Поиск авторов по алфавиту

Автор:Макарий (Веретенников),игумен, преподаватель МДС

Макарий (Веретенников),игум. Преподобный Серапион Кожеезерский

Файл в формате pdf взят на сайте http://www.btrudy.ru/archive/archive.html

Правообладателем разрешена публикация только на нашем сайте.


Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.


Архимандрит MAКАРИЙ (Веретенников), 

доцент Московской Духовной академии

 

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАПИОН КОЖЕЕЗЕРСКИЙ

 

Святая Русь прославилась множеством отечественных подвижников и явлением чудотворных икон. Интересно, что на ниве Русского Православия трудились святые различных национальностей. Русь приняла свою веру из Византии, став ее достойной преемницей. И на Руси спасались подвижники нашей Матери-Церкви1. Это были преподобный Лазарь Мурманский ( 1391; пам. 8 марта), преподобный Кассиан Грек Угличский († 1504; пам. 2 октября), преподобный Максим Грек (| 1556; пам. 21 января).

Среди русских святых мы видим также выходцев из западных стран: дочь шведского короля Олафа — благоверную Анну Новгородскую, супругу князя Ярослава Мудрого († 1056; пам. 10 февраля), а также преподобного Антония Римлянина († 1147; пам. 3 августа), блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского († 1303; пам.8 июля), блаженного Исидора Твердислова, Ростовского († 1474; пам. 14 мая), блаженного Иоанна Власатого, Ростовского († 1580; пам. 3 сентября)2, преподобного Макария Римлянина, Новгородского чудотворца (XVI в., пам. 19 января). На Руси подвизались также выходцы и из западнославянских стран; из моравских пределов прибыл святой Меркурий Смоленский († 1238; пам. 24 ноября), а с Афона сербский инок преподобный Савва Крыпецкий († 1495; пам. 28 августа). Венграми были преподобный Моисей Угрин, Киево-Печерский († ок. 1043; пам. 26 июля) и преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; пам. 28 января).

Русская земля вынесла монголо-татарское иго, покорив затем татарские ханства.

Московским князьям приходили служить татарские царевичи. Известны также русские святые татарской национальности: благоверный Петр, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец († 1290; пам. 30 июня), потомок татарского баскака – преподобный Пафнутий Боровский († 1477; пам. 1 мая)3. В 1552 году в Казани пострадали два новокрещеных татарина Петр и Стефан (пам. 24 марта)4. Менее известно имя преподобного Серапиона Кожеезерского († 1611; пам. 27 июня).

Это был сын казанского мурзы - Туртас Гравирович. Он был приведен в Москву в 1552 году после покорения Казани. Здесь его просветили святым Крещением, при этом он был назван Сергием. В то же время в Москве были крещены татарские царевичи Утемиш-Гирей и Едигер-Магмет, о чем сообщается в летописи5. Свои детские годы будущий святой провел в семье боярина Захарии Ивановича Плещеева († 1571), который «был женат на астраханской царице Ельякше, нареченной во св. Крещении Иулианиею»6.

«Захария Иванович - видный воевода своего времени... После взятия Казани он был оставлен там на годовое»7. Род Плещеевых восходит к святителю Московскому Алексию, потомки которого служили Предстоятелям Русской Церкви8. Детские го-

_____________

Текст статьи был представлен 6 мая 1993 г. в качестве доклада на «Сергиевых чтениях» в Московском государственном университете.

6

 

 

ды Сергия, будущего подвижника, приходились на время, когда главой Русской Церкви был митрополит Московский Макарий († 1563; пам. 30 декабря).

Святитель Макарий много потрудился, собирая духовные письменные сокровища на Руси, а также прославляя русских святых. Канонизируя отечественных подвижников, он одновременно постоянно общался с подвижниками своего времени, которые были позднее причислены к лику святых Русской Церкви. Среди святых собеседников святителя мы видим преподобного Александра Свирского († 1533; пам. 30 августа), миссионера русского Севера - преподобного Трифона Печенгского Кольского († 1583; пам. 15 декабря), преподобного Макария Римлянина, преподобного Даниила Переяславского († 1540; пам. 7 апреля), преподобного Максима Грека и др. Митрополит Макарий возглавил архиерейскую хиротонию первого Казанского святителя - архиепископа Гурия († 1563; пам. 5 декабря). Во время митрополичьих богослужений в Кремлевском Успенском соборе молился святой блаженный Василий, Христа ради юродивый († 1557; пам. 2 августа)9. Также, несомненно, молился во время богослужений святителя Макария, мог видеть его и преподобный Серапион Кожеезерский.

