13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Ефрем Сирин, преподобный
Ефрем Сирин, прп. 23. О добродетели, десять глав
Десять глав 1)
Нужным почел я, возлюбленный, и последующее за вышесказанным включить в эту памятную запись, чтобы ты, читая, помолился Господу о мне, грешном и посрамленном своими делами, и чтобы даровано мне было отпущение грехов, и сотворил я плод, благоугодный Ему, прежде, нежели изыдет страшное повеление взять душу мою от тела. Тогда исчезнет вся оболочка человеческая. Горе тогда оскорбившему Господа Бога нашего и не покаявшемуся! Станет искать он то время, которое погубил в нерадении, и не найдет. Итак, восплачем пред Богом нашим, чтобы обрести у Него щедроты. Пока есть у нас время, побережем себя и снищем (обрящем) благоволение Господне. Не о деньгах у нас забота, - если и лишится кто их, то может вместо них приобрести другие. У нас в опасности душа! Если погубим ее, то не сможем уже возвратить, по написанному: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего... и тогда воздаст каждому по делам его (Мф.16:26-27). Если же есть воздаяние, и ни одно из дел
1) По славянскому переводу, часть II. Слово 23
269
наших не может укрыться от Бога, то почему не делаем мы доброго, чтобы воздали нам добром, и не удерживаемся от зла, чтобы не постигли нас беды, как написано: утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе (Ис.54:14)? Стыжусь сказать, но по причине нерадения, какому преданы я и подобные мне ленивцы, не могу умолчать, что мирские воины, получая от царя бедные дары, усердно, не боясь даже смерти, идут за него в опасность! - Тем более мы, имея такие обетования, обязаны не изменять делу правды, чтобы спастись от будущего Суда. Не как с врагом будем обходиться с душой своей, которую желает присвоить Себе Бог. Размыслим: не можем мы перенести солнечного зноя и жара в горячке, - как же пренебрегаем огнем неугасимым?! Но Бог да наставит нас на путь советом Своим, да покроет крепкой Своей рукой во веки веков! Аминь.
____
Глава 1
Блаженны - город, в котором царствуют благочестивые, и корабль, которым правят опытные, и монастырь, которым управляют воздержанные. Но горе тому городу, в котором царствуют нечестивые, и тому кораблю, которым правят неопытные, и тому монастырю, которым управляют сластолюбивые. Город за нечестие державствующих наполнится варварами; корабль по неопытности кормчих сокрушится; монастырь от бездеятельности управляющих им запустеет.
____
Глава 2
Если пребываешь на послушании у духовных отцов, то твердость веры твоей обнаруживается не тогда, когда тебе прислуживают, и выслушиваешь ты льстивые речи, но когда переносишь гонения и побои. И зверь, когда благоразумно лас-
270
кают его, делается кротким и ручным. Если хочешь стать сосудом избранным, то не имей негодования на наставника, но преуспевай в покорности о Господе и в смиренномудрии, потому что для того только ты и пришел, если, узнав наперед славу (пользу) послушания, избрал для себя его. Жизнь святых делается, брат, светлой, когда возвеличена послушанием. Служитель Господень Моисей, если и не слушал учения Иофорова, но, однако же, покорился, служил ему, хотя и достаточно научен был в Египте. И Иисус Навин за совершенную покорность удостоился дара стать преемником Моисея. И Самуил, находясь в послушании у священника Илии, сподобился слышать глас Божий. А Елиссей за покорность же получил милоть и благодать своего учителя. Но что говорить о подобострастных нам людях? Сам Бог Слово, вочеловечившись, проводил жизнь в смирении и повиновении, как учит нас евангелист, говоря: и был в повиновении у них (Лк.2:51). Апостол сказал еще: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп.2:8). Да и в мирском быту дети, которые не хотят перенести от родителей доброго вразумления, подвергают себя немалой опасности. Большая часть наказываемых в городах начальством терпят наказание за непослушание, непокорность и жестоковыйность (строптивость). И девицы, если не слушают добрых уроков, но, отложив в сторону целомудрие, беспутствуют на площадях и улицах, терпя за то самые грубые оскорбления. А которые занимаются делом, проводя время в безмолвии и целомудрии, те и у людей будут почтены, и у Господа прославлены. Начал ты добрым изволением, - стой в нем твердо, чтобы Господь возвеличил тебя с кроткими и смиренными в Царствии Небесном.
