Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в 20-ю неделю по Пятидесятнице. Воскрешение сына Наинской вдовы

05.11.78.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Иисус Христос шёл из Капернаума в город Наин, окружённый, как это часто бывало, множеством народа. И как было этому множеству не окружать Спасителя, когда только что на глазах у них в Капернауме было явлено Спасителем столько Божественной, чудотворящей, чудодейсвтенной силы: только что в Капернауме был исцелён слуга сотника, только что была исцелена жена, кровоточивая так долго и не получавшая исцеления, и только дотронувшись до одежды Христа, тотчас его получившая... А сколько они слышали от Иисуса Христа в Капернауме! Кончно, это множество не хотело Его оставлять и шло за Ним. Так они дошли до города Наина.

 

У ворот этого города им встретилась похоронная процессия, как вы слышали в сегодняшнем Евангелии. Хоронили единственного сына одной вдовы. Легко себе представить, в каком горе она шла. Спаситель остановил процессию, сжалившись над этой женщиной, и сказал ей: «Не плачь!» Потом подошёл к носилкам и сказал: «Юноша! Встань!» И мертвый... встал, ожил, он был возвращен к жизни.

 

Вот она, сила Христова, воскрешающая и мертвые тела. Но эта сила Христова также воскрешает и мёртвые души — и мёртвые тела, и мёртвые души людей! Там, где сила Христова действует, там нет смерти! Иисус Христос — победитель смерти. «Аз есмь, — говорит Он Сам, — воскресение и жизнь.» И Его любимый ученик — апостол Иоанн — так много говорил именно о том, что сила Христова воскрешает людей, воскрешает и их тела, и души.

 

Ещё пророк Исаия, а потом пророк Предтеча Иоанн, говорили о том, что люди — я имею в виду людей, живших в то время — все живут в сени смертной, смерть простирает свою силу над всем миром, над всей жизнью всех людей. Так было тогда — в темноте! Явление, воплощение в Богочеловеке в лице Господа Иисуса Христа Сына Божия было явлением света в этой тёмной земле, в сени смертной, оно было явлением жизни и света. И там где свет Христов — там всегда и жизнь, там где жизнь настоящая — там всегда свет Христов, там всегда Христос!

 

А жизнь есть дела, братья и сёстры. Что ж это были за дела, которые вели к смерти, которые покрывали тьмой и тогдашнее время, ту эпоху, так же, как и наше время, как и всякое другое время... Что же это за дела смерти?

 

Апостол Иоанн говорит, что дела жизни — это дела любви братские. Мы знаем жизнь — говорит Иоанн Богослов — потому, что мы любим братьев. И тот, кто их любит, кто любит людей, тот от смерти перешёл к жизни.

 

Любовь... Мы с вами очень привыкли в таких понятиях, как любовь, скажем, видеть один только нравственный смысл. Это какая-то нравственная мера . На самом деле это совсем не только нравственная мера, это совсем не только понятие нравственное. Любовь — это метафизическая, духовная сила. Что это значит — метафизическая? Слово, может быть, не всем понятно? «Мета» значит «за», «над». Вот мы живем с вами в физическом мире, окружены вещами, физическою реальностью и ей принадлежим. За этой реальностью, за этой действительностью («за» — «мета») есть другая действительность. Эта другая действительность и есть действительность духовная. И любовь принадлежит этой духовной действительности. Сила, которая нас переводит из одного порядка жизни в другой, из того порядка жизни, в котором царствует, господствует смерть, в другой порядок жизни, где смерти нет — это любовь ко Христу, любовь к Богу, которая всегда выражается в делах любви к людям.

 

Какие дела — смерти и какие дела — жизни? Так часто и так много людей (и так многие из нас — чуть ли не все мы!) поддаётся — в одной или другой форме, в одной или другой степени — зависти... Вот где смерть! А корыстолюбие? Апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит, что всё то, где нет любви к людям — всё это дела смерти, а не жизни. И там, где нет любви к людям, там жизни настоящей нет, там господствует смерть, и смерть не только тела — смерть души, смерть сердца. «Но мы с вами — говорит Иоанн Богослов — во Христе живём, в любви. И потому перешли от смерти к жизни. Мы уже принадлежим вечности».

 

Раньше на кладбищенских воротах всегда была икона и надпись: «Аз есмь воскресение и жизнь». На воротах кладбища, у входа... На воротах каждого нашего дела, которое мы начинаем, на воторотах знания, которое мы хотим приобрести, в которые мы хотим вступить, тоже должны быть написаны эти же слова: «Аз есмь воскресение и жизнь.» Иначе это знание будет мёртвым, иначе это дело будет делом мёртвым. Только там есть жизнь, где есть Христос! А это значит — там, где есть Любовь. Любовь человека к человеку, потому что, как можно любить Бога, которого ты не видишь, говорит апостол Иоанн, если не любишь человека, которого ты видишь? И только любя человека, которого ты видишь, ты можешь любить Бога, ты можешь любить Христа — Богочеловека.

 

Вот почему, что бы мы с вами ни делали, какое бы дело ни начинали, в какое бы дело ни входили, в какое бы знание ни входили, всегда будем иметь перед собой эти слова: «Аз есмь воскресение и жизнь». И тогда всё то, что мы делаем, вся наша жизнь будет настоящей. И тогда мы выйдем из этой сени смертной, в которой всю жизнь жили люди и в то, и в наше время!

 

А мы с вами очень хорошо знаем, оглядываясь вокруг себя, как действительно самые добрые дела, казалось бы, оказываются лишёнными настоящего смысла, жизни, если эти дела не наполнены настоящей любовью к человеку, проповеданной Спасителем. Господь Иисус Христос так часто встречает людей у этих «наинских ворот», мёртвых людей, с мёртвыми сердцами, с мёртвой душой. И может быть каждый из нас бывает таким мёртвым, с таким мёртвым сердцем, у своих «наинских ворот», оказывается там в положении мёртвого человека. Но не будем унывать будем помнить, что у этих наинских ворот всегда раздаётся голос Христа, всегда слышны Его слова: «Истинно, истинно говорю вам: «Тот, Кто слушает слова Мои и верит в Пославшего Меня, перешёл от смерти к жизни».

 

Аминь.


Страница сгенерирована за 0.42 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.