Сохранившееся Житие святого скудно историческими данными и довольно редко встречается в рукописной книжности. Н. Барсуков указал только два списка его Жития: первый - из библиотеки Антониево-Сийского монастыря и второй – из библиотеки Соловецкой обители10. Первый указанный список, очевидно, не сохранился, но, по-видимому, именно по этой рукописи он был опубликован в «Архангельском Патерике»11. Второй список хранится ныне в Соловецком собрании РГБ.

Опубликованный иеромонахом Никодимом текст представляет собою сокращенный вариант, так как в нем местами выпущены либо отдельные слова, либо целые фразы, хотя смысл при этом в целом сохраняется. Русский историк В. О. Ключевский так характеризует Житие преподобного Серапиона: «В XVIII веке составлен ряд сказаний о подвижниках Кожеезерского монастыря, получивший от позднейшего писца название летописи. Сказание об основании монастыря и о первом строителе его Серапионе написано каким-то монахом, пришедшим в Кожеезерский монастырь во второй год по смерти Серапиона - 1613. Этот очерк не лишен любопытных указаний, но вообще краткий и не вполне точный в подробностях, хотя автор писал по рассказам сотрудников Серапиона»12.

В Житии сообщается о крещении будущего святого, о его трудах по созданию Кожеезерской обители и пропитанию братии. Обращает на себя внимание, с какими трудами и искушениями было сопряжено начало устроения этого монашеского вертограда для настоятеля, который испытал «поругания и побои... терпя недостатки, скорби и озлобления» (Евр. 11, 36 - 37). Но Господь «призрит на молитву беспомощных, и не презрит моления их. Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа» (Пс. 101, 18 - 19). Действительно, сила Божия «в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). И Кожеезерская обитель молитвенными трудами настоятеля стала школой монашеского делания.

В дореволюционном описании встречаем объяснение названия обители: «Кожеезерский... монастырь на Лопском полуострове, омываемом водами озера Коже (которое по своим береговым очертаниям имеет вид распростертой кожи)»13. Еще ранее здесь трудился старец иеромонах Нифонт, который принял Сергия и со временем сподобил его ангельского образа с именем Серапиона. Начало обители, т. е. поселение святого на этом месте, в одном случае относят к 1565 году14, в другом случае - к 1566 году15. Архиепископ Филарет (Гумилевский) датирует приход преподобного Серапиона на Кожеезеро 1560 годом16. Эта дата, на наш взгляд, более точ-

7

 

 

на, так как, согласно грамоте царя Феодора Иоанновича, к 1595 году святой пустынник трудился над созиданием монастыря уже 36 лет17.

Видя усердные подвиги преподобного по созиданию монастыря, «начата жителие Онеги реки к сему богодухновенному мужу и начальнику старцу Серапиону многу веру и любовь имети и подаваху ему кийждо от имений своих»18. В новосоздаваемую обитель стали делать вклады. Например, в 1577 году были даны «на Кожеезеро к Богоявлению корова да двое телят»19.

Позднее иеромонах Нифонт скончался на пути в Москву20. Поэтому в последующее время преподобный Серапион неоднократно сам путешествовал в Москву. В 1585 году он «просит царя Феодора Иоанновича об отводе места для святой обители, заведенной Нифонтом. Великий Государь, уважив просьбу старца, приказал... отвести место под обитель: полуостров Лопский и кругом озера Кожи матерой земли по 4 версты во все стороны, на что дана в 7093 году (1585) 30 сентября царская, а с нею и от Митрополита Дионисия благословенная грамота на устроение обители»21. В ней, согласно справочным данным Л. И. Денисова, было создано 3 храма: в 1589 году, в год учреждения Патриаршества на Руси, - главный во имя Богоявления, два года спустя — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1591 году - во имя святителя Николая22. Однако в царской грамоте Феодора Иоанновича от 1595 года названы только два: летний - Богоявленский и зимний - Никольский23.

Названная грамота интересна тем, что в ней описаны повинности, которые должен был нести Кожеезерский монастырь в пользу государства: «...учали посылать с Москвы в .... Богоявленской монастырь опальных людей, а им де, старцом, и самим питатись нечем и беречь де тех людей некому»24. Обитель не получала никакой царской руги, т. е. материальной помощи, на содержание, а должна была платить подати.

Более того, в грамоте говорится, что иноки снабжали ратных людей подводами и «одолжали великим долгом». Очевидно, имеется в виду помощь во время военных действий против шведов в Финляндии «зимою 1592 года»25. Царь своею грамотою освободил монастырь от повинностей, предоставив ему льготы. Таким образом, преподобный Серапион с пользой для обители по крайней мере дважды - в 1585 и 1595 годах — посетил стольный град Москву, где в свое время принял святое Крещение, отвергшись мусульманства.