____
271
Глава 3
Если брат твой довел дело до половины и случилось ему, заболев, возыметь нужду в тебе для окончания дела, то прими на себя попечение и потрудись для страждущего со всем смиренномудрием. Когда же возвратится его здоровье, не желай присвоить себе дела брата твоего, чтобы не навлечь на себя осуждения от Господа и от людей. Может быть, помысел скажет тебе: «Божие было в том домостроительство, что он занемог, а я вступил в дело». Но почему же не остановился ты на другой доброй мысли: «Конечно, Божие было тогда домостроительство, чтобы обнаружилось, каков я в своем произволении, - самолюбив или братолюбив?» - Если же, выздоровев от болезни, сам он будет отказываться, то прими на себя дело с доброй совестью и с дозволения настоятеля, чтобы тебе иметь доброе свидетельство от внешних (1Тим.3:7). Благоговение требует правды, ибо и о святейшем Симеоне, принявшем Спасителя в объятия свои, написано, что был он праведен и благочестив (Лк.2:25).
____
Глава 4
Будем, возлюбленный, постоянны сердцем, - слабость сердца противна добродетели. Потому не станем малодушествовать, если случится с нами небольшое уныние, но будем сами себя приневоливать, подобно доброму путнику. - Когда случится ему ослабеть на пути, не отказывается он от цели дальнего путешествия, но утешает себя словами: «Еще немного, и дойдешь до ночлега, и отдохнешь». Господь, видя, как тот принуждает себя, подает ему силу, облегчая затруднения. Расслабление и леность приводят к нищете не только в дарованиях духовных, но и в потребностях телесных.
____
272
Глава 5
Если прежде всех придешь к службе Божией и простоишь до отпуста, то да не надмевает тебя этим помысел, потому что занимающиеся рукоделием тоже употребляют много старания и бдительности в своем деле. Не одно тело предоставляй Господу, но собери свои помышления в смиренном сердце, ибо высокоумие подобно норе, в которой гнездится змий и умерщвляет подходящего.
А о том, чтобы не упиваться вином и не проводить время вместе с женщинами, кажется для меня излишним напоминать твоему боголюбию, - всякий ясно видит, что это чуждо добродетели. Потому необходимо не только здесь беречься устремления бесов, но и с мужчинами не вести разговоров изнеженных, возбуждающих сладострастие и ввергающих душу в погибель. От свиданий с женским полом отказываемся не потому, что женщины лукавы, но потому, что через свидания и беседы с женщинами врагу легко нас низложить и довести до преступления Божией заповеди. Надобно отовсюду беречься приражения (стремления) лукавых духов, возлагая надежду на всеоружие и силу Святого Духа. Кто запирает от врага одну дверь, а две отворяет ему и думает о себе, что он в безопасности, тот обманывается. Необходимо обезопасить себя отовсюду и не давать предлога ищущему предлогов. Бог поругаем не бывает (Гал.6:7), - но Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр.10:31) Ему слава и держава во веки! Аминь.
