Поиск авторов по алфавиту

Автор:Симеон Новый Богослов, преподобный

Симеон Новый Богослов, прп. Божественные гимны. 42

О богословии и о том, что Божественное естество неисследимо и совершенно непостижимо для людей 1).

 

Господи Боже наш, Отче, Сыне и Душе,

Ты по образу безвидный, для созерцания же прекраснейший,

Своею неизъяснимою красотою помрачающий всякое видение,

Прекрасный превыше зрения, ибо Ты превосходишь все,

1) В П. р. 31 слово.

194

 

 

Бесколичественный в количестве, видимый для тех, кому Ты изволишь,

Сущность пресущественная, неведомая и Ангелам;

Ибо бытие Твое они познают из действий Твоих.

Ведь Ты наименовал Себя Самого Богом поистине сущим (Исх. 3, 14);

Это мы и зовем сущностью, называем ипостасию,

Воипостасным (ἐνυπόστατον) именуя Того, Которого никто никогда не видел, —

Триипостасного Бога, единое безначальное Начало.

Иначе же как посмеем мы назвать Тебя сущностью,

Или прославлять в Тебе три раздельных ипостаси?

И каково соединение (их), — кто совершенно уразумеет?

Ибо если Отец в Тебе, и Ты во Отце Твоем,

И от Него происходит Св. Дух Твой,

И Сам Ты, Господи, — Дух Твой,

Дух же Господом назван и Богом моим,

И Отец Твой есть и называется Духом;

То никто однако ни из Ангелов, ни из людей никогда не видел,

Ни созерцал этого, ни образа не познал;

(Да и) как изречь (это)? как выразить? как дерзнуть наименовать: отделением,

Или соединением, иди слиянием, или смешением, или растворением?

Как едино (назвать) тремя, три же — единым?

И поэтому, Владыко, на основании того, что Ты сказал

И чему научил, всяк верный верует и славословит державу Твою,

Так как все в Тебе совершенно непостижимо,

Неведомо и невыразимо 1) для созданий Твоих.

Ибо недомысленно уже бытие Твое,

Так как Ты существуешь несозданным, равно как и родил Ты (несозданно).

Да и как созданный уразумеет образ бытия Твоего?

Или рождения Сына Твоего, Бога и Слова,

Или исхождения Божественного Духа Твоего,

1) Вместо ἀνέκφραατα в П. р. читается ἀνέκφορα — неизносимо, сокровенно.

195

 

 

Чтобы и соединение Твое он познал, и разделение уразумел,

И точно изучил вид Твоей сущности?

Никто еще не увидел ничего Твоего из того, о чем я сказал.

Ибо невозможно Богу быть иным по естеству,

Чтобы и Твоего естества можно было исследовать

Сущность, вид и образ, и ипостась также.

Но Ты Сам в Себе Самом существуешь один только Бог Троица,

Один зная Себя Самого, Сына Твоего и Духа

И Ими одними знаемый, как соестественными.

Прочие же, как бы лучи чувственного солнца,

И [то если] они добре видящие и ясно зрячие,

Сидя внутри дома, видят входящие,

Солнца же этого совершенно не видят;

Так свет славы Твоей, так озарения (Твои),

И их (даже) гадательно, очищенным умом

Сподобляются видеть от души Тебя ищущие.

Тебя же (Самого), каков Ты по существу и какого рода,

Или как Ты родил однажды, или вечно рождаешь

И не отделяешься от рождаемого от Тебя, но Он

Весь есть в Тебе, весь все наполняя Божеством;

Ты же, Отец, весь пребываешь в Самом Сыне

И имеешь исходящего от Тебя Божественного Духа,

Всеведущего и (все) исполняющего; как Бог по существу,

И Он не отделяется от Тебя, ибо от Тебя истекает

(Ты — источник благ, всякое же благо — Сын Твой,

Чрез Духа уделяющий их всем достойно,

Благоутробно и человеколюбно, и Ангелам и человекам),

Никто (говорю) никогда ни из Ангелов, ни из людей не увидел

Или не познал бытия Твоего, ибо Ты — несозданный.

Все же (прочее) Ты произвел, и может ли оно знать,

Как Ты рождаешь Сына Твоего и как всегда источаешь?

И как происходит от Тебя Дух Твой Божественный?

И Ты отнюдь не рождаешь когда-либо, родив, конечно, однажды,

196

 

 

Ни источая, Ты не потерпел оскудения или умаления,

Ибо Ты пребываешь преисполненным, неоскудевающим превыше всего,

Весь во всем мире, видимом и мысленном,

И наоборот вне их находишься, Боже мой,

Совершенно не допуская ни приращения, ни убавления,

Весь хотя и недвижимый, всегда так пребывая,

Но действиями Ты всегда приснодвижен.

Ибо и Ты — Отец имеешь непрестанное делание,

И Сын Твой соделывает спасение всех,

И промышляет, и усовершает, и содержит, и питает,

Животворит и возрождает Духом Святым.

Ибо что видит Сын Отца творящим,

То и Сам также совершает, как сказал Он (Иоан. 5, 19).

Таким образом, будучи и недвижим и как-то приснодвижен,

Ты ни движешься, ни стоишь, ни сидишь наоборот;

Но, всегда сидя, совершенно всегда стоишь;

Стоя же, напротив весь всегда движешься,

Никогда не переходя, ибо куда Ты уйдешь?