Подвизаясь добрым подвигом, он был примером для монастырской братии в стяжании монашеских добродетелей, и Господь наградил его долгой жизнью. Последние годы своего многотрудного жизненного пути святой старец посвятил усиленной молитве, уготовляя себя к блаженной вечности. «В 1608 году, по прошению отягченного старостию подвижника, поставлен был в игумена обители Авраамий, ученик его. Блаженный Серапион скончался 27 июня 1611 года, оставив после себя до 40 иноков в общежительной обители своей»26.

Сохранились сведения о посмертных чудесных явлениях преподобного Серапиона Кожеезерского27. Дата канонизации святого неизвестна. Е. Е. Голубинский помещает его имя в своем труде в «Списке усопших, на самом деле почитаемых», ссылаясь при этом на его Житие в Четиих Минеях архиепископа Филарета (Гумилевского)28. В этом списке Е. Е. Голубинским помещены такие, например, имена: преподобный Варлаам Керетский (XVI в.; пам. 6 ноября), преподобный Герасим Болдинский († 1554; пам. 1 мая), преподобный Диодор Юрьегорский († 1633; пам. 20 ноября), благоверная Евдокия, супруга князя Димитрия Донского († 1407; пам.17 мая), преподобный Иринарх Ростовский († 1628; пам. 17 июля), преподобный Мартирий Зеленецкий († 1603; пам. 1 марта) и др.

 

8

 

 

Архимандрит Леонид (Кавелин) сообщает следующее о преподобном Серапионе:

«Есть житие и служба, в которой другой канон - «творение Макария, митрополита Гревенского» (который был заточен в Соловки в 1666 году). Составителем Жития считается инок Боголеп, постриженник Кожеезерского монастыря»29. Однако в последнем издании богослужебных Миней, вобравших в себя максимально русскую гимнографию, отмечена память Святого лишь в день его преставления — 27 июня.

Поэтому, возможно, у отца Леонида ошибка, так как указанный им автор является составителем службы преподобному Никодиму Кожеезерскому30.

Время деятельности преподобного Серапиона, и прежде всего строительство Кожеезерского монастыря, пришлось на тяжелое время в Русском государстве: начало опричнины, затянувшаяся Ливонская война, пресечение царской династии, начало Смутного времени. Однако Кожеезерская обитель явилась школой благочестия и воспитания иноческого духа. Как известно из истории, позднее в Кожеезерском монастыре под руководством его основателя полагали начало своим монашеским подвигам преподобный Леонид Устьнедумский († 1654; пам. 17 июля)31, а также преподобный Никодим Кожеезерский († 1640; пам. 3 июля)32. М. В. Толстой сообщает имя еще одного инока-сподвижника: «Антонием, по местному преданию, назывался в схиме блаженный Авраамий, ученик и преемник преподобного Серапиона»33.

С 1642 по 1646 год настоятелем обители был игумен Никон, ставший впоследствии Всероссийским Патриархом († 1681)34.

Таким образом, преподобный Серапион нашел в Московской Руси свою вторую Родину и драгоценную жемчужину (Мф. 13,46) - святое Православие.

Все названные святые трудились на благо святого Православия, созидая своими трудами и подвигами Святую Русь. Их святость и ревность служат и поныне добрым примером всем, обращающимся к их духовным заветам. «Тела их погребены в мире, и имена их живут в роды; народы будут рассказывать об их мудрости, а Церковь будет возвещать их хвалу» (Сир. 44, 13 - 14). Русская Православная Церковь, совершая их священную память, являет нам их благочестивые заветы молитвенного служения миру и братолюбию наших соотечественников.

Ниже прилагаются текст царской грамоты, данной в связи с просьбой преподобного Серапиона, а также его Житие по Соловецкой рукописи, ранее не публиковавшееся.

 

 

 

Грамота царя Феодора Иоанновича Турчасовского стана

выборным земским судьям об освобождении от податей

деревень, полуцрена*5 и двора в Турчасове, принадлежащих

Кожеезерскому монастырю (1595, марта 19)

 

От царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси, в Каргопольской уезд Турчасовского стану выборным земским судьям Томилку Козлову с товарищи.

