13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Леонид (Поляков), митрополит
Леонид (Поляков), митр. Слово в 5-ю неделю по Пятидесятнице
44
16. Слово в 5‑ю неделю по Пятидесятнице [[Произнесено в храме святого князя Владимира поселка Лисий Нос в 1954 году.]]
(Мф. 8. 28—34)
Евангельское чтение говорит об исцелении Господом Иисусом Христом в стране Гергесинской двух бесноватых. Всеведущий Богочеловек пришел в эту страну именно в тот самый час, когда бесноватые вышли из гробов, где они жили. Увидев Господа, они вострепетали, признав в Нем Сына Божия: И се возописта, глаголюще: что нам и Тебе, Иисусе Сыне Божий; пришел еси семо прежде времени мучити нас (Мф. 8. 29).
Признав Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, бесы возопили, боясь, как бы Господь Иисус Христос сразу же не послал их в адские муки. Муки эти представлялись им столь ужасными, что они предпочли сожительство с нечистыми свиньями и …моляху Его, глаголюще: аще изгониши ны, повели нам идти в стадо свиное (Мф. 8. 31). Утешительной для человека является просьба бесов. Если без разрешения Божия они не могут повредить даже и свиньям, то тем более, без попущения Божия они не могут что-либо сделать человеку, сотворенному по образу и подобию Божию. И если власть их над человеком тогда пресекло присутствие Божие, то теперь в руках каждого верующего имеется непобедимое оружие — Крест Христов, дарованный человеку «на отгнание всякого врага и супостата».
Невольно возникает вопрос, почему Господь исполнил просьбу
45
бесов и разрешил им войти в стадо свиное, которое тотчас же, по вхождении в них бесов, устремилось в море и потонуло. Всякое слово и всякое действие Господа Иисуса Христа всегда имело определенную цель. В данном случае Он очевидно хотел наглядно показать, что бесы, как и свиньи стремятся к нечистоте — самые нечистые и грязные места.
Вселение их в свиней является как бы предостережением людей, проводящих нечистую греховную жизнь, поэтому и говорит святой Иоанн Златоуст: «Люди, уподобляющиеся свиньям, легко уловляются действием бесов, и страждущие от них часто могут победить их, если только они люди. Но когда совершенно уподобится свинье, тогда не только бывают одержимы бесами, но и низвергаются в бездну» [[Св. Иоанн Златоуст. Творения, том 7, кн. 1, стр. 319.]].
Чудо исцеления бесноватых и потопления стада свиней тотчас же, через пастухов, стало известно гергесинцам: И се весь град изыде в сретение Иисусова: и видевше Его, моляше, яко дабы прешел от предел их (Мф. 8. 34).
Поразительное единодушие, объединившее весь народ Гергесинский в мольбе дабы прешел от предел их, свидетельствует о крайней их неблагодарности и раскрывает их полное духовное ослепление: узнав о чуде, удостоверившись в нем, они не только не уверовали во Христа как Сына Божия, но даже не поклонились Чудотворцу, не благодарили Его за оказанное благодеяние не одним только бесноватым, но и всему народу, так как бесноватые эти были люта зело, яко не мощи никому минути путем тем (Мф. 7. 28).
47
Незлобивый Господь Иисус Христос, услышав просьбу гергесинцев, с кротостью покидает оказавшихся недостойными Его учения и направляется в Капернаум, так как против воли Он никогда не ведет ко спасению. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.