13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Штаммлер Андрей В.
Штаммлер А. В. В. Розанов
Разбивка страниц настоящей электронной статьи сделана по: «Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975, США.
Андрей В. Штаммлер
В. В. РОЗАНОВ
Уже более полувека прошло со дня кончины Василия Васильевича Розанова (1856-1919), этого «Гиперборейского Диониса», крупного русского писателя, философа, религиозного мыслителя, журналиста и выдающегося стилиста. Несмотря на то, что в свое время он был одной из самых спорных фигур на русской литературной сцене; несмотря на то, что уже при жизни его много писалось о нем и его идеях, шокировавших и раздражавших его современников; несмотря на то, что вряд ли какой-либо другой русский автор так называемого серебряного века русской литературы и мысли был окружен такой густой атмосферой сенсационности и скандала, эротического, политического и литературного — несмотря на все это, Розанов остался мало известным. Все еще ставится вопрос, кто, собственно, был этот литературный чудак, который сказал о самом себе: «На мне и грязь хороша, потому что это — я», но и: «Литературу я чувствую, как штаны; также близко и вообще ’как свое’. Их бережешь, ценишь, ’всегда в них’ (постоянно пишу). Но что же с ними церемониться?!» Был ли он литературный скоморох, который щеголял постоянными переменами декораций? Актер ли, который одевает маску за маской, и каждая ему идет одинаково хорошо? Он выступает перед публикой, притом притворяясь, будто он ее презирает, в роли ученого критика и знатока, но и апокалиптика с подходящими заклинаниями и жестами. На его лице отражается специфически современная меланхолия пустоты бытия, но притом он облизывает себе губы как античный фавн; он поклоняется фаллическим божествам древнего Востока. Он расстилает себе ложе в палатах библейских патриархов, с их женами и стадами, а все же не может оторваться от березового целомудрия русско- византийского монастыря. Он был страстным поклонником Солнца, но вечно встревожен ночью и крестом, Гефсиманой
306
и Голгофой. Был он тоже анархист и патриот, юдофоб, сочувствующий древнему иудейству, ненавистник всего русского, но и страстный, закоренелый русак, вечно колеблющийся между самоненавистью и самообожествлением. Но он имел на складе еще много других ролей: невзрачный русский гимназический учитель из захолустья, в стальных очках, с козлиной бородкой и в помятых брюках, который чувствует себя лучше всего в компании жены и детей, в испарении кухни своей мещанской квартиры — гениальный филистер, как Бердяев насмешливо его назвал, который ценил свою кухонную книжечку выше всех писем Тургенева к Полине Виардо. Но был он и пугалом для здравомыслящей буржуазии, одаренным неслыханным талантом к провокации, скандалу и политической как и эротической бестактности — графоман и замечательный стилист, который скрывается под все занова меняющимися костюмами. Кем, значит, был этот циничный юродивый и позёр, который так смущал своих современников, как если бы он был сказочным единорогом с задом обезьяны?
Розанов произошел из семьи жившей в трудных обстоятельствах. Отца он потерял, будучи еще совсем младенцем. Суровая мать не особенно его любила, да и он не был в состоянии войти с ней в более теплые отношения. Так, его молодость в русской глуши Костромской губернии прошла довольно безотрадно и убого. Горячие славословия в похвалу брачного ложа, семейной жизни с ее теплотой и сокровенной интимностью, которые он позже в своей жизни воспевал, только показывают, что он во втором своем браке нашел именно то, чего он чувствовал себя лишенным в годы юности. Но до этого еще не дошло. После окончания Московского университета по историко-филологическому факультету он стал преподавать в качестве учителя гимназии в таких провинциальных городах, как Елец, Брянск, Белое и т. д. Его уроки, по собственному его свидетельству, должны были быть прямо снотворными, т. к. он всегда был занят литературными и философскими вопросами и щекотливыми проблемами своей личной жизни, не имеющими ничего общего с довольно казенным способом преподавания в русских средних школах того времени. Несмотря на этот неуспех в своей учительской деятельности, он не терял интереса к вопросам педагогии, образования и просвещения, к которым он значительно позже, уже после того как он окончательно оставил преподавательскую карьеру, часто возвращался, в многочисленных статьях и очерках, посвященных именно этой теме.