Бил нам челом, Каргопольского уезда, край Студеного моря, Турчасовского стану, Богоявленского монастыря Лопского острова строитель старец Серапион, а сказал: поставил де он на Лопском острове, на Кожеезере, храм во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, а другой храм теплый Николы Чудотворца, и общей де он монастырь строил, а строил де он тот монастырь тридцать шесть лет. И ныне де учали посылать с Москвы в их Богоявленской монастырь опальных людей, а им де, старцом, и самим питатись нечем и беречь де тех людей некому, а наши де ми-

9

 

 

лостины денежные и хлеба им не идет. А вотчинные де земли у того Богоявленского монастыря, купленые, на Онеге реке, только четыре обжи, а ту де пашню пашут они сами наездом, а крестьян де у них в той купленой их вотчине нет. Да они ж де соль варят в Пияле на полуцрене на монастырьской обиход, да у них же де куплено дворишко на приезд в Турчасове на посаде. Да мимо их же де монастыря, наперед сего, шли наши ратные люди, и они де им подмогая и подводы под них даючи, одолжали великим долгом. И нам бы их Богоявленского монастыря строителя старца Серапиона с братнею пожаловати, с их купленых с монастырских деревень с четырех обеж, да с полуцрена, да с двора, что в Турчасове на посаде, никаких наших податей имати не велети.

И мы Богоявленского монастыря строителя старца Серапиона с братьею пожаловали: с их купленых с монастырьских деревень с четырех обеж, да с полуцрена, да с двора что в Турчасове на посаде, никаких наших податей имати не велели.

И как к вам ся наша грамота придет, и вы бы Богоявленского монастыря, что на Лопском острове, край Студеного моря на Кожеезере, на строителе старце Серапионе с братьею с их купленых с монастырьских деревень с четырех обеж, да с полуцрена, да с их монастырьского двора, что в Турчасове на посаде, никаких наших податей, и в волостные подводы подмоги, имати не велели, до нашего указу. А прочитал сию нашу грамоту и списав с нее себе противень слово в слово, отдавали бы есте сию грамоту Богоявленского монастыря строителю старцу Серапиону с братьею, и они ее держат у себя, вперед для иных выборных земских судей и того монастыря строителев и старцев.

Писано на Москве, лета 7103 марта в 19 день.

На обороте грамоты следующие подтверждения:

Лета 7107 (1599) генваря в 17 день, государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии сее грамоты слушал, а выслушав, из Каргополя с Онеги реки, с Кожеезера с Лопского острова, Богоявленского монастыря строителя старца Серапиона с братьею пожаловал, велел им сию грамоту подписати на свое царево и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии имя, и сее у них грамоты рушити не велел никому ничем и велел им ходити о всем по тому, как у них в сей грамоте написано (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою Комиссиею. СПб., 1841, т. I, с. 462 - 463, № 246).

 

Сказание о зачале места святыя обители Кожеезерскаго

монастыря и о житии блаженных создателей и предивных

строителей пустыни сея священноинока Нифонта

и инока Серапиона (л. 17)

 

Сей убо праведный и предивный муж старец Серапион, якоже поведаша ми о

нем иже многа лета с ним поживше на сем пустынном острове по зачале места сего купно с ним, не худе подвизахомся понеже бо аз приидох во обитель сию по преставлении сего блаженнаго старца Серапиона во второе лето [а кто же убо таковыя званием инок или мирянин при тех блаженных создателех в то время бывый и о том //(л. 17 об.) у нас в летописи имя его не воспоминается, но токмо

 

10

 

 

предложихом нам повесть сию, о ней же ныне аз вашей любви хощу поведати]. Яко сей убо предивный муж и честный инок и строитель старец Серапион родом был измаилтянин, родися же в царствующем граде Казани, бе же ему прежде имя было Туртас князь сын хан Гавирович, ему же пленену бывшу благоверным царем и великим князем Иоанном Васильевичем всея России и преведену бывшу и с прочими положенными и благородными вельможи в царствующий град Москву. И спожительствуя в дому у некоего болярина, ему же имя Захарий зовомый Плещеев, и просветиша его святым Крещением и нарекоша имя ему Сергий.

И тако ему живущу по преданию христианскому, по некоторых же летех жития своего у того болярина Плещеева той благоразумный //(л. 18) муж Сергий позна мира сего суету и всякое мирское сладострастие и убо помысли в сердцы своем како бы оставити суетный сей мир, богатство же и славу и прочее мирское наслаждение и последовати в путь Господень и поревновати преподобных отцев житию и получити бы желаемое свое намерение, еже есть пустынное и безмолвное иноческое пребывание.

И тако убо оставляет царствующий град Москву и приходит в Поморскую страну близ окиана моря и потом обходив многая места поморския, последи же Богом наставляем прииде и на место сие пустынное и безмолвное к началнику и священноиноку Нифонту блаженному.

