одесную Отца и по человечеству Ему дана великая власть на небеси и на земли (Мф. 28. 18).

Радовались святые апостолы, так как они твердо верили в несложность слов Спасителя: Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам (Ин. 16. 7). Вера, что, восходя к Отцу, Он не оставит их сирыми, а пошлет им Утешителя — Духа Святого, — была настолько совершенна, что разлука с любимым Учителем не вызывала у них ни тени печали; естественная скорбь при этом событии препобеждалась уверенностью, что Христос, видимо оставляющий их, всегда невидимо пребудет с ними Своей Божественной благодатью, ни чрез Снятого Духа.

Искупив человечество от греха и смерти Своим вочеловечением, страданиями и смертью, по сошествии во ад и по воскресении, Бог Слово во славе вознесся на небо, чтобы через Свое вознесение предоставить благодати Духа Утешителя невидимым действием просвещать, очищать и освящать искупленный Им род человеческий, ибо только при помощи благодати Всесвятого Духа может обновиться растленное грехами естество человеческое и из ветхого греховного человека сделаться человеком новым — богоподобным. Без всесильного ее действия в сердце человеческом, в котором произрастали одни лишь терния грехов, не могут появиться дары Духа Святого — любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5. 22), ибо вся же сия действует Един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет (1 Кор. 12. 11). И если бы Иисус Христос не вознесся на небо, то человечество было бы лишено всех этих даров. Вознесение

 

 

180

Христово было как бы предтечей сошествия Святого Духа на землю для возрождения мира верой Христовой. Радовались святые апостолы, так как слова Господа: Иду уготовати место вам: и аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе, да идеже есмь Аз, и вы будете (Ин. 14. 2—3), вселяли в них надежду и предвкушение блаженной вечности.

Возлюбенные братья и сестры! Не только святые апостолы, но и каждый верующий и истинно любящий Бога может сегодня, в день Вознесения Господня, испытывать великую радость, так как обетования Искупителя распространяется на всех, любящих Его. Но как человеку любить Бога, Искупителя своего, когда сердце его пристрастилось к земным благам, ум помрачился и Свет Божественной Истины погас в глазах его? Не может он любить Бога, когда всем своим существом он прикован к тленным благам, которые отнимаются от него смертью или даже ранее смерти различными превратностями земной жизни? Как может он любить Бога, когда мысли о земном и плотском не дают ему подумать о душе и ее высоком предназначении, о вечности, о совести, о безобразии греха, когда, по словам псалмопевца Давида, прильпе земли душа его вместо того, чтобы ей пребывать «горé».

Как можем мы любить Бога истинной и совершенной любовью, всей душой, всем сердцем и всеми мыслями, когда грехи гасят огонь этой любви, холодом наполняет сердце и в глубокий мрак погружают душу? Как можем мы любить Бога Одного, когда мы связываем себя различными пристрастиями, когда любовь Бога расточается на тленное и скоропреходящее, когда силы души нашей расточаются суетными попечениями, когда нет у нас заботы о стяжании

 

 

181

любви к Богу?

Как может человек сподобиться великой радости апостолов, как может он сделаться наследником великих обетований Вознесшегося Господа, когда он самопроизвольно отчуждается от Него, не исполняя Его Всесвятой заповеди о любви к Нему: Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея. (Лк. 10. 27).

Верным признаком любви к Богу является исполнение Его заповедей, исповедание Его не словами, а соблюдением Его воли и сокровенной жизнью сердца.

Имеяй заповеди Мои и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, — сказал Спаситель… Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдает… Не любяй Мя, словес моих не соблюдает (Ин. 14. 21, 23, 24), — таково определение Господа. Много, много нужно потрудиться человеку, чтобы порвать связь с обычаями греховного мира и всю свою жизнь посвятить исполнение евангельских заповедей и таким путем перейти от любви мира к любви Бога. И если опытно, всей своей жизнью человек не докажет искренности и твердости своего произволения, то не ниспошлется ему дара любви свыше. Нужно потрудиться, чтобы божественное, духовное, вечное господствовало над земным и чувственным, чтобы источником всех действий человека была любовь к Богу и ближним, а не самолюбие и не самоугождение.

Но так как без Господа мы не можем творить ничесоже, то и будем смиренно молить Вознесшегося Христа: Сердце чисто созижди в нас и дух прав обнови во утробе нашей. Будем молить Его, чтобы приложил Он нам веру и принял наш

 

 

182

посильный труд над исполнением Его воли, и Сам даровал нам огонь любви, который Он принес на землю, дабы и мы возлюбили Его Единого всей душой, всем сердцем и всем помышлением. И когда произойдет в нас эта благодатная перемена, когда Всемилостивый Господь сподобит нас дара веры и любви к Нему, тогда и наши сердца исполнятся великой радости святых апостолов, сподобившихся зреть Возносящегося Господа.

Исполняются радостью сердца наши, потому что, отбросив суетную погоню за призрачным счастьем, сосредоточив все свое внимание на исполнении заповедей Божиих, мы приобретаем в сердце своем неоценимое духовное сокровище — веру и любовь к Богу, и только тогда всей душой мы ощутим и поймем великое значение для нас слов: Аз есмь с вами, и никтоже на вы. Тогда и наши сердца исполнятся радостью о небе, отверстом для нас Вознесшимся Христом, и об открытой Им возможности и нам восходить на небесную высоту. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.