307
В 1880 году он женился на Аполлинарии Сусловой, бывшей любовнице Достоевского и его femme fatale, которая в его романах и повестях под разнообразными масками и псевдонимами исполняет свою роль обворожительной виновницы всевозможных бед и злополучий. Характерно было для Розанова, что он, обожая Достоевского еще со времени своего скороспелого отрочества, пытался, именно этим странным браком с женщиной на много лет старше его, установить какую-то таинственную, внутреннюю связь со своим вдохновителем. Само собой разумеется, что из этого брака ничего хорошего не вышло. Непреодолимые препятствия, на которые он натолкнулся при стремлении добыть развод, препятствия причиненные каноническим правом, единственно компетентным в старой России по всем вопросам семейного порядка, способствовали его яростным нападкам на все церковные постановления и правила, относящиеся к вопросам бракосочетания и расторжения брака.
Второй его брак с Варварой Рудневой был чрезвычайно счастливым, хотя и считался официально незаконным сожительством, пока Розанов не достиг наконец расторжения злополучного союза с «Суслихой».
Между тем, в 1886 году появился его объемистый философский труд «О понимании», теория познаваемости вещей, покоящаяся на сильно гегельянских предположениях. Т. к. его мысли шли вразрез с преобладавшим тогда позитивизмом, книга, посредством которой он надеялся найти доступ к академическому миру, никакого успеха не имела и была обойдена молчанием. В 1890-91 годах он завязал литературную дружбу с Константином Леонтьевым, тогда уже давшим обет монашества. Розанов был одним из очень немногих, сумевших оценить Леонтьева, этого истинно «неузнанного феномена», как позже назвал его Розанов в одной замечательной статье об этом глубокомысленном философе истории, при жизни или незамеченном или просто забытом русским образованным обществом.
Но в 1892 году Розанову удалось привлечь к себе внимание литературных кругов русской столицы изданием знаменитой книги о Великом Инквизиторе Достоевского, которая до сих пор считается поворотным пунктом в истолковании произведений автора «Братьев Карамазовых». Немного позже Розанов вступил в горячую полемику с Владимиром Соловьевым, которого он упрекал в либерально-гедонистическом искажении и опошлении христианства. Этот литературный спор поднял шум, тем более что Соловьев отомстил Розанову, сравнив его с
308
«Иудушкой Головлевым», — клеймо, которое надолго осталось на его имени.
Стараниями Николая Страхова и Тертия Филиппова Розанов в 1893 году получил чиновническое место в одном из столичных ведомств, где он чувствовал себя довольно неуместным. С другой стороны, пребывание в Петербурге открыло для него возможность войти в более тесные сношения с литературными, научными и церковными кругами. Через шесть лет после того как Розанов поселился на берегах Невы, известный журналист и книгоиздатель Суворин пригласил его принять место постоянного свободного сотрудника во влиятельной ежедневной газете «Новое время». Достойно удивления, что Суворин, собственник и главный редактор крупного органа печати правого лагеря, которого как такового преследовала смертельная ненависть русской либеральной и радикальной интеллигенции, все же предоставил Розанову значительную свободу действий. Часто получалось так, что статьи, критические разборы и фельетоны Василия Васильевича были в ярком противоречии с политическим направлением газеты. Эта работа в «Новом времени», продлившаяся до закрытия газеты в 1917 году, обеспечила Розанова и его семью в финансовом отношении, оставляя ему достаточно времени для литературного и философского творчества.
