Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в 31-ю неделю по Пятидесятнице. Исцеление Иерихонского слепца Вартимея

02.02.75.

 

Сегодняшнее евангельское чтение рассказывает нам о том, что произошло на городской заставе у ворот города Иерихона, когда в него входил Господь Иисус Христос. В таких местах собирались нищие и больные, просили милостыню у проходивших мимо людей. И сейчас около церкви собираются такие же бедные, несчастные, обездоленные люди. Бывают среди них и слепые, которые просят положить медячок или какую-нибудь маленькую серебряную монетку и на другое, кроме такой милостыни не рассчитывают.

 

Среди обездоленных, несчастных людей, собравшихся около заставы города Иерихона, был слепой от рождения Вартимей — сын Тимея. Заметьте: в Евангелии часто встречаются такие, очень точные имена. Это свидетельствует о том, что в Евангелии всегда излагаются факты, действительно бывшие. Нам с вами так странно слышать, когда, бывает, говорят, что Евангелие — придуманная история...

 

Стоит среди этих бедных, обездоленных людей Вар (что значит — сын) Тимей (сын Тимея) и просит милостыню. И вдруг он слышит, что подходит в окружении учеников Учитель из Назореи. Он уже слышал об этом Учителе из Назореи, который не только учил жить, но и исцелял больных, совершал чудеса. Кто же другой, как не Он может оказать Вартимею величайшую милость: не грош бросить в кружку, а Божью милость оказать — помиловать и даже не возвратить, а даровать зрение? Он был слепой, очевидно, от рождения. Вартимей пробивается через толпу нищих и кричит, и кричит: «Помилуй мя, Сыне Давидов! Помилуй мя!» Господь велел пропустить его и спросил: «Что ты хочешь?» Слепой отвечает: «Прозреть!» Вот какую милость Божию — прозреть! — просит он у Спасителя.

 

С какой верой это было сказано, с какой уверенностью, что он действительно получит то, что просит у Спасителя! Господь сказал: «Прозри!» и Вартимей прозрел. Он прозрел не только физически, но и духовно — Вартимей оказался потом среди следовавших за Спасителем и навсегда остался при Нём.

 

Мы с вами, как это ни странно, похожи на этого слепца, братья и сёстры! Потому что слепота бывает физическая, а бывает и духовная. А мы с вами все более или менее слепы духовно! Степень слепоты может быть очень разной. Можно быть абсолютно слепым, ничего не видеть в духовном смысле, но можно и кое-что видеть, а всё-таки быть слепым или полуслепым. В чём разница между духовно слепым и физически слепым человеком? Физически слепой глазами телесными не видит внешней красоты этого мира. А вот духовно слепой эту красоту видит, но другую красоту он не видит. Эстет, который часто видит красоту этого, здешнего мира, его внешних форм, а за ними совсем не видит смысла вещей, он духовно слепой. И кто из них несчастнее — сказать трудно.

 

Мы с вами тоже более или менее слепые люди. Духовную красоту жизни, духовную глубину и смысл жизни мы так часто не видим духовными очами. Нам что-то открывается, но очень недостаточно. Мы с вами отличаемся от Вартимея тем, что не просим Сына Давидова — Господа Иисуса Христа — помиловать нас, даровать нам духовное зрение — глубокое, настоящее, которое открыло бы нам весь смысл нашей жизни, всю её красоту и радость. Мы с вами отличаемся от него тем, что у нас этой веры нет! Вартимей так рвался ко Христу, будучи уверен, что получит от Него зрение, что, наверное, говорил себе: «Сейчас или никогда! Не повторится этот случай, чтобы мимо меня проходил Тот, который может всё дать, даже зрение». Мы с вами отличаемся от Вартимея тем, что не говорим себе: «сейчас или никогда», не рвёмся ко Христу так, как он. — Не рвемся... Мы с вами отличаемся ещё и другим от Вартимея. Мы с вами не должны кричать, сами себе говорить «Сейчас или никогда», потому что Спаситель всегда здесь, на земле, всегда среди нас. И поэтому, как только проснётся сознание нашей духовной слепоты, как только проснётся в нас чувство, что мы больше так жить не можем, не видя настоящей правды жизни, настоящей глубины жизни, мы можем обратиться ко Христу в любой момент, в любой день, в любой час, когда угодно! Он среди нас, Он всегда мимо нас ходит. И мы всегда можем просить у него помилования в покаянном стоянии, о котором мне пришлось говорить в прошлое воскресенье (проповедь на слова Спасителя: «Покайтесь! Приблизилось Царство Небесное!»). Мы можем покаяться в своих грехах и просить о зрении духовном, чтобы, открывшись, наши глаза увидели весь смысл, глубину, цель нашей жизни христианской, и сердце приняло ту радость, которая вместе с этим зрением входит в душу и спасает её.

 

Аминь.


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.