Поиск авторов по алфавиту

Автор:Симеон Новый Богослов, преподобный

Симеон Новый Богослов, прп. Божественные гимны. 54

Молитва ко Святой Троице 1).

 

О Отче, Сыне и Душе, Троица Святая,

Благо неисчерпаемое, для всех текущее,

Красота многолюбезная, не имеющая насыщения,

Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня.

О Свет трисиянный, о Троица Пресвятая,

Троица лицами и Единица существом,

Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня.

Источник премудрости, излияние святыни,

Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня.

О огнь, очистительный для грехов,

Душу мою очисти от прегрешений,

(Душу мою омой от неведения) 2),

Душу мою исхити от скверн,

Властвуй над помышлениями души моей,

Царствуй над представлениями ума (моего) 3),

Покажи меня всесильным царем над страстями,

Господством ума воссияй в сердце моем,

Освободи от всякого греха,

Просвети и украси омраченного,

1) Ее нет ни в л. п., ни в П. р. В славянском переводе с незначительными изменениями эта молитва имеется в следованной псалтири старой печати, после молитв во причащению; мы кашли ее еще в «Правиле ко св. причащению" Синодального издания М. 1890. стр. 170 обор—174. В славянском переводе она надписана, как «молитва Симеона Метафраста». Однако в числе молитв, известных с именем Симеона Метафраста, этой молитвы мы не находим. См. МР. gr. t. 114 coll. 130 A. 220—225. Симеона Метафраста и Симеона НБ. ранmiе иногда смешивали, и даже в некоторых греческих рукописях творения Симеона НБ. ошибочно надписаны одновременно и именем Метафраста. См. ibid. col. 144 АВ. Таким путам и настоящая молитва могла быть приписана Симеону Метафрасту.

2) Этот стих, как и другие стихи в данной молитве, поставленные в скобах, взяты из славянск. перевода

3) Этот и предыдущий стих в славянск. переводе молитвы читаются так: «душу мою удержи от помышлений, ум же воцари над разуменми»...

245

 

 

Воззри на меня оком милостивейшим,

(Очисти и удобри потемненного).

О Отче, Сыне и Душе, Троица Святая,

Ты мне подай светоносного Ангела,

Уму помощника, пестуна, защитника,

(Хранителя души моей и тела),

Руководителя, направляющего ко спасению.

Очисти душу мою и плоть,

Ты меня смертного соделай освященным,

Ты меня устрани от земного мудрования,

Ты иссуши во мне источники злобы,

Ты мне источи дожди слез.

Ибо Ты — Бог сострадательный, благодетель,

Незлобивый ко всем беззаконновавшим,

Весьма доступный для всех согрешивших

И долготерпеливый ко всем отвергшимся.

Неправедным и освященным,

Не беспорочным и просвещенным 1)

Ты определил спасение искупления.

Ты подал образы покаяния даже и

Мне нечистому и непотребному,

Мне лукавому и скверному,

Мне помраченному и оскверненному.

Ибо я беззаконничал более древних,

Весьма прогневал и раздражил Тебя;

Свыше числа бесчисленных звезд,

Свыше песка морского я согрешил пред Тобою;

Нет (такого) вида зла и лукавства,

Нет постыдной злобы и порока,

Которого я не совершил во всякое время и (на вся ком) месте,

Душою, помыслом, словами и делами.

Умножились мои пороки и мерзости,

(Без числа умножились мои злодеяния),

Увеличилось бремя грехов моих, (как бы железное) 2).

1) В славянск. перев. этот стих вместе с предыдущим читается иначе: «неправедных освящаяй, не непорочных просвещаяй»...

2) Это прибавление к стиху также заимствовано из славянск, перев. молитвы.

246

 

 

Мысленными цепями согбена шея моя,

Неизбежными узами сжато сердце мое,

Я не могу поднять голову,

И нет (мне) ослабления в совести.

Я недостойно взираю на высоту небесную,

Недостойно попираю прах земной,

Недостойно вижу видение смертных,

Недостойно беседуя с ближним.

Ибо я вконец разжег ярость Твою,

Непристойно воспламенил страшный гнев (Твой),

Весьма прогневал и раздражил Тебя,

Соделав пред Тобою всякую мерзость,

Ничего не возжелав из Твоих непорочных желаний,

Ничего не возлюбив из Твоих вожделенных судеб,

Ничего не сохранив из Твоих премудрых повелений,

Ничего не удержав из Твоих властных глаголов.