Тогда бо ему единому живущу в пустыни сей и пустынное и безмолвное //(л. 18 об.) житие провождающу о Господе [в лета от сотворения мира 7074-е, а от Рождества же Иисус Христова 1566-е] и много убо молил его о сем, дабы ему сподобитися святаго иноческаго и ангельскаго образа. Он же смиренномудрый муж и начальник священноинок Нифонт, видев его непреложное мудрование и всеусердное желание ко иноческому пребыванию и абие не презре прошения его и прият его со многою радостию и постриже его во святый ангельский и монашеский образ и нарече имя ему Серапион. И тако им живущим вкупе о Христе пустынное и безмолвное житие провождающим, и абие начаша к ним приходити иноцы от многих стран и монастырей и желающе жити с ними вкупе. Они же с радостию //(л. 19) их приимаху к себе яко чадолюбивии отцы и тако им живущим вкупе многое время. Таже случися блаженному Нифонту отити в царствующий град Москву не вемы коея ради потребы [но мню быти сие яко собрания ради от православных христиан на святу обитель сию]. Тамо же убо и конец житию своему прият, что же ему случися в Москве или на пути или како преставися того нам подлинно не известно и в летописи о том не пишет, но обаче паки во свою обитель не возвратися и до ныне.

Братиям же всем в пустыни сей живущим и не имущим чем питатися, понеже бо многаго //(л. 19 об.) ради от человек разстояния и дальнаго и непроходнаго леснаго и болотнаго пути [яко же убо неции исчисляют разстоянием от пустыни до Онеги реки за пятьдесят верст или вящшее может быти]. Сие же трудолюбивый муж и начальник старец Серапион многая ради по Бозе имущия ко братии любве, не могий видети их суще гладом тающих, начат убо сам в мир выходити и у православных христиан на пропитание хлеба просити. И елика ему боголюбцы христиане что по силе своей подаваху, он же то все подаваемое от них сам терпеливодушне на себе в пустыню ношаше. И тако всю братию //(л. 20) кормяше. Бысть же сие ему на многое время тако творящу, обаче же и не сия ему едина точию печаль бываше еже в мире просити и ко братии носити, еще же и о том имеяше немалое попечение еже что и просимое в пустыню приношаше елико ему боголюбцы христиане от семен своих по-

11

 

 

даваху, но обаче же и сие не имущим им в пустыни чем премолотити таже некий боголюбивый христианин даде ему жерновы [нам же ведущим убо жестоту пути сего непроходимаго и мокраго воспоминая]. Он же твердотерпеливый душею и трудолюбивый сей муж в летнее убо время взем на ся оную велию и не малую каменную тяготу со всяким //(л. 20 об.) усердием несяше на себе с радостию по таковому жестокому лесному и топучему пути по мхам же и болотам и по непроходимым чащам жерновы, глаголю и обилие семенное, премения убо едино по единому, несяше на себе.

И тако на место сие пустынное принесе. Живущий же ту братия мало убо не вся от глада изомроша, он же принесенное то все измолов и премени их всех от глада и тако кормяше их многое время трудолюбезным и братолюбным своим житием.

Потом же убо начаша сами трудитися и своима рукама //(л. 21) землю копати и от своих трудов питатися. И от того убо времени начаша жителие Онеги реки к сему богодухновенному мужу и начальнику старцу Серапиону многу веру и любовь имети и подаваху ему кийждо от имений своих по силе своей. И моляху его иноцы таже и христолюбивии мужие Онеги реки да воздвигнет им церковь и монастырь соградит. Он же, яко доброжелателный и богодухновенный муж, старец Серапион послушав моления их и постави ту церковь во имя чюднаго и святаго Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и монастырь онем согради, яко же бо и до днесь видимо суть всеми. И потом же убо Божиим изволением и молитвами сего до-брожелателнаго //(л. 21 об.) мужа начальника и строителя старца Серапиона многим инокам сошедшимся от разных стран и монастырей в сию святую и душеспасительную пустыню душевнаго ради спасения. И от того времени начат убо сия святая обитель распространятся монахами и прочими монастырскими потребами исполнятися. И тако ему живущу з братиею со многим смирением и терпением и кротостию таже и ко всей братии любовь имяше нелицемерную.

В то же убо время нецыи от братии вражиим наветом явишася безумнии и Бога святаго не бояшеся и человек не срамляюшеся, восхотеша убо сего незлобиваго и предивнаго мужа строителя старца Серапиона //(л. 22) вон изгнати от обители сея, о ