Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в неделю 25-ю

92

35. Слово в неделю 25‑ю [[Произнесено в храме Ленинградской Духовной Академии 27 ноября 1955 года.]]

Учителю, что сотворив, живот вечный наследую?
(Лк. 10. 25).

Мы все созданы дня вечной жизни, и вечность ждет всех нас. Всех людей в вечности ждет нелицеприятный суд Божий и вечное воздаяние по их делам (2 Кор. 7. 10; 1 Кор. 4. 5).

Перед христианином, не вникающим в Святое Евангелие, стоит тревожный вопрос, как же жить, чтобы наследовать жизнь вечную, а не услышать в час Страшного Суда грозного приговора Нелицеприятного Судии: Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25. 41).

О том, как жить, чтобы не подвергнуться такой участи, сказано со всей ясностью в сегодняшнем евангельском чтении. В любви к Богу и ближнему, искренней и полной, Господь указал надежное средство к наследованию жизни вечной, разрешив одновременно и недоуменный вопрос законника: Кто есть ближний? (Лк. 10. 29).

Притчей о милосердном самарянине Господь Иисус Христос преподает нам урок исполнения любви к ближнему. Любовь не может спокойно пройти мимо нужд другого. Не может и не должен истинный христианин оставаться равнодушным зрителелем несчастий ближнего; отсутствие сострадания к страждущим и отказ им в помощи Господь Иисус Христос рассматривает как

 

 

93

отказ Ему самому. Понеже не сотвористе единому сих меньших, ни мне сотвористе (Мф. 25. 45), — скажет Он тому, кто подобно священнику из евангельской притчи, натолкнувшемуся на израненного разбойниками человека, лежащего на дороге, видев его, мимоиде (Лк. 10. 31), или левиту, бывшему там же, и, может быть, только из любопытства пришедшему, видевшему и прошедшему мимо.

Что подобает нам делать, чтобы побороть в себе мертвенную холодность и окружающим, возбудить в душе живой отклик на все нужды ближних и не быть в числе идущих мимо чужой беды? Что сделать, чтобы разгорелся в душе каждого из нас тот огонь, который Господь Иисус Христос пришел воврещи на землю (Лк. 12. 49). Как нам, себялюбивым и эгоистичным, занятым мирскими попечениями, стяжать любовь к Богу и ближним? Апостол Павел, умоляя ефесских христиан достойно ходить звания, в которое они призваны (Еф. 4. 1), дает исчерпывающий ответ на все эти вопросы.

Что это за звание, о котором напоминает апостол Павел и которое налагает на имеющего его какие-то особые требования? Это высокое, почетное звание — звание христианина, делающее нас, без всяких заслуг с нашей стороны, по принятии Крещения быть сынами Божиими, прежде бывших рабами греха, чадами гнева. Вдумываемся ли мы в то, что такое христианин? Христианин — это тот человек, для которого Сам Христос, Сын Божий сошел с небес, принял плоть человеческую, в унижении и смирении жил среди людей, претерпел страдания и умер позорной мучительной смертью на кресте; и все это было сделано Им для

 

 

94

того, чтобы спасти человека от вечной смерти, которой он подвергся, нарушив первую заповедь, данную ему в раю. И все это претерпел Господь Иисус Христос, побуждаемый любовью к падшему человеку. И эту любовь Он заповедал и всем Своим последователям. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13. 35). Любить всех, в каждом человеке видеть своего ближнего, — вот что значит достойно ходить звания (Еф. 4. 1), в которое мы призваны.

Апостол указывает, какие чувства мы должны возгревать в себе, чтобы поступать достойно своему званию. Леденящая холодность и эгоизм являются причиной, препятствующей любовному отношению между людьми. Поэтому апостол и приводит противоположные добродетели, над приобретением которых должен потрудиться каждый христианин. Гордости, которой всегда сопутствует эгоизм, апостол противополагает смиренномудрие, призывая ефесских христиан достойно ходить звания… со всяким смиренномудрием и кротостью (Еф. 4. 1—2). Апостол ставит смиренномудрие на первое место, потому что в смиренномудрие облеклось вочеловечившееся Слово… поэтому всякий, кто облекается в ризу смирения, облекается в самого Христа [[Св. Исаак сириянин. Подвижнические наставления. — Добротолюбие, т. 3, стр. 737, п. 130.]]; перед мысленным взором истинного христианина всегда стоит  образ его Искупителя, приемшего зрак раба и умывшего ноги своим ученикам. Непреложным законом всей жизни христианина является заповедь

 

 

95

Господа Иисуса Христа: Иже аще хощет в вас вящий быти, да будет Вам слуга (Мф. 20. 26). Помня это, смиренный направляет всю свою деятельность на то, чтобы услужить ближнему; в чем бы ни выражалась эта услуга и как бы тяжело ни было для него ее исполнение, он не отказывается и не избегает ее, считая себя прахом и пеплом, лежащим под ногами у всех для служения всем и каждому.

Вторым признаком христианина апостол выставляет кротость — первый плод смирения. Признавая себя ниже всех, смиренный никогда ничем не возмущается, никакое оскорбление, нанесенное ему, не вызывает в нем ни тени обиды и неудовольствия. А поэтому среди кротких всегда господствует мир и полное единение.

На третьем месте апостол ставит долготерпение, как результат смиренномудрия и кротости. Достигнув смиренномудрия и кротости, человек приобретает навык сначала спокойно переносить все, так или иначе тревожащее его, а потом уже все покрывает любовью.

Смиренномудрие, кротость и долготерпение — это те ступени, восходя по которым человек сподобляется высочайшего дара — дара любви. Христианам, связанным любовью, уже не трудно блюсти единение духа в союзе мира (Еф. 4. 3), как опытно познавшим, что они называются членами единого тела, глава которого Господь Иисус Христос. Но чтобы достигнуть высшей степени христианского совершенства — любви, нужно много и много потрудиться. Своими собственными усилиями, какие бы подвиги не взял на себя человек, он не

 

 

96

приобретает ее, если благодать Божия не восполнит оскудевающего.

Перед нами не должен стоять вопрос, предложенный законником: Что сотворив, живот вечный наследую (Лк. 10. 25). Господь Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти мир, и Сам Своим Божественным учением указал нам средство ко спасению. Мы не блуждаем во тьме, не идем ощупью, свет Святого Евангелия освещает нам жизненный путь во врата вечности. И если Царство Небесное, в которое призывает всех Господь Иисус Христос мимоиде нас, то это произойдет только по нашему нерадению, чего да избавит всех нас Своею благодатью и милосердием Господь Иисус Христос, Ему же подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

 


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.