И ныне приклоняю пред Тобою колено сердца моего,

Склоняю главу омраченную,

Склоняю выю непотребную,

Пред благостью Твоею приклоняю выю,

Благости Твоей приношу моление:

Согрешил я, беззаконничал и развратился,

(Согрешил, сотворил неправду и преступил заповеди Твои),

Согрешил, соделал неправду и явился осужденным,

Согрешил, отвергся и не устыдился.

Но умоляю благость Твою,

Но молю незлобие (Твое),

Но упрашиваю крайнее благоутробие,

Но взываю к Тебе: спаси и помилуй меня,

Остави множество грехов моих,

Остави ужасные долги мои,

Остави многие скверны мои,

Остави все мои мерзости,

И не сокруши меня со грехами,

И не умертви меня с беззакониями,

Не восхити меня со злыми помыслами,

Не сожги меня с мерзостями,

Не лиши меня вечных благ,

Не отвергни меня от бессмертной трапезы,

247

 

 

Не устрани меня от радости святых,

Не лиши меня спасения моего.

И снова подай мне дар крещения —

Монашеский образ 1), Божественный и великий,

Ибо прежний я осквернил грехами,

Прежний сделал бесполезным мерзостями.

(Даруй мне покаяние, Владыко),

Сподоби священного причащения,

Хлеба жизни и чаши Боготочной крови,

Во изглаждение многих согрешений,

Во избавление, в очищение, во спасение.

В последний же горький час смерти,

Час тяжелый и мучительный

Час темный и мрачный,

Спаси, сжалься и помилуй меня;

Душу кротко отдели от плоти,

От моей негодной плоти,

Мрачную душу покажи просвещенною

И избави от лукавых бесов.

Все рукописания грехов

И записи долгов моих

Разорви, рассыпь в бездну ада,

Расторгни, испепели, попали до конца.

Пошли тогда кротких и светлых Ангелов,

Отражающих толпы бесов,

Восхищающих душу от наказания,

Сострадательных к душе мучимой,

Возносящих (ее) горе без грехов

К трисветлому и единому Царю 2),

Соединяющих ее со всеми спасаемыми

И сподобляющих радости святых.

В (качестве) посредника приими благость Твою,

Избранной ходатаицей дай мне благодать Твою,

Благостыню, незлобие,

Сострадание и крайнее благоутробие.

1) В славянск. переводе вместо—монашеский образ читается: образ второго покаяния.

2) В славянск. перев. «горе возносящия поклонитися престолу огнеобразному и просветованному».

248

 

 

Приими вторую высочайшую ходатаицу —

Радование мира, Матеродеву — Отроковицу,

Божественную лествицу, одушевленный жезл и престол.

Приими ходатаем молниеблещущий чин:

Престолов, Херувимов и огненных Серафимов,

Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелов и Ангелов.

Приими ходатаем светлого и светоносного

Предтечу Твоего, освященного

Прежде пелен, провозвестника и Богопроповедника,

Прежде Владыки воссиявшего находящимся во тьме.

Приими ходатаями лики святых:

Сонмы пророков, патриархов, отцов,

Апостолов и венценосных мучеников

И всех других светоносных святых.

Приими ходатаицей Марию Египетскую,

Человека от земли, однако же небошественного

Приими ходатаем Онуфрия Великого,

Обнажившего тело, в Божественную же одежду

Добрых дел облекшегося чудно,

Приими ходатаем Марка Афинянина 1),

Ефрема Сирина 2) и всех святых.

Ибо Ты — Бог сострадательный, благодетель,

Бог кроткий для законопреступничавших,

Бог подающий искупление грехов,

Бог дарствующий всем спасение.

О если бы же и на мне Ты показал благость (Твою)!

О если бы и на меня Ты излил токи благоутробия Твоего!

Ибо я законопреступничал более всех,

От самой утробы (матери) и до нынешнего времени.

1) Марк Афинянин, иначе Марк Фраческий, подобно Онуфрию Велик., подвизаясь в пустыне, вместо одежды имел власы свои и за необычайно суровые подвиги удостоился и необычайных дарований. Скончался он 130 лет около 400 г. Память Марка Афинянина 5 апреля.

2) В славянск. перев. молитвы нет упоминания о Марке Афинянине и Ефреме Сирине. Все названные в молитве святые, жизнь которых относится к IV веку (за исключением Марии Египетской, жившей в V— VI веке), представляют собою величайших подвижников, главным образом делателей и учителей покаяния.

249

 

 

Спаси меня вопреки достоинству и сверх надежды,

Чрез одну Твою благость и благостыню,

Чтобы я благословлял и с любовью величал Тебя,

Дабы благодарил и искренно воспевал;

В будущем же спасительном веке

Чтобы и я благословил благословенного Владыку,

Которого благословляют силы небесные

Во все неисчислимые веки.


Страница сгенерирована за 0.52 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.