Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в 6-ю неделю по Пятидесятнице. О расслабленном

25.07.76.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее Евангелие начинается с того, что Господь Иисус Христос возвратился с того берега Тивериадского озера. «Сел в лодку (в корабль) — сказано в сегодняшнем евангельском чтении — и прииде в град Свой». И вы слышали, что произошло в этом граде в доме Господа Иисуса Христа. Принесли к нему рассслабленного... «Прощаются твои грехи. Встань и ходи!» — сказал Господь. И, простив грехи, исцелил его от страшной болезни — расслабленности. Вот с чего началось сегодняшнее чтение Евангелия, с того и я хочу начать свое краткое к вам слово.

 

Что это за град Свой, в который возвратился Господь Иисус Христос (прииде в град Свой)? Когда мы думаем о Спасителе, обо всём, что Он творил, о всей Его земной жизни, мы невольно думаем, что град Его — Иерусалим. Но это не Его град. В сегодняшнем евангельском чтении говорится не об Иерусалиме. Он родился в Вифлееме. Может быть, Вифлеем Его город? Но и его не называет Спаситель Своим городом. Вифлеем — не Его город, хотя Он в нём и родился. После Вифлеема было бегство Святого Семейства в Египет, возвращение из Египта. Когда умер гнавший Его, они пошли в город Назарет в Галилее, в котором раньше жил Иосиф Обручник и с ним Пречистая Дева Мария. Это севернее Иерусалима, севернее Иудеи, недалеко как раз от этого Галилейского или Тивериадского моря, недалеко от того города, который Спаситель называл Своим, а именно города Капернаума. Он — на берегу этого большого озера, которое иногда называли морем.

 

Капернаум — «свой город» Иисуса Христа, туда переселилось Святое Семейство, когда ещё был ребёнком Спаситель. Там купили домик и жили пречистая Дева Мария, Матерь Божия и Иосиф Обручник. Господь Иисус Христос там рос, сделался юношей. Это оттуда Он однажды отправился в Гергесинскую землю, где встретили его бесноватые. После их исцеления небесноватые владельцы погибшего свиного стада не захотели, чтобы Он оставался с ними, и Господь возвратился в Свой город — Капернаум.

 

Что же это за город, братья и сёстры? Это был довольно большой торговый центр в то время. Разными дорогами он связывал Галилею с такими крупными городами, как например, сегодняшний Бейрут. Торговля шла через него и с Персией. Словом, это был большой город — главный город Галилеи. Оттуда и происходит Господь Иисус Христос, будучи иудеем из Галилеи. И Галилея, и Капернаум, в частности, были населены язычниками. Иудеев правоверных, верных Церкви Ветхого Завета, было очень мало. Потому, именно об этой земле и именно об этом городе в Евангелии говорится, что там жил народ, сидящий во тьме, Бога не знавший так, как знали его иудеи. Более того, об этом городе говорит и пророчество Самого Господа Иисус Христа: «Вознёсся до небес и падёшь в бездну, Капернаум». А всё-таки это был Его город, «свой город». Сказано в сегодняшнем Евангелии: «возвратился в свой город». Интересно нам узнать, что Капернаум в переводе с их языка на русский значит «селение кающихся», селение грешников, но кающихся. Их, кающихся, было немного. Грешников — много. Возвратившись в свой город, в доме своём Господь Иисус Христос принимает принесённого к Нему расслабленного, кающегося в своих грехах, прощает ему грехи за покаяние и исцеляет его.

 

Это всё очень знаменательно, братья и сёстры. Ничего, никогда в Евангелии нет такого, что бы не имело непосредственного отношения к жизни каждого из нас. И этот рассказ Евангельский имеет непосредственное отношение к жизни каждого из нас с вами. Господь Бог есть Бог кающихся. Вот причастники сегодняшние слышали молитвы во время исповеди, в которых как раз есть обращение к Богу: «Бог кающихся, прости мне прегрешения!» Мы все, настоящие христиане — кающиеся. И те из нас, кто плохо кается — правда, большая часть из нас плохо кается, и я в том числе, — мы не такие уж хорошие христиане, но тем не менее, мы — кающиеся христиане.

 

Капернаум был городом кающихся. Только их было очень мало, больше было грешников не кающихся, превозносящихся. Капернаум стоял на небольшой горе, но превозносился он не тем, что был выше некоторых других селений, а тем, чем превозносятся жители всех больших городов, где столько грешников, и так мало кающихся, столько плохого и так мало хорошего. Люди не очень понимают, что плохое, а что хорошее, и так превозносятся всем! Это повсюду так...

 

Но кающиеся грешники там были. И, как всегда, грешники болели, потому что болезнь — всегда ведь за грехи. Самая даже смерть, братья и сёстры, пришла в мир от греха. Если бы не было первородного греха, не было бы и смерти в этой жизни. А всё — и смерть, и болезни, всё от греха. И столько было в Капернауме тогда грешников, но всё-таки кающихся. И вот, одного из них принесли в дом Господа Иисуса Христа в Капернауме. В каждом большом городе сегодня тоже есть дом Господа. Вот наш храм — тоже дом Господа. В том доме, куда принесли расслабленного, кающегося грешника, его встретила Мать Господа Иисуса Христа, Божия Матерь. Кстати сказать, мы сегодня празднуем праздник одной из икон Божьей Матери — «Троеручицы». И в каждом доме Господнем в нынешних Капернаумах, и у нас в Москве, скажем, каждого из нас, приходящего в дом Господа Иисус Христа тоже встречает Божия Матерь — всегда! Потому что Церковь Христова — это мистическое, духовное тело Господа Иисуса Христа, глава которого — Христос, а сердце — Матерь Божия.

 

Совсем так, как в том капернаумском доме Господа Иисуса Христа, отчем доме по земному Его существованию, Божия Матерь встречала тех, кто туда приходил. Как рассказывает об этом наш замечательный русский святой Дмитрий Ростовский, Она и встретила этого грешника и попросила Сына своего: «Прости ему грехи, прости и исцели». Господь простил и исцелил.

 

Так и мы с вами, братья и сёстры, входим в дом Гоподень, в храм, со своими грехами и немощами от них. Нас тоже встречает Божия Матерь, просит Господа, и по Её заступлению, по Её молитвам так много дает нам Господь Иисус Христос, так много прощает нам грехов, и стольких расслабленных среди нас исцеляет! Он возвращает нам силу жить, но жить в радости, радоваться жизни, только настоящей, Евангельской радостью о Дусе Святе.

 

Будем вспоминать этот сегодняшний Евангельский рассказ, братья и сёстры, почаще. И входя в храм, как бы редко мы ни входили в него, прежде всего будем обращаться к Божией Матери, просить у Нее заступления и поддержки. Потом прямо к Нему: «Вот я расслабленный, вот я со своими грехами. Я из тех жителей Капернаума — Твоего города, которые каялись. Их немного было тогда, их немного и сейчас в каждом городе по всей земле — кающихся по-настоящему. А я — среди них, среди кающихся. Каюсь, прошу прощения. И вот сама Божия Матерь просит о моём помиловании у Тебя». И тогда получим это помилование, перестанем быть расслабленными, особенно — духовно. Всё станет в нашей жизни — внутреннее, душевное, духовное и телесное — всё станет на место. И будет настоящая радость, настоящий мир с Богом, будет в нашей жизни настоящая правда и радость о Дусе Святе.

 

Аминь.


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.