Он завязывал знакомства с декадентами и символистами, тогда шумевшими на литературной сцене, и сотрудничал в их журналах «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно», «Аполлон» и др. Но он по-прежнему вращался в среде русского духовенства, которое смиренно закрывало глаза на его еретическое дионисийство, по всей вероятности часто даже не понимая, в чем собственно состояла его проблематика. Он принимал усердное участие в собраниях религиозно-философского общества, основанного в 1901 году Д. Мережковским и Зинаидой Гиппиус. В 1903 году общество было закрыто по повелению обер-прокурора Святейшего Синода, но в 1907 году восстановлено. В 1914 году, однако, Розанов был удален из этой отборной коллегии, и притом, как будет сказано ниже, при довольно драматических обстоятельствах. Сами Мережковские считали это отлучение Розанова лишь демонстрацией, как бы исполнением долга по отношению к заветам русской либеральной интеллигенции. Они не шли настолько далеко, чтобы совершенно порвать с скомпрометировавшимся «задумчивым странником», как назвала его Зинаида Гиппиус.
309
Вершины своей писательской деятельности Розанов достиг между 1911 и 1915 годами, когда он, после напряженной работы в областях философии, литературной и художественной критики, социологии, педагогики, а также журналистики и публицистики, опубликовал свои собрания афоризмов, фрагментов и автобиографических наблюдений и размышлений под заглавиями «Уединенное», «Мимолетное» (последнее только недавно открытое) и «Опавшие листья», на которых, вместе с «Апокалипсисом нашего времени», вызванным русской катастрофой 1917-18 гг., и покоится его литературная слава... Короткие годы славы, но и нападок со стороны его литературных, политических и религиозных противников — тем не менее, все-таки годы славы. Конец был горестный. Домашние несчастия обрушились на него, и коснулись они его, нежнейшего мужа и убежденного pater familias вдвойне чувствительно. Революция и гражданская война разрушили его семейное гнездо и лишили его труда и хлеба. Замученный голодом и болезнью он искал убежища у монахов. Его здоровье, надорванное голодом и холодом, не выдержало недугов старости, и 23-го января 1919 года он скончался после длительной агонии, покаявшись и соборовавшись.
Как писатель и мыслитель, Розанов был вызывающим до степени кощунства. Но он снова и снова поражал своих противников и обвинителей своеобразной аурой благочестивости. Казалось, что он был однодумом, находящимся совершенно под властью своих сексуальных фантазий, метафизики пола и культа брака и деторождения — того, что критиками было названо его «космическим витализмом» или «мистическим пантеизмом плоти». И при всем том он сказал о самом себе: «а ведь по существу-то — Боже! Боже! — в душе моей вечно стоял монастырь» («Уединенное»). Он неустанно нападал на церковь как учреждение, на каноническое право, на духовенство как блюстителя всех аскетических преданий греко-сла- вянской церкви. Но несмотря на все это он объявил, что из всех сословий русского народа духовенство — ему ближе всего...
Все современные возражения против христианства, религии и церкви, основанные на научном рационализме, материализме и позитивизме, только раздражали его. Для них он ничего не имел кроме едкого презрения. Что для Бодлера был «l’esprit Belge», а для Ницше «последний человек», то для Розанова был позитивист. Розанов был одним из самых скандальных бунтарей, восставших в новейшее время против христианства.
310
Но он восставал против него не во имя разума, больше не нуждавшегося в той гипотезе, которую называют «Бог». Скорее, он поднял свой бунт во имя Ветхого Завета против Нового, фаллических богов плодовитости и рождения против Бога-Сына. Однако, чем непристойнее звучали его кощунства, тем неумолимее падали на него с высоких куполов церквей темные тени креста. И он знал об этом, несмотря на то, что такие богословы, как о. Георгий Флоровский и Николай Арсеньев, или философы как Николай Бердяев обвиняли его в религиозной глухоте и слепоте. Космическая его религиозность требовала мифических прообразов, мифов, которых в наше время нельзя найти ни в аскетизме исторических церквей, ни в космологических теориях точных наук. В его продолжительном искании обязывающего мифа, в искании эротического ключа к тайнам мира он оказывается сродни таким непохожим на него искателям, как Франк Ведекинд и Д. Г. Лоуренс. Под конец своих нравственных и чувственных скитаний, Ведекинд вернулся к мифам древних эллинов; Лоуренс утолял свою жажду по мифическим праобразам у истоков мифотворчества пред-колумбийских индейцев. Но Розанова тянуло к Востоку, не Востоку монотеистических, этических религий, дошедших до сынов человеческих из пустыни, а религий плодородных долин больших рек Месопотамии и древнего Египта. Авраам, Таммуз и Иштар — Астарта, Исида и Осирис и Апис, Великий бык, и в конце концов Magna Mater оргиастических обрядов и священной проституции снова воскресли перед его взглядом, чтобы воплотить основные мистерии космического бытия. Возможно, что духовные странствия Розанова по Древнему Востоку были лишь своего рода возвращением к забытым алтарям древне-славянских культов рода и природы, к предхристианским скрижалям народной души, которым, как отметил Георгий Федотов, восточные славяне поклонялись дольше, чем другие цивилизованные народы.