____
Глава 6
Один брат, пребывая на послушании у духовных отцов, пришел к другому брату и сказал: «Хочу отойти от духовных отцов и безмолвствовать сам по себе». Тот отвечал ему:
273
«У одного человека был сын, которого он отдал в руки художнику, чтобы тот научил его художеству. Мальчик был невнимателен к делу. И через несколько дней ребенок приходит к отцу своему и говорит: «Батюшка, возьми меня от учителя, сам по себе смогу лучше выучиться художеству». Но отец его сказал ему: «Если у других учась, под руководством их, ничему ты не научился, то можешь ли, сын мой, сделать что один, не научившись и никому не подчиняясь, сколько должно? Вижу, сын, что худо ты учился своему художеству, и боюсь, что напрасно старался я о тебе. Поэтому примись, как следует, за работу свою, сын мой, чтобы, сделавшись художником, мог ты найти себе спокойствие, ибо ненаказанных сретает смерть (Притч.24:8)». Потому и мы, возлюбленный, не будем усиливаться свергнуть с себя иго подчинения о Господе, чтобы не сделать неугодного Богу, а когда впадем в искушение, чтобы не оставаться нам без помощника. Когда Агарь, рабыня Саррина, бежала от лица госпожи своей, Ангел Божий, обретя ее, сказал: возвратись к госпоже своей и покорись ей (Быт.16:9). Так она и сделала, как было сказано. Когда же пришло время, была отпущена с путевыми запасами вместе с сыном на свободу; и когда блуждала по пустыне, находясь вместе с сыном своим Измаилом в опасности погибнуть и жаждуя, Бог не презрел ее. Потому и нам надо переносить скорби великодушно, так как служим Господу, а не людям. Пребывая на послушании, не будем творить дел непослушании, чтобы нам не потерпеть, как потерпел Гиезей, служитель пророка Елиссея. Лучше полным послушанием принесем совершенный плод Господу нашему Иисусу Христу». Ему слава и держава во веки! Аминь.
____
274
Глава 7
Если кто придет к тебе, говоря таинственно: «Дадим себе слово быть между собой в любви и в единомыслии, так что если скажу что тебе, то слушайся меня без всякого прекословия», - а потом, когда дадите друг другу клятву, захочет совратить тебя в грех, то не слушайся его, хотя бы обещал тебе что-нибудь великое и сам простерся бы пред тобой на земле, умоляя нарушить заповедь Божию. Не будь лицеприятен против души твоей (Сир.4:26). Диавол умеет подстроить не только это, но и приводит места из Писания, представляя в предлог немощь плоти, употребляя многие другие хитрости, чтобы сделать человека преступником заповедей Божиих и иметь чем похвалиться в рассуждении (растлении) его. Но мы, вразумленные его (беса) усилием и напрасным трудом, укрепимся в благочестивых мыслях. Люди, намеревающиеся выполнять собственную свою волю, а лучше сказать, волю действующего через них диавола, много употребляют стараний и искусства, чтобы цель их не осталась недостигнутой. Насколько же тогда нам, обязавшимся вести жизнь духовную, надобно быть более сведущими и трезвенными, чтобы не хвалился в рассуждении нас диавол! По заповеди Спасителя нашего Бога, надлежало бы вовсе не клясться (Мф.5:34). Но теперь уловлен ты словом, не пренебрегай им, потому что за друга своего идешь в руки злых. Не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова(Притч.6:4-5). Впрочем, не падай умом и не приходи в замешательство. Дело можно поправить, если впоследствии будешь иметь пред очами Господа, - поэтому будь внимателен к себе. Не связан ты клятвой, если удаляешься от зла, ибо Сам, по преизбытку человеколюбия проповедавший Евангелие в мире, Сам Господь повелел людям каяться и удерживаться от всякого греха (Мф.4:17). Смо-
275
три, не с намерением ли выполнить свои прихоти представляем в предлог клятву, как будто не в состоянии уже мы исхитить себя из сетей, разумею, вражиих? Бог поругаем не бывает (Гал.6:7), и желающим спастись подает руку. Итак, уклоняйся от зла и делай добро (Пс.33:15), - и тем соблюди слово свое, согласно со сказавшим: От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое (Пс.118:101).
