Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в 1-ю неделю по Пятидесятнице. Всех святых.

09.06.74.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Когда Господь Иисус Христос посылал своих учеников — апостолов на проповедь, то Он их предупредил, что они в миру будут подобны овцам среди волков. И так им и должно быть, всем ученикам Христа, всем христианам, братья и сёстры: как овцам среди волков в этом мире... Но Он также говорил им о том, что нужно всегда исповедовать Христа. Об этом вы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении: «И тот, кто Меня будет исповедовать перед людьми, того и Я — говорит Христос — буду исповедовать перед Отцем Моим Небесным. И кто отвержется Меня перед людьми, того отвергнусь и Я перед Отцем Небесным».

 

Исповедание, братья и сёстры — признание Его, свидетельство о Нём. И так, как мы будем свидетельствовать о Христе, признавать Христа перед людьми, когда это будет надо, так и Христос будет о нас свидетельствовать, признавать нас перед Отцем Небесным. И если будем отвергаться Его, то отвержется и Он нас перед Отцом Небесным.

 

Признание... Мы с вами все ищем признания своих достоинств перед людьми, братья и сёстры. Так устроены люди. Очень хочется каждому человеку, чтобы другие признали в нём его особенные достоинства. Недостатки скрываем, а достоинства выставляем напоказ: «Посмотрите и признайте нас!» И если люди нас признают в этом именно смысле, признают наши достоинства, мы бываем этим удовлетворены и ищем именно такого признания наших достоинств, например: пользы для общества от какого-нибудь нашего труда, за что мы должны быть возблагодарены соответствующим образом, поставлены в какое-то положение... Этого положения мы ищем именно как признания наших особенных достоинств, а не недостатков, которые скрываем. А важно признание Богом наших достоинств. Именно об этом и говорил Христос.

 

Признание наших достоинств людьми не так уж много стоит, братья и сёстры, потому что мерило этих достоинств очень относительно. В таком искании признания наших достоинств людьми есть очень много плохого. Это, ведь, самолюбие, себялюбие, тщеславие, в этом говорит гордость какая-то. Это, конечно, так. Но, братья и сёстры, есть в этом и нечто хорошее. Искать признания среди людей своих достоинств не совсем и не до конца плохо, потому что это свидетельствует о том, что каждый человек хочет быть хорошим! Хоть он и плохой, а хочет быть хорошим и хочет, чтобы все другие считали его хорошим. И это внутреннее, присущее каждому человеку сознание того, что он носит в себе какие-то ценности человеческой личности, само по себе не так уж плохо. Но только, что мы из него делаем?.. Оно служит как раз удовлетворению плохого, а не хорошего в нас — самолюбию, себялюбию. Кроме того, когда мы ищем признания своих достоинств, то мы ищем его в определенной среде, к которой принадлежим. В одной ли среде, в другой ли, в одном ли классе, в другом ли, в одном ли народе, нации или в другом, в одно время или в другое... И поэтому признание достоинств в нас оказывается очень относительным — признанием относительных достоинств какого-то времени, эпохи, по условностям той жизни, к которой мы принадлежим. Признаются не безусловные ценности, а очень условные. Отсюда образовываются очень разные и относительные понятия о добре, о зле, о правде, о неправде.

 

Когда я был студентом и изучал богословскую этику (науку о нравственности), приводился нам, студентам, один классический пример, который имеет значение для всех времён. Он и для нашего времени не утратил своего значения. Этот пример — об относительности нравственных понятий. Когда совсем не цивилизованного дикаря спросили «Что такое добро?», он ответил: «Добро? Это когда я украду чужую жену, и она будет моей женой». — «А что такое зло?» — «А зло — это когда у меня украдут жену, и она сделается чужой». И вот если подходить с таким относительным критерием к добру и злу, к правде и неправде, и стараться получить признание людей («Ах, вот какой он хороший: крадет всех жён!»), так вы понимаете, что настоящие человеческие ценности приобретаться таким человеком не будут никогда. И сознание того, что в человеке есть что-то ценное, что заслуживает признания другими, само стремление к такому признанию оказывается совсем недолжным, ненужным и нехорошим.

 

Где же критерий добра, ценности абсолютной, совершенной? В Евангелии, братья и сёстры, они нам указаны Христом. Когда Бог признает — «вот что в тебе хорошо» — это и есть хорошо; «вот что в тебе плохо» — это и есть плохо. И нам нужно искать признания от Бога наших добродетелей, наших достоинств. Как редко встречается человек, который совершенно равнодушен к тому, что вокруг него о нём говорят. Как редко встречается человек, который не хотел бы, чтобы вокруг него поднимался шум, когда говорят все: «Ах, как он хорошо делает это дело!» Такой шум даже ищут очень многие вокруг себя. И это совсем не похоже на то, как христиане должны стремиться к тому, чтобы быть исповедуемыми Христом перед Богом — Отцом. Пользуясь таким мерилом, которое нам даёт Евангелие, мы можем приобретать действительно настоящие добродетели, настоящие достоинства. И только так мы получим признание и Христа, и Бога — Отца, о чём Спаситель говорит в сегодняшнем евангельском чтении.

 

Братья и сёстры! А как же нам свидетельствовать о нашей верности Христу и Евангелию Его? Каким образом мы должны исповедовать Христа и Евангелие Христово в этом мире? Это тоже не так просто. Сказано Христом (перед тем, как он отправлял учеников на проповедь): «Будете овцами среди волков!» А мы с вами так часто, будучи уж не среди таких страшных волков вокруг себя, но всё-таки, — скажем, среди неверующих — мы так часто забываем быть овцами, и прямо ...лаем на них! И поэтому из нашего свидетельства о Христе ничего не получается. Свидетельствовать о Христе — это значит жить по тем заповедям, которые Господь Иисус Христос оставил в Евангелии: в глубоком смирении, похожем на то, которое явил в этом мире Агнец Божий — Господь Иисус Христос. Таким свидетельством, каким о Нём свидетельствовали все святые, их же память мы сегодня празднуем.

 

Будем стараться свидетельствовать о Христе, братья и сёстры, чтобы мы признаны были самим Богом как люди настоящие, как христиане. Будем стараться свидетельствовать о Христе своею жизнью, верою и любовью. Главное — любовью.

 

Аминь.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.