Как бы то ни было — после тысячелетия по-христиански навеянной духовности нельзя безнаказанно вступать в интимную связь с демонами природы. Из таких вожделений, в конце концов, проистекает странная и болезненная раздвоенность души, и итог этой раздвоенности заключается в резигнации изречения, содержащегося в «Опавших листьях»: «Конечно, я умру все-таки с Церковью, Церковь мне неизмеримо больше нужна, чем литература (совсем не нужна) и духовенство все- таки всех сословий милее. Но среди их умирая я все-таки умру с какой-то мукой о них...» — пророчество, которое сбылось
311
при столь страшных обстоятельствах. Надо иметь в виду, что не синодальная церковь, не революционно настроенная русская интеллигенция, не все лицемерное жеманство буржуазной морали были настоящими противниками Розанова, а скорее смерть в собственной его груди. Он, столь горячо стремившийся к тому, чтобы быть исконным и вместе с тем возрожденным язычником, стал христианином, когда налетела смерть. В его произведениях трагическая, вполголоса запеваемая мелодия смерти и небытия аккомпанирует наиболее страстным дифирамбам плоти, половой любви и космического инстинкта деторождения: «Я говорил о браке, браке, браке... а ко мне все шла смерть, смерть, смерть» («Уединенное»).
Это самораздирающееся христианство, которое он постоянно разоблачал, этот культ «людей лунного света», которые улетучиваются в пространства «неясного и нерешенного», — это христианство, истинно сказано, было и его религией. То, на что он не уставал нападать, а именно аскетизм православной церкви, преобладание в ней иноческого человеконенавистничества, и мещанский пуританизм — все это таилось и в самых глубинах его души. Атакуя учреждения и нравоучения, он боролся с основными настроениями своего собственного морального и метафизического Я, проектированными вовне. Отсюда и безвыходность этой борьбы, и отсюда никогда его не покидавшее знание, о неизбежной капитуляции на смертном одре. Розанова, самого переменчивого из всех русских писателей, самого зависимого от своих настроений, настоящего литературного Протея, неутомимого экспериментатора и испытателя собственной души — Розанова и все, что он написал, нельзя свести к стройной системе, будь то хронологической, философской или богословской. Некоторые из критиков пытались якобы «спасти» Розанова, односторонне подчеркивая его положительные религиозно-православные мечтания и недооценивая его кощунственные выпады не только против церкви, но и самого Христа. С другой стороны, непозволительно определять его сущность и как гуманистический витализм, — не обращая при этом внимания на потрясающую серьезность и правдивость его христианского исповедания и покаяния на смертном одре.