Не угодно ли знать будет тебе, и совершенно в том удостоверяю тебя, - не связан ты словом, если бегаешь зла, делаешь добро и удаляешься от всякаго человека, поступающего бесчинно (2Фес.3:6)? Выслушай притчу или, лучше сказать, пример. Один человек имел у себя сына. И сын весьма почитал отца своего, старался соблюдать все его приказания и во всем угождал отцу своему. Другой же некто, побуждаемый завистью к преспеянию юноши, придя тайно, сказал: «Поклянись мне в рассуждении (отношении) отца своего, что сделаешь все, что ни скажу тебе, и соблюдешь без всякого прекословия». Юноша поступил худо и дал ему клятву. После того сказал ему взявший клятву: «Пойди, оскорби отца своего, нанеси ему удары, не стыдись больше лица его, и делай все, что запрещает он тебе. Так как дал Ты мне клятву, то не сможешь преступить сказанного мне тобой». Ужели же сын согласится на такое неразумное, лучше же сказать, нечестивое дело, И из уважения к отцу не пренебрежет таким беззаконным советом? - Он ответит советнику так: «Вижу, что ты человек не истины держащийся, а враг, злоумышляющий против моего отца и против моей души. Но тебе не обольстить меня, как змий обольстил Еву коварством, и не вовлечь меня в нечестие злонамеренной своей хитростью. Отец не побранит меня за то, что я не поддался твоему злочестию. Потому пренебрегаю твоим беззаконным советом, из уважения к отцу моему и ради спасения души своей уши свои запечатлеваю крестным знамением, чтобы
276
яд слов твоих не вливался более в слух мой, а по причине лукавства твоего буду избегать встречи с тобой».
Повелевает же нам и апостол удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно. И Богу невозможно угодить злыми делами. Итак, возлюбленный, не позволяй увлекать себя людям грешным, чтобы не прогневать Отца своего Небесного, делая противное заповедям Его, и не стать безответным в день Суда. Преступлением заповедей Святого Евангелия прогневаешь ты Бога. Будь внимателен к себе, учась у пророка, постигая в чем конец слова, ибо пророк говорит: Я клялся, - не чтобы преступать заповеди Твои и праведные суды Твои, но сказано: Я клялся хранить заповеди Твои и все праведные суды Твои (Пс.118:106). И еще: Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю (Пс. 118:163), - и этим, по милости Божией, избежишь великих искушений и опасностей. А с вынуждавшим у тебя клятву исполнится написанное: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя (Пс.7:17). Посему приобретай любовь и единомыслие не клятвами, не ласкательствами и не прочими непозволенными делами вынуждай, - но утвержденным по Богу на душевном расположении. В такое единомыслие не вкрадывается ничто несправедливое или вынужденное. И будет с тобой благодать Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки! Аминь.
____
Глава 8
Отказывайся заседать с еретиками и со сластолюбцами, которые не говорят ничего верного; слова их наподобие стрел язвят сердца. Видел я людей, которые развращают душу словами. Может быть, таковых Писание символически называет изливающими семя, или прокаженными (Лев.22:4).
277
Ибо как изливающий семя делает, по закону, нечистым все, на что сядет, или на что плюнет (Лев.15:4,8), - так и у этих людей нечистое излияние страстной души и плюновение слов оскверняет выслушивающих. А может быть, страстное состояние души их должно уподобить, по сказанному выше, и носящему на себе язву проказы. В лике (собрании) святых всякий подвижник имел у себя пояс, стягивающий чресла и означающий строгость жития, - потому они и приобрели себе во всеоружие Святаго Духа, и крепко препоясаны были силой Святаго Духа. А эти люди, как видим, лишены такого дара по собственному их нерадению, и чресла их не препоясаны целомудренным поясом; напротив того, все у них расслаблено и распутно: и нравы их, и речи, и дела. Недугующий в вере говорит: «Содержащим здравую веру какой причинит вред сношение с каким бы то ни было человеком: право ли он верует, или зломудрен?» - А люди, преданные чреву и грубым удовольствиям, скажут: «Что вредного - есть, пить, и наслаждаться? Действительно худо телесное вожделение, худо пожелать чужого или украсть». А если и в этом будут уличены, то скажут еще: «По тесным обстоятельствам сделал я это, украл для того, чтобы насытить голодную душу». Что грязнее таких речей? Что безобразнее такой проказы? Посему Писание и не позволяет подобным скверным помыслам оставаться в ограде святых душ, как и пораженным язвой проказы закон не разрешал водружать кущу среди стана сынов Израилевых. Действительно, весьма неприлично нечистые помыслы оставлять среди светлых и святых помышлений или допускать их туда. Давая разуметь слабость, безобразие и распутство поведения таких людей, бесстыдство их произволения, недозволенность и неизвинительность дел их, закон говорит: У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни,
