Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в неделю о мытаре и фарисее

03.02.74.

 

<...> В прошлое воскресенье Церковь поставила перед нами образ Закхея, богатого человека, собирателя податей, который искал, шёл навстречу Господу Иисусу Христу. Нам было показано, какими бывают и должны быть первые шаги навстречу Богу. В это же воскресенье в притче Спасителя, которую мы с вами слышали в евангельском чтении, Церковь показывает, какие опасности подстерегают людей, уже уверовавших, уже живущих в Боге.

 

Сегодня вы слышали притчу о мытаре и фарисее. Это два человека, которые верят в Бога, которые уже пришли к Нему, и мы встречаем их в храме Божием. Спаситель говорит притчу, рисуя нам очень определённо картину верующих людей, вошедших в Божий храм, общающихся уже с Богом, и показывает каким недолжным иногда бывает это общение. Он показывает, какие опасности подстерегают всех верующих в Бога, и нас с вами, братья и сёстры, в нашей духовной жизни, в наших отношениях с небом, с Богом.

 

Вот, входит в храм Божий фарисей — рассказывает сегодняшняя притча. Там есть одно слово: становится, встал. Непростое это слово. Оно означает, что фарисей выбрал достойное для себя место так, чтобы все его видели, и так, чтобы он сам видел стоящих вокруг в этом храме. (Так именно толкуют это слово, так переведённое с греческого все, знающие хорошо греческий язык). Встал и начинает молиться. Заметьте, братья и сёстры, он благодарит Бога, он знает, что всё, что он имеет, имеет от Бога. Видите, это — человек живой веры, если хотите, и такой как раз, какая и должна быть у верующего человека, всегда благодарящего Бога за всё, что он имеет. Слово «фарисей» сейчас, когда мы его слышим или произносим, в наших представлениях о людях соединяется с чем-то плохим. Но имейте в виду, что фарисеи тогда были людьми неплохими, а наоборот — это были люди с большими достоинствами, это были люди духовные, взошедшие на определённую, довольно высокую ступень духовного развития, духовной культуры, если хотите, веры... Это была ветхозаветная секта очень строгой жизни. В этой секте существовало очень много правил для религиозной жизни, жизни в Боге. И люди, которые вступали в эту секту, все эти правила выполняли очень строго. Это были люди очень строгой жизни и больших нравственных достоинств. О таком именно фарисее нам и рассказывает притча, которую мы сегодня слышали.

 

И вот как он держит себя в храме, каковы его отношения с Господом Богом. Он благодарит Бога за всё: за то, что он — хороший человек, имеющий такие необыкновенные достоинства, которых другие не имеют... «Я два раза в неделю пощусь, я плачу одну десятую часть от всего того, что имею в церковь, на бедных — отдаю Богу». А между прочим, надо вам сказать, что эта самая десятина — одна десятая часть имущества, которая посвящается Богу — была очень важным символом. Это означало, что человек верит в то, что всё, что он имеет, всё его имение — от Бога и Богу принадлежит. И он может им пользоваться, но не как своим, а как Божиим. И вот часть этого всего, принадлежащего Богу, он несёт в церковь. Таково было сознание, вот с таким чувством фарисей молился Богу, стоя в этом храме на виду у всех и оглядываясь по сторонам.

 

Он увидел в это время несчастного мытаря, где-то в сторонке тоже молившегося Богу. «Вот — какой я! Не такой, как все, или вот, как например, этот мытарь». (А мытарь только одно произносил: «Боже! Милостив буди мне грешному!») Но перечислявший свои добродетели — он не грабитель, не прелюбодей, не обидчик, говорил фарисей про себя, — фарисей ни разу ни в одном грехе своём не покаялся Богу. Он видел в себе только добродетели, за которые и благодарил Бога, а других осуждал... Что это такое? Это — самодовольство, братья и сёстры, это — самомнение. То самое самодовольство, то самое самомнение, которых так много и от которых так часто люди страдают теперь! И мы с вами страдаем и гораздо чаще, чем думаем, чем сознаём. Это то самое самомнение, то самое самодовольство, которое Господь осуждает как самый большой грех, скверну, отделяющую человека от Бога.

 

Самодовольство, братья и сёстры, это всегда — замыкание в себе, рассматривание «своих добродетелей», того, что человека, как ему кажется, делает лучше других, окружающих его. Тогда он отделяется таким образом и от людей, и от Бога. Замыкаясь в себе, он замыкается в своей нелюбви к людям и к Богу. Любовь в самодовольном, полном самомнения человеке совершенно иссякает. И поэтому даже всё то, что он как-то приобрёл в своём духовном росте, как только он начинает отдаваться этому самомнению и самодовольству, он теряет всё, откатывается назад! Он оказывается гораздо хуже окружающих во всех отношениях. Фарисей оказался хуже, чем мытарь, который в себе ничего доброго не видел и так искренне и горячо каялся в своих грехах: «Боже! Милостив буди мне грешному!»

 

Самодовольство и самомнение возникает и развивается особенно там, где существует много всяких правил, регулирующих жизнь, правил, которые надо выполнять. Чтобы быть хорошим нужно подчиняться таким-то и таким-то правилам, таким-то законам, которые регулируют весь внешний образ жизни людей. В секте фарисеев тогда существовало очень много правил, законов, которые утверждали, что от подчинения всем этим законам и правилам зависит хороший ли ты человек. «Для того, чтобы жить по-настоящему в Боге, вот как надо жить, вот каким правилам нужно подчинять свою жизнь!» Когда этих правил очень много, и когда они начинают получать постепенно в среде верующих самодовлеющее значение, когда верующий теряет в конце концов понимание смысла этих правил, мотивов, побуждений исполнить то или другое правило, отступает куда-то, а только сам принцип формального подчинения правилам остаётся, вот тогда и образовывается то самое самомнение, то самое самодовольство, которое осуждается Господом Иисусом Христом.

 

Мы с вами вступаем в пост, в эту особую полосу нашей жизни, когда Церковь нам предъявляет некие требования, говорит о некоторых правилах, которым надо подчинить свою жизнь, готовясь к встрече Святой Пасхи, Воскресению Христову, проходя этот путь поста, вводящий нас в празднование Светлого Христова Воскресения. Вот почему именно сейчас Церковь и предупреждает нас всех о тех опасностях, которые подстерегают каждого человека, живущего в Боге, живущего в вере. Однако так живущего, чтобы все те правила, которые он хочет исполнять, не получали бы в его сознании самодовлеющего значения. Нужно подчиняться многим правилам, которые установила Церковь для жизни в Боге, для жизни духовной. Непременно нужно. Но только никогда не надо придавать им такого самодовлеющего значения, какое им придавал фарисей. Потому что если мы будем такими «законниками», и такими «книжниками», и такими формалистами, каким был фарисей, то исполнение этих правил нас не спасёт! Господь Иисус Христос говорит очень ясно, просто и прямо каждому из нас: «Если не превзойдёшь в этом праведности фарисея — не войдёшь в Царство Божие!»

 

Братья и сёстры! Святой Иоанн Златоуст, который толкует, объясняет нам сегодняшнюю притчу, говорит, если хотите, ещё сильнее, определённее, понятнее: «Грех, соединённый со смирением — выше добродетели, соединённой с гордостью.» Потому что, как сказал Спаситель, заканчивая эту притчу: «Тот, кто себя возносит, тот будет Богом унижен, а тот, кто себя смиряет, тот вознесен будет!» Аминь.


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.