Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в неделю ваий

167

59. Слово в неделю ваий [[Произнесено в храме Ленинградской Духовной Академии 26 апреля 1956 года.]]

Осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев
(Ин. 12. 13).

Радостен для нас сегодняшний день, день торжественного входа Господа в Иерусалим. Но это торжество радости в преддверии скорбных дней.

Когда Господь Иисус Христос приближался к Иерусалиму, народ встречал Его радостными восклицаниями: Осанна! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних! Некоторые из благоговения к Господу постилали по пути Его свои одежды и древесные ветви. И даже дети, чистые сердцами, узревшие Господа, присоединили свои восторженные приветствия к общему ликованию.

Народ ликует, а Христос въезжает в город грустным, со слезами, думая о судьбе города и храма, о судьбе этого торжественно встречавшего Его народа. Сквозь торжественное Осанна сегодняшнего дня Он уже слышал яростное распни нескольких дней спустя. Он видел за этой приветствующей Его толпой крест, терновый венец, хулы, отрицание… и плакал, потому что не того искали они, не того ждали. И сбылось через несколько дней то, что провидел Христос, потому что обманулись в ожидании иудеи, исполненные земных мечтаний, не думавшие о духовном, для чего пришел Христос.

Вход Господень в Иерусалим знаменует торжество веры,

 

 

168

любви и благодарности. Но одновременно с этим торжеством веры и любви восстает превозношение и гордость, восстает зависть, доходящая до того, что враги Господа идут погубить не только веками ожидаемого Мессию, но и воскрешенного Им Лазаря.

Упоенные преимуществами своего внешнего положения как вождей Израильского народа, занимавшиеся изучением и истолкованием Божественного Писания, изрекавшие суд и правду для всего Израиля, книжники и фарисеи своей мудростью превосходившие мудрость тогдашних мудрейших язычников, не могли понять сущности совершающегося события.

При стечении множества народа, при воздаваемых Ему почестях Иисус Христос входил в Свой царственный город — Иерусалим седя на жребяти осли, окруженный не блестящей свитой, а бедными людьми — апостолами; встречается Он не воинством, а мирным народом с пальмовыми ветвями. Смысл происходящего был непонятен для поклонников внешнего величия. Но кто привык проникать в сущность дела, а не удовлетворяться только видимостью его, для того вход Господень в Иерусалим не может не быть поистине самым торжественным и величественным.

Это вступление Господа Иисуса Христа в Иерусалим служит точным осуществлением всей Его деятельности на земле, осуществлением того, к чему Он призван, говоря: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11. 29). Он учил людей в духе кротости и любви, учил кротости, смирению, терпению и чистоте, нимало не заботясь о внешних преимуществах.

 

 

169

Все учение Христа было направлено на внутреннее возрождение человека.

Истинные последователи Господа Иисуса Христа глубоко прониклись духом Его учения и, сделавшись носителями и провозвестниками миру Истины и Правды Христовой, также старались насадить между уверовавшими во Христа кротость, смирение и прочие добродетели. Так, в послании к филиппийцам апостол Павел пишет: Кротость ваша да будет известна всем человекам (Флп. 4. 5). А далее он призывает христиан всегда пребывать в молитве и помышлять только о том, что истинно, честно, справедливо, чисто, любезно, достославно, что только добродетель и похвала (Флп. 4. 8).

Мытари и блудницы, заслужившие всеобщее презрение, учением Господа Иисуса Христа, исполненным кротости и смирения, приводятся к показанию того, что достоинство человека зависит от его внутренних качеств, от внутренней чистоты и святости. Через покаяние и труд над приобретением добродетелей и они могут достигнуть высокого нравственного совершенства. И сколько таких примеров являет нам история Нового Завета: мы видим мытаря в лике апостольском (Мф. 9. 9), раскаявшуюся грешницу, помазующую ноги Христа миром (Лк. 7, 37—50); мы видим, наконец, среди жен-мироносиц женщину, бывшую вместилищем семи бесов (Мк. 16. 9). И такое нравственное перерождение стало возможным лишь потому, что в мир пришел Господь, чтобы грешников спасти. Он пришел на землю как пастырь добрый, чтобы добровольно положить душу Свою за Своих овец. Он пришел спасти заблудившегося человека, привести к свету находящихся во тьме, ввести спасительное богопознание и освятить мир.

 

 

170

И сегодня грядет Он в Иерусалим, чтобы подъять грех всего человечества. Он грядет на вольную страсть нашего ради спасения. «Грядет крест прияти испытания и раны… да спасет человека» (Седален по третьем стихословии утрени Великого Понедельника).

Да поможет же нам Господь Иисус Христос в эту неделю предстоящих страстей уразуметь и ярко напечатлеть в своей сердце всю силу и значение Его Голгофских страданий, чтобы, начав сегодня Осанна, мы неуклонно шли по пути Христа и чтобы, начав сегодняшнее Осанна, не перешло через некоторое время в Распни, распни Его. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.