Все, как сказано, наполняя и будучи превыше всего,

В какое иное место или страну перейдешь Ты?

Но ты и не стоишь, ибо Ты бестелесен.

Простой, все наполняющий, совершенно неизобразимый,

Невещественный, неописанный, Ты весь непостижим;

И как скажем мы, что Ты сидишь, или наоборот, что Ты стоишь?

Как станем утверждать, что Ты восседаешь или на каком престоле,

Когда в руке (Своей) Ты содержишь небо и землю,

И все, что под землею, Твоею же держится силою?

Какой престол вместил бы (Тебя) или какого рода храмина?

Или как или где 1) она построена? или на каких основаниях,

На каких столбах поднимается? — кто совершенно уразумеет (Тебя)?

1) ἢ ποῦ прибавлено в П. р.; и печатном же тексте этого нет.

197

 

 

Горе людям и всякой тварной природе,

Дерзающей исследовать таковое о Боге,

Прежде чем не будет она озарена, просвещена, прежде чем не узрит Божественных (вещей),

И не сделается созерцательницей таинств Христовых.

Которых даже Павел, увидев, совершенно не мог высказать.

О самом же Боге он не удостоился ничего большого услышать,

Уразуметь или совершенно научиться,

Кроме того, что Он есть сущий Бог всех и Создатель,

Творец и Податель всех произведенных (вещей).

Мы же, несчастнейшие, заключенные во тьме,

И совершенно будучи тьмой чрез наслаждение удовольствиями,

И не знающие самих себя, как и каким образом одержимы бывают

Погребенные страстями, слепые и мертвые,

Исследуя истинно Сущего, безначального, несозданного Бога,

Единого бессмертного и для всех невидимого,

Говорим о Боге, как точно знающие,

Будучи (сами) удалены от Бога.

Ибо если бы соединились с Ним, то никогда не дерзали бы

Говорить о Нем, видя, что все у Него

Неизреченно и непостижимо;

И не только касающееся Его (Самого), но и

Дел Его в большей части неведомо для всех.

Ибо кто бы изъяснил (даже) то, как Он образовал меня от начала?

Какими руками взяв персть, Он — совершенно безтелесный,

И как не имеющий уст, подобно нам, вдунул в меня (дыхание)?

И как я стал душою бессмертною (Быт. 2, 7)?

Скажи мне, как из брения (образовались) кости, нервы,

Мясо, жилы, кожа, волосы,

Глаза и уши, губы и язык?

198

 

 

Как голосовые органы и твердые зубы

Чрез дыхание внятно образуют членораздельную речь?

Из сухого и влажного, теплого и холодного вещества,

Чрез смешение противоположных (стихий), Он соделал меня живым (существом).

Итак, как ум связан с плотью, и как плоть

Срастворена с невещественным умом без смешения и слияния?

Ум же и душа, не смешиваясь, произносят

Внутреннее слово для людей, и остаются такими же

Нераздельными, неизменными и совершенно неслитными.

Итак, зная, братие, что это неизъяснимо

И для всех непостижимо — то, что касается нас,

Как не трепещем мы исследовать Того, кто из несущего

Сотворил нас таковыми, или помышлять и говорить

О том, что превыше слова и превыше ума нашего?

Итак, будучи тварями, убойтесь же Творца

И исследуйте одни только заповеди Его;

Старайтесь соблюдать их изо всей вашей силы,

Если хотите сделаться и наследниками той жизни.

Если же вознерадите о Его повелениях,

И презрите волю Его, как сказал Он 1),

И не поверите Ему по одному, конечно, слову;

То ни слава, ни достоинство, ни богатство мира сего,

Даже ни знание буее внешних наук,

Ни сочинение, ни составление красноречивых слов,

Ни что другое из земных дел и вещей

Не принесет (вам) никакой пользы тогда,

Когда все и всех будет судить Бог мой.

Но то слово Владыки, которое мы презрели,

Станет тогда пред лицом каждого в отдельности

И осудит всякого, не сохранившего его.

Ибо оно не слово праздное, но живое слово Бога

Живого и пребывающего во веки веков.

1) Быть может, св. Отец разумеет здесь Мф. 7, 21; Лук. 12, 47; Мр. 16, 16 или скорее все те места св. Писания, в которых говорится об исполнении и неисполнении воли Божией и Божественных повелений.

199

 

 

Итак, суд будет [происходить] так, как сказал Он, 1)

Когда заповедь одновременно, увы мне, встретит

И обличит верного и совершенно неверного,

Покорного и непокорного словам Владыки,

Того, кто был старательным, и нерадивого.

И таким образом отделены будут неправедные от праведных,

Непокоривые от совершенно послушных Христу,

Любящие ныне мир сей от боголюбцев,

Жестокосердные от благосердных, и от милостивых

Немилостивые; и станут все они вместе

Обнаженными от богатства, чести и власти, которыми

Насладились в мире, и сами себя, увы мне, осудят,

Став самосудьями дел своих;

И услышат: отыдите, малые и великие,

Не покорившиеся Мне Владыке — Человеколюбцу.

Какового праведного осуждения да избавимся мы, Владыко,

И да улучим часть овец Твоих, Слове,

Туне, как не имеющие надежды спасения

От дел и осужденные, ныне и во веки.


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.