Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в неделю мясопустную

143

52. Слово в неделю мясопустную [[Произнесено в храме Ленинградской Духовной Академии 28 февраля 1954 года.]]

Будите готови, яко в онь же час не мните Сын человеческий приидет
(Мф. 24. 44).

Вчера мы творили молитвенную память о всех, от века преставльшихся отец и братиях наших, а ныне сами переносимся мыслью в будущее, когда вместе с ними предстанем пред Престолом грозного Судии, который решит вечную участь каждого из нас.

Из дали веков, из года в год раздается немолчный голос святой Церкви, напоминающей нам о втором славном пришествии Господа нашего Иисуса Христа и о последнем Страшном Суде Его над всем родом человеческим, предсказанном Самим Спасителем, о чем мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении.

О дне и часе, когда будет второе пришествие христово, не знают даже ангелы Господни, знает только один Бог. Будите готови, — говорит Он нам, — яко в онь же час не мните, Сын человеческий приидет (Мф. 24. 44).

По своей благости и премудрости Бог не открыл нам времени Своего пришествия, чтобы мы всегда ожидали Его, и, ожидая, пребывали не в нерадении, а в духовном трезвении и в житии, достойном христианского своего звания. Да не спим, — говорит апостол, — но да бодрствуем и трезвимся (Сол. 5. 6).

Величественно и страшно будет второе пришествие Христово.

 

 

144

Самые ангелы Божии придут в смятение и страх от открывшегося в величии Своем Бога (Лк. 21. 27).

Вострепещут и праведники при виде безмерной славы явившегося Судии, вострепещут, ибо нет ни одного истинного праведника, который бы вместе о апостолом Павлом не почитал себя первым из грешников, не исповедовал себя «паче всякого естества человеча согрешившим», — если только он будет судить о своем нравственном состоянию не по сравнению с жизнью других людей, но по требованиям Закона Божия. Стать в уровень с этими требованиями, вполне осуществить их в жизни ни для кого невозможно. В своей праведности праведники не увидят залога к помилованию своему и будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости.

Но каково же будет состояние грешной нераскаянной души? Аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явятся (1 Пет. 4. 18). Невыразимо тяжелое будет его состояние и в то же время безысходное, невозвратное, непоправимое. И это еще будет только началом неописуемых мучений грешников.

Господь Иисус Христос придет уже не как Милосердный Искупитель мира, а как Праведный Судия; придет не страдать за нас, а судить нас, судить нас в том, как мы воспользовалась Его страданием за нас и искуплением, как исполняли заповеди Его, как провели временную жизнь.

Святой Ефрем Сирин изображает страшный и ужасный час, когда мы, представ на Суд Судии нелицеприятного, услышим Его голос, вопрошающий нас; услышим, когда Он скажет: «Я, Бог ради Вас плоть принял, ради вас алкал, жаждал, ради вас был гоним, побиваем камнями; Я, невинный, ради вас

 

 

145

был заушаем и оплевываем; Я безгрешный, ради вас потерпел позорную смерть, ради вас прободен в ребро копием, напоен оцтом, смешанным с желчью. Все это потерпел Я ради вас, чтобы вас сделать святыми и небесными; царство небесное даровал вам, всех вас наименовал братьями, ниспослал вам Духа Святого. А что же вы претерпели ради Меня»? Какой ответ дадим мы?

Мученики укажут на раны свои, на мучения, на терпение свое до конца. Подвижники укажут на свое подвижничество, на продолжительный пост, на бдения, на нестяжательность, на слезы и все другие злострадания. А мы, ленивые и грешные, на что укажем мы, кроме постыдных плодов чревоугодия, сластолюбия, многоспания, любостяжания, нетерпения, тщеславия, нерадения?

Никто не минует этого страшного часа; все предстанут на Суд, никто его не избежит. И как ужасна была бы участь грешника, если бы человек не имел дара неизреченного милосердия Божия в таинстве покаяния, которое спасает его от осуждения на Страшном Суде Божием; и как должен он дорожить таинством, чрез которое Бог отпускает и прощает ему грехи его, дает мир совести и дерзновение предстать неосужденно на Страшном Суде Его. «День он страшный помышляюще», после принесения покаяния приложим все наши усилия, чтобы исправиться и больше не грешить, и тогда любвеобильный Господь примет нас, как отец принял своего блудного сына, и сделает наследниками вечных благ.

Но, возлюбленные братие и сестры, как избежать нам греха, когда и мир, и плоть, и диавол воюют на нас?

 

 

146

Ответ на этот вопрос дают нам святые отцы. Они учат, что память смерти и следующим за ней Суде Божием и вечных муках является сдерживающим началом, предохраняющим человека от падений и возводящим душу его к мысли о вечности.

Память смерти не требует ни многих подвигов, и непосильных трудов, а между тем она обладает великой силой, не позволяющей уму предаваться суетным мыслям, не позволяющей ему скитаться по дорогам мира и пристращаться к нему, удовлетворяя все пожелания плоти и тем самым умерщвляя помышления духа.

Святой Исаак Сирин утверждает, что Бог по великому человеколюбию пробуждает в людях мысль о смерти. Мысль об исходе, зарождающаяся в сердце человека, руководствует его ко спасению, полагая в нем начало всякому доброму побуждению, и если только житейские заботы не угасят ее, и человек возрастит ее, то она приведет его к блаженной вечности.

Зная спасительность этого подвига, сатана всячески старается отвлечь от нее ум человека, «ибо знает коварный, что если помысел сей пребывает в человеке, то ум его состоит уже не на этой земле обольщения, и козни его к человеку не приближаются», — говорит тот же святой отец [[Св. Исаак Сирин. Подвижнические наставления. Добротолюбие, том 2, стр. 801, п. 271.]].

Память смерти, связанная с усердной молитвой и плачем о себе при мысли о предстоящем Суде Божием и вечных муках может заменить все подвиги, очистить сердце от всякой скверны и привлечь благодать Святого Духа. Не будем же, братие и сестры, уклониться от нее, так как забвение ее и предстоящего Суда, Божия влечет за собой вечную погибель.

 

 

147

Последуем призыву святого отца земли русской, преподобного Нила Сорского и «аще не хотящу сердцу, принуждаем его помышляти сия», — чтобы выполнить завет Христа, сказавшего: Будьте готови, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет (Мф. 24. 44). Аминь.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.