Розанов действительно поднял бунт. Он действительно приносил свою жертву Великому быку. Он действительно объявил войну либеральному русскому обществу своего времени. Но притом он всегда знал, что защищает дело, в глазах и общества, и церкви безнадежное, что в конце концов ему ничего другого не останется, кроме безусловной сдачи своей позиции. Тайна,
312
его преследующая и устрашающая, состояла именно в том, что для него Христос не был Богом живых, а Богом мертвых. В одном из романов датского писателя Германа Банга находится следующее изречение: «Дыра в земле не стоит такого большого раздумья...» Как будто перекликаясь с датчанином, Розанов писал в «Уединенном»: «Могила... знаете ли вы, что смысл ее победит целую цивилизацию...» В смерти — какое абсурдное торжество над всем научным позитивизмом! — даже законы математики теряют свою незыблемость, ибо: «дважды два дает ноль». Более того: умножение одной человеческой жизни, даже с любовью и надеждой, в конечном счете дает лишь ноль: «Боль мира победила радость мира — вот христианство» («Опавшие листья»). В конце концов он совершенно обессилел в скудном убежище, предоставленном ему монахами в Сергиевом Посаде под Москвой. Смиренно взял он обратно все свои проклятия и богохульства, благославляя всех, кого прежде обижал и огорчал. Очи ему закрыл его духовник и приятель о. Павел Флоренский, философ и естествоиспытатель, автор известной, в свое время нашумевшей книги «Столп и утверждение истины».
Во многих отношениях Розанов составлял противоположность русской радикальной и либеральной интеллигенции, которая, задавая тон в общественном мнении, была сантиментальной, но и твердолобой и, в конце концов, пуритански настроенной, несмотря на всё своё вольнодумство. И эта противоположность выявлялась более всего на политическом поприще, что было особенно серьезно в эпоху вроде нашей, которая склонна все ожидать от политики. Мало того, что он раздражал чопорных интеллигентов и поклонников Революции постоянным болтанием об эротических мистериях жизни, подчеркиванием половой стихии в космическом бытии и известной непристойностью в своей манере выражаться, — он возмущал их еще и тем, что зарабатывал на насущный хлеб в редакции очень влиятельной, но сплошь и рядом реакционной газеты. Это обстоятельство лишило его всякого уважения со стороны либеральной, но вместе с тем и очень нетерпимой интеллигенции. Кроме того, работа в «Новом времени» не мешала Розанову сотрудничать под разными псевдонимами в либеральных органах печати, чего честные образцы добродетели просвещенной левизны никогда ему не прощали. Хотя его язвительная критика русского хвастовства, русской лени и халатности, одинаково как на левой стороне политического спектра, так и на правой, никого не щадила, ему был свойствен совершенно естественный, необ-
313
думанный национализм: «Посмотришь на русского человека острым глазком... Посмотрит он на тебя острым глазком. И все понятно. И не надо никаких слов. Вот чего нельзя с иностранцем.»
Чего, однако, образованное общество уже и вовсе не хотело и не могло ему простить, так это двусмысленных, рискованных его высказываний в крайне правой печати по поводу дела Бейлиса, который был обвинен в ритуальном убийстве христианского мальчика. Это было дело, которое возмущало всю интеллигенцию и подрывало моральный авторитет царского правительства. Сомнительное поведение Розанова в этом случае бросало глубокую тень на его нравственный характер и, в конце концов, привело к тому, что в начале 1914 года он был исключен из Петербургского религиозно-философского общества. Позже, в «Апокалипсисе нашего времени», он взял назад все свои упреки и хулу, направленные против еврейского народа, и, покаявшись, умирал благословляя вместе со своим русским народом также и еврейский народ. Это, конечно, не помешало тому, что интеллигенция считала его не только циником и беспринципным, «морально невменяемым» человеком (Петр Струве), но и почти что представителем черносотенства. В виду господства «прогрессивного» направленчества почти во всех почтенных органах печати формировавших русское общественное мнение, а также в литературной и философской критике, все это очень повредило более точному знанию и распространению его произведений не только на родине, но даже и в эмиграции.
При более внимательном изучении его книг, очерков и статей оказывается, однако, что он не принадлежал ни к какой партии, а стоял сам за себя, отражая свой безграничный эгоцентризм также и в своей судьбе писателя, мыслителя и публициста. Так например, в 1905 году, во время первой русской революции, он сочувствовал бунтарской стихии и высмеивал растерявшуюся царскую бюрократию. Так как всякая бюрократия и всякая казенщина были ему противны, не трудно себе представить, какой сарказм, какие насмешки вызывал бы у него раздутый аппарат современного Welfare state как тоталитарного, так и демократического пошиба. Совершенно непонятно, как покойный профессор Поджиоли мог высказать предположение, что Розанов, в конце концов, перешел бы к большевикам. Напротив, он закончил тем, что в «Апокалипсисе нашего времени» проклинал и «нашу вонючую Революцию», и «прогнившее насквозь Царство».
314
Консервативный инстинкт Розанова, странным образом уживавшийся в нем с крайним индивидуализмом и анархическим уклоном его протеевой души, помог ему понять, что истинно русский консерватизм мог быть основан только на религии и церкви. Вот почему он все-таки придерживался церкви, даже во время самых своих богохульных выпадов против монашеского аскетизма и мнимого монофизитизма православия. Но так как он, по темпераменту или по сочувствию древним культам ближнего Востока, в своих религиозных и философских взглядах боролся за виталистический иррационализм, его отношение к нравственным и подвижническим преданиям греко-славянской церкви всегда было каким-то напряженным. Здесь наблюдается характерный надрыв в его мироощущении. Общество считало его отступником от догм социального и революционного морализма, но и церковь не могла не видеть в нем еретика.
На самом деле, двусмысленное отношение Розанова к историческому православию становится, может быть, более понятным, если увидеть в нем воскресшего Маркиона, который вновь пришел на землю, чтобы перестроить дело первого своего воплощения. Древний гностик отвергал Иегову и Ветхий Завет как богохульные, как роковое недоразумение и ошибку, и ввел в обиход среди своих учеников версию Нового Завета, очищенную от всех следов Ветхого. А теперь, столько веков спустя появился Розанов — чтобы восстановить честь и славу Демиурга и блеск космоса, им созданного. Отвергается Евангелие, ибо истинно божественное откровение найдется только в патриархальной религии рождения, крови и племени Авраама. Старозаветный Иегова отождествляется с другими древними богами Ближнего Востока, Ваалов и Астарт, с той только разницей, что он говорил сынам человеческим с большей силой, чем те другие боги, богини и демоны природных властей. Воля Иеговы не направлена к подвижничеству, аскетизму и отречению от мира сего, ко всему тому, что Розанов называл «скопчеством духа». Скорее, он желает освящения мира в плоти. Жертвенный огонь, более всего ему приятный, горит на алтаре семьи, подлинной ячейки религиозной жизни. Она исполняет его закон тем набожнее, чем более она плодится и множится. Знаменательно, что православная церковь Розанова, в противоположность Толстому, никогда не отлучила, может быть, потому что она сознавала, что дионисийский избыток чувств не заграждает пути ко Христу окончательно, тогда как самоуве-
315
ренность суверенного разума, казалось, попирает Крест навсегда.
На Западе виталистический иррационализм или космический пантеизм передавался по наследству от Джордано Бруно, Якова Беме и Уиллиама Блэка до романтических психологов, Шопенгауэра и Бахофена, чтобы в конце концов подняться могучим пламенем в произведениях Ницше. Он искрит в поэзии Уитмена, пропитывает сочинения Д. Г. Лоуренса и оставляет, намеками, свои следы в умозрительных построениях Бергсона и Ортеги и Гассет. Со своей стороны, Розанов в России не имел такой традиции; он, правда, нашел поклонников, равно как и противников, но не учеников. В России он был единственным сознательным представителем этого существенного направления в мышлении и древнего, и нововременного человечества. Уже по этой только одной причине Розанов заслуживает почетное место в русском Пантеоне. Ибо расплывчатые декламации Мережковского об Эросе и Христе вливались, в конце концов, в спиритуализм игумена Иоахима Флорского, и мистическая эротика символистов, вкорененная в умозрительной теософии и софиологии Владимира Соловьева, сюда не относится.
Канзасский университет Лоуренс, Канзас
316
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.