13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Сидоров А. И., профессор
Сидоров А. И., проф. Профессор Николай Никанорович Глубоковский
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
А. И. Сидоров.
Профессор Николай Никанорович Глубоковский
(1863 - 1937)
Судьба Η. Н. Глубоковского внешне мало чем отличается от судьбы других церковных ученых России второй половины XIX — начала XX вв. Родился он в семье священника села Кичменгский городок Вологодской губернии. Был седьмым (и младшим) ребенком и очень рано осиротел: его отец, Никанор Петрович Глубоковский, умер, когда мальчику исполнилось три года. Как говорил позднее сам Николай Никанорович, он, «по условиям своего горького детства, мог бы быть просто деревенским пастухом» Однако Промыслом Божиим ему была уготована иная стезя. Опеку над малолетними сиротами принимает священник Василий Михайлович Попов — муж старшей сестры Николая Никаноровича (Анны Никаноровны), который заменил им отца и о котором выдающийся ученый всегда впоследствии вспоминал с глубоким уважением и почтением. До десятилетнего возраста Η. Н. Глубоковский провел в доме отца Василия, в атмосфере сердечной теплоты и любви; затем он пять лет учится в Никольском Духовном Училище и еще шесть лет (1878-1884) — в Вологодской Семинарии. Уже здесь начинает раскрываться его талант учебного, ибо в старших классах Семинарии он публикует в местной церковной печати несколько статей и заметок Закончив Семинарию первым по списку, Η. Н. Глубоковский поступает в Московскую Духовную Академию. Годы учебы здесь (1884-1889) были решающими в жизни Николая Никаноровича, ибо за время их сформировались основные черты его личности. Студенчество его приходилось на тот период расцвета «русского Оксфорда», который был начат свт. Филаретом Московским и Александрой Васильевичем Горским. Из многих серьезных и именитых профес-
I
соров и преподавателей Академии того времени (В. Д. Кудрявцев, Е. В. Амфитеатров и др.) студент Глубоковский особенно сблизился с известным церковный историком А. П. Лебедевым, ставшим его научным руководителем и старшим другом. Уже после кончины своего учителя (1908) Николай Никанорович писал, что тот был целиком предай делу служения церковной науке, считая историю Церкви «матерью всех богословских наук», имеющих в ней свою почву и опору. Подобной же преданностью православной науке отличались и большинство других преподавателей Академии, расцветшей под сенью Троице-Сергиевой Лавры.
Под руководством Алексея Петровича Лебедева студент Глубоковский пишет кандидатскую диссертацию о блаж. Феодорите Киррском, содержащую 2600 страниц рукописного текста. Научный руководитель дает о ней весьма лестный отзыв, признавая сочинение «достаточным для какой угодно из существующих ученых богословских степеней». Оставленный профессорским стипендиатом при Академии после окончания ее, Η. Н. Глубоковский быстро перерабатывает сочинение в магистерскую диссертацию, которая печатается в 1890 г. («Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность», Т. IIІ. М., 1890). Это фундаментальное исследование принесло немеркнущую славу молодому ученому Известный протестантский богослов, глубокий знаток истории Церкви и христианской письменности, Адольф Гарнак в своем отзыве на эту работу назвал ее «одной из самых выдающихся патристических монографий», заметив: «Следует весьма приветствовать Русскую Церковь, что из недр ее возник такой труд». В 1892 г. данной работе была присуждена Макарьевская премия; решающую роль в получении столь высокой награды сыграл корифей русской церковно-исторической науки В. В. Болотов, также высоко оценивший сей труд, хотя сделавший ряд замечаний и дополнений (его отзыв является, по сути дела, небольшой монографией, имеющей самостоятельную ценность). И до сих пор исследование Η. Н. Глубоковского о блаж. Феодорите остается непревзойденным в мировой патрологической науке, ибо вряд ли какая работа подобного рода может сравниться с этим по обширности и всесторонности привлеченных источников, но тонкости и глубине анализа их, но проникновенности вчувствования в описы-
II
ваемую историческую эпоху и по точной выверенности богословской интуиции. Не случайно А. П. Лебедев назвал сей труд «энциклопедией знаний». Сейчас остается только удивляться, что столь великий и гениальный труд был создай молодым человеком, не достигшим еще и тридцатилетнего возраста. Обычно научная зрелость приходит к ученым (в области гуманитарных наук) не раньше 40-50 лет. Но Николай Никанорович, подобно Василию Васильевичу Болотову и Сергею Леонтьевичу Епифановичу, стяжал ее, по великодаровитой милости и благодати Божией, значительно раньше. И зрелость эта осталась неувядающей...
В 1891 г. незаурядного молодого ученого приглашают в Санкт-Петербургскую Духовную Академию на освободившуюся кафедру Священного Писания Нового Завета. И опять приходится только изумляться, как быстро сумел переориентироваться он и погрузиться целиком в немеренное море новозаветной науки. Вся последующая научная деятельность Η. Н. Глубоковского была связана преимущественно со сферой библеистики, и средоточием этой деятельности стала личность св. Апостола Павла. Главным итогом изысканий Николая Никаноровича в области «Павловедения» было фундаментальное исследование «Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу». Кн. I-II. СПб., 1905-1912 Первые два тома этого исследования но объему превышают каждый 1000 страниц; за первую часть его Η. Н. Глубоковскому Советом Московской Духовной Академии присуждена была ученая степень доктора богословия. Личность и дело святого Апостола ученый поставляет необыкновенно высоко; по его мнению, именно под влиянием св. Павла «христианство решительно переносится из узких палестинских границ на широкий мировой простор и прочно укрепляется там как вселенское учение. В этом заключается величайшее дело, параллельное подвигу Самого Спасителя». Деятельность и богословие св. Павла рассматриваются в труде на фойе религиозно-культурной жизни его эпохи, и в поле зрения исследователя попадают прежде всего различные течения античной философской мысли и эллинизированного иудаизма, вне контекста которых трудно, как считает Η. Н Глубоковский, понять всю значимость миросозерцания святого Апостола. Данный фундамен-
III
тальный труд проявляет и еще одну характерную черту, свойственную всему творчеству Η. Н. Глубоковского: всестороннее знание западной специальной литературы по затронутый вопросам. Но главное - при подобной обширной эрудиции, русский ученый никогда не попадает в плен западной библеистики: он ясно осознает себя представителем православною «ученою предания», а потому совершенно свободен по отношению как к протестантской, так и католической научной традиции.
Вообще можно сказать, что более чем двадцатипятилетнее пребывание Η. Н. Глубоковского в степах Петербургской Духовной Академии знаменует собой рассвет его научною творчества. Он не только выпускает в свет книги и статьи по своей непосредственной специальности (новозаветной науке), но и издает, например, серьезную работу но истории Русской Церкви («Высокопреосвященный Смарагд (Крыжановский), архиеп. Рязанский: его жизнь и деятельность». СПб., 1914). Пишет Η. Н. Глубоковский также многочисленные рецензии и отзывы, активно участвует в проектах реформирования духовных школ и деятельно выступает за восстановление патриаршества на Руси. С 1904 г. на Николая Никаноровича возлагаются обязанности главного редактора «Православной Богословской Энциклопедии», и он мужественно и с достоинством несет этот крест, подняв уровень «Энциклопедии» до лучших мировых образцов изданий подобного рода (тома VI-ХII, вышедшие под руководством Н. П. Глубоковского, явно отличаются в лучшую сторону от предшествующих томов).
Революция резко изменила судьбу маститою ученою, как и многих других представителей русской церковной интеллигенции. Некоторое время он еще остается в России, преподавая в Петроградском университете и открытом в 1920 г. в Петрограде Православном Богословском институте (он просуществовал недолго). Однако условия для научной и преподавательской деятельности становились невыносимыми, и в 1921 г. Николай Никанорович вместе с супругой вынужден был покинуть родину, чтобы никогда на нее не возвратиться. С 1923 г. он проживает в Болгарии, став профессором Богословского факультета Софийского университета по кафедре Священною Писания Нового Завета. В Болгарии выходит и ряд
IV
его работ, в том числе и работа о св. Евангелисте Луке. Здесь же и заканчивается земной путь Николая Никаноровича, скончавшегося 18 марта 1937 г. и похороненною в Софии.
Плоды научной деятельности Η. Н. Глубоковского были многообильнейшими: хотя, по нашим сведениям, полная библиография его трудов пока отсутствует, но число их, вероятно, не менее 100. Многие работы, как можно предполагать, лежат еще втуне в различных архивах. Правда, известно, что часть архива Η. Н Глубоковского погибла при бомбежке Софии союзной авиацией в 1943 г, но другая часть наверняка сохранилась и ждет своих исследователей. Однако Николай Никанорович был не только великим, глубоким и многосторонним дидаскалом и церковным деятелем, но и горячим ревнителем о Православии и подлинно русским человеком, скорбящим о затемнении лика Святой Руси и молящимся о ней. Один современник так характеризует Η. Н. Глубоковского: «Под строгой наружностью всегда бьется сердце, переполненное трогательной до стыдливой сентиментальности и бурной до негодующей ревности сыновней любовью к своей Русской Православной Церкви, к родному смиренному духовенству, к своему многострадальному народу, ко всему заветному русскому. Это патриот ломоносовской складки, просвещенный, знающий свет, но знающий и себе, и всему русскому, цену». И может быть, по молитвам раба Божиего Николая, пребывающею, очень хотелось бы надеяться, в лоне Авраамовом, и молитвам прочих праведников и новомучеников российских, Господь сподобит и нас обрести знание цены всего заветно русскою. Может быть, но их молитвам изольет Он на нас благодатную влагу щедрости Своей и возродит Святую Русь. А вместе с ней возродится, как хотелось бы уповать, у нас и подлинная церковная наука, пустыня наша оросится, и вместо верблюжьих колючек зазеленеют в ней дубравы, в гуще которых будут выситься такие могучие дубы, как Василий Васильевич Болотов, Иван Васильевич Попов, Николай Никанорович Глубоковский и им подобные.
V
Страница сгенерирована за 0.12 секунд !
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.