278
доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его (Лев.13:45-46). Сюда принадлежат те, которые говорят: будем есть и пить, ибо завтра умрем! (Ис.22:13). Это слова людей, удалившихся от истины, еретическое мудрование, потому что еретики, желая подкрепить свое ложное мнение, стараются найти изречения и свидетельства из Божественных Писаний для развращения сердец послушных им. О них прекрасно и сильно выразился некто из святых, поучая и говоря: «Имея у себя такое начало, о котором пророки не проповедали, которому Господь не учил, которого апостолы не предали, они всеми мерами хвалятся, что узнали то лучше всякого другого, вычитав в неписанных книгах; и, взявшись, по пословице, вить веревки из песка, покушаются к сказанному ими приладить и достоверное, как-то: Господни притчи, или пророческие изречения, или апостольские слова, чтобы вымысел их не казался не имеющим свидетельства. Оставляя в стороне порядок и связь писаний, сколько можно, разрывая члены истины, переставляют и переиначивают слова, и, из одного делая другое, обольщают многих чем-то нескладно составленным из собранных вместе слов Господних. Если кто, взяв царское изображение, прекрасно и тщательно составленное умным художником из отличных мелких камней, уничтожив представленный вид человека, переставит и приведет в другой вид сии камни, сделав из них образ пса или лисицы, а затем об этом негодном произведении вздумает дать отзыв и скажет: «Вот то самое прекрасное царское изображение, которое произвел умный художник», - указывая на прекрасные камни, из которых первым художником сделано было царское изображение, а последним - дурное изображение пса, - и указанием на камни станет обманывать и уверять неопытных, не имеющих понятия о царском лице, что этот гнусный вид лисицы есть
279
то самое прекрасное изображение царя, - то подобным же образом и эти люди сшивают бабьи басни, собирают оттуда и отсюда слова, изречения и притчи, и хотят по своим басням преобразовать словеса Божии» (Св. Ириней. Против ересей. Кн. 1. Гл. I. Отдел XIV. Изд. Грабия). Итак, достаточно вразумляемые примером будем бегать от растленных речей еретических и от подражания живущим распутно, хотя они видимо и представляют они места из Писаний; будем избегать, чтобы, пребывая здравыми в вере и в делах, принести нам совершенный плод Господу нашему Иисусу Христу. Ему слава во веки! Аминь.
____
Глава 9
Вникни (проникнись), смиренный монах, в тот образ, в какой облекся ты. Смотри, сколько разности между таким образом и мирским. Останови мысль свою на том, что им означается, а именно: отложение мирских нравов и дел; образом этим также дается напоминание о духовном делании. Поэтому не будь нерадеющим о добродетели, но всеми силами старайся заиметь в себе святыню, ибо для того и оставил ты мир. Приобретай себе невинность, чтобы вселился в тебя Дух Святый. Выслушивай, возлюбленный, доброе наставление о Господе, и не пренебрегай им, чтобы найти тебе упокоение в себе самом. Не внимай срамным пожеланиям и суетным ласкательствам, чтобы не обманул тебя кто- нибудь пустыми речами; не соревнуй в злых делах; не обращай внимания на чужие падения. Храни себя невинным, но если начал возгораться в тебе греховный пламень, угашай его слезами, потому что Господь спасает обращающихся к Нему. Этого проси себе у Господа, потому что Господь любит работающих Ему в святости. Драгоценное стяжание (приобретение) - невинность в правом по-
280
мысле. Если возлюбишь ее, то будешь прославлен Господом и во всем благоуспеешь. Слыша все, смотри, чтобы очей ума твоего не смежил суетными помыслами диавол. Он не поможет, когда повлекут тебя злые аггелы, ибо и себе помочь будет не в силах. Ему и аггелам его уготована геенна, а тебе готовится райская радость, если будешь удаляться от дел его. Радуется диавол, когда ведешь ты неприличную жизнь, но печаль ему, когда преуспеваешь ты в добрых делах. Итак, не пренебрегай помянутой выше добродетелью; ибо не много утрудишься в ее делании, но твердо положись на то, что скоро вкусишь плодов ее. Если же не воспользуешься полезными уроками, то раскаешься на последок твой, егда иструтся плоти тела твоего, и речеши: како возненавидех наказание, и от обличений уклонися сердце мое; не послушал гласа наказующа мя, и ко учащему мя не прилагая уха моего. Вмале бех во всяком зле посреде церкве и сонмища (Притч.5:11-14).
Итак, не будем нерадивы в деле своего спасения, возлюбленный. Не поревнуем живущим в распутстве, в гордыне и бесстрашии. Стыд и укоризны покроют ненавидящих Господа. Дни наши бегут, и конец приближается, восплачем пред Господом Богом нашим, пока не заключены в тму кромешнюю. Можно ли будет и многими слезами возвратить нам дни те, если проведем их в злых делах и нимало ими не воспользуемся? Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. (2Кор.6:2). Блаженны трезвящиеся, потому что увенчаются они в радовании.Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф.5:4) с избранными Божиими. Блаженны труждающиеся о Господе, потому что их ожидает райское наслаждение, которое получить да сподобимся все мы молитвами всех благоугодивших Господу нашему Иисусу Христу. Ему слава во веки веков! Аминь.
____
281
Глава 10
Взыщем духовной жизни, возлюбленный, чтобы при делах, содействующих вере, оказаться тебе везде человеком совершенным. К богословию же едва (только) и тогда будем способны, когда, победив страсти, искореним в себе всякое житейское пристрастие и не будем иметь в уме никакого предрассудка. Ибо тогда вразумляющая благодать Святого Духа, обретя в нас упокоение, просветит сердца наши, как уготованный светильник, обильный маслом и снабженный светильней, в котором огонь, охватив собой горючее вещество, так воспламеняет светильник, что он изливает обильный свет и озаряет предстоящих. Но если мы в порабощении еще у страстей и, погрязши в них, домогаемся высшего места, то подвергаемся немалой опасности, уподобившись светильнику, лишенному елея и сгораемого вещества, который и на короткое время не может поддержать теплоту и силу огня. Поэтому надобно нам прежде позаботиться о приуготовлении себя к принятию умного света, чтобы соделаться достойными духовных дарований. Взыщем жизни духовной, чтобы освятился в нас и ум, встав под властью Духа Святого, и тело, став причастным Духу.
Каждый день будем просить у Господа слез сокрушения, чтобы, когда станем плакать о грехах своих, процвела душа, избавившись от греховной засухи. Не явимся нерадивыми о душе своей, окопаем ее, обложив гноем (удобрим), чтобы, смягчившись и воспламенившись, принесла плод, благопотребный Владыке. Вместо заступа есть у нас Ветхий и Новый Завет, и вместо огня - теплота Святого Духа. Позаботимся о душе, напоив ее слезами, чтобы принесла она, возделываемая и орошаемая слезами, плод в правде, и чтобы, в противном случае вознерадев о ней, и нам не сказать в час разлучения со страхом и трепетом, подобно царю амаликитскому: тако ли горька смерть
282
(1Цар.15:32). Езекия, который во время своего здравия не был нерадив в деле правды, во время тесноты и смерти нашел себе утешение у Господа. Выслушав от пророка приговор о своей смерти, обратил он лицо свое к стене и помолися ко Господу, глаголя: "О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным [Тебе] сердцем, и делал угодное в очах Твоих". И заплакал Езекия сильно (4Цар.20:3). Что же милосердый Господь? Скоро, и нимало не медля, отвечал ему чрез пророка, говоря: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я... прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя (4Цар.20:5,6), - и так далее. Видишь, сколь хорошо жить не с небрежением, но иметь всегда пред очами страх Господень? Великий страх и трепет угрожает нам. Позаботимся же о делах добрых, чтобы во время нужды и скорби найти нам заступника в Господе. Но забывая вышесказанного, будь внимателен к себе, возлюбленный, и всячески храни душу свою, чтобы не остаться тебе без искомой жемчужины.
Возлюби благоговение и воздержание - и получишь великую пользу. Если же начнешь нерадеть, предаваясь объядению и пьянству, то погибнешь вместе с пресыщающимися роскошно. Во-первых, удалишь тем от себя Божию благодать; во-вторых, за это осудят тебя видящие твое бесстыдство; а, в-третьих, и рукоделий у каждого из нас не достанет на такие издержки. Наконец, отсюда рождаются развлечения, хлопоты, лжи, неправды, частые отлучки, ласкательство пред высшими и все тому подобное. Посему величайшее благо - благоговение и воздержание. Объядение разоряет, а воздержание созидает; одно же другому противоположно и одно с другим совмещено быть не может. Если правым помыслом возлюбишь благоговение и воздержание, то во всех отношениях будешь возвышен, ибо благоговение учит
283
жить уединенно, не оставаться надолго вне кельи, не сходиться с подающими худые советы. Не развлекай также мыслей светлым одеянием, имей в своем употреблении немного одежд. Упражняясь в безмолвии и посвятив себя воздержанию, не заботься о многих издержках на себя, но довольствуйся настоящим. Тремя, четырьмя или пятью сухарями, небольшим количеством чечевицы или бобов, или зелени удовлетворишь необходимой потребности, - и во всем этом имеешь помощником и содейственником Господа, утучняющего душевные твои силы благой надеждой. А кто увлекается необузданными пожеланиями, у тех вся жизнь в заботах. У них приходит в забвение даже самое памятование о Боге, а нет бедствия тягостнее этого. При всегдашнем памятовании о Господе удаляются от души гнусные страсти, как злодеи в приближении военачальника; через это же Святому Духу устрояется чистое жилище. Но где нет памятования о Боге, там господствует мрак и зловоние, там совершается всякое негодное дело.
Но думаю, что есть некоторые степени жизни плотской и жития добродетельного. И диавол, изобретатель греха, увеселяясь общей нашей погибелью, доводит душу до наклонности к плотскому, понемногу увлекая, запутывая и приближая к стремнинам не очень внимательных, пока не ввергнет их в самое дно адово, соделав устраненными и отчужденными от Небесного Царствия. Апостол, как бы перечисляя некоторые ступени, низводящие в ад, говорит: ела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. (Гал.5:19-21). Какой же конец этого? Его высказывает он со всей силой: предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал.5:21). Потому необходимо нам весь ум свой устремить
284
в горнее и не попускать ему склоняться долу - к запрещенному. Если же и запнул нас в чем враг, то скорее восстанем, чтобы, вовлекая нас в прочие злые дела и постепенно запутывая, и из одного падения ввергая в другое, не низложил напоследок в самую глубину погибели и отчаяния. Даже если враг ввел нас и во все запрещенное, то не будем на том останавливаться и отчаиваться в себе самих, потому что все это можно преодолеть покаянием и стать на самом поприще благочестия. Тогда, наконец, Господь, видя в нас перемену, искреннее покаяние и то, что Его одного возжелали мы всем сердцем, угодное Ему творим, воглаголет нам уже не как рабам Своим, но как искренним друзьям, и воззовет нас к совершеннейшим и высшим добродетелям, говоря: друг! пересядь выше (Лк.14:10), - то есть воззовет к прекрасному восхождению, возводящему на небеса, ступени которого - вера, надежда, любовь и прочие плоды Духа. А когда сделаемся гражданами горнего Иерусалима, тогда возрадуется сердце наше, и радости нашей никто не отнимет от нас (Ин.16:22). Господь же Бог Вседержитель советом Своим да путеводит нас и державной рукой Своей да покроет нас. Горе и погибель человеку, который не имеет Бога своим помощником, ибо нет иного помощника, кроме Бога живого, потому что Он - Господь неба и земли, и творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (Пс.134:6). нет никого, кто мог бы противиться руке Его (Дан.4:32). Ему слава, величие и велелепие во веки веков! Аминь.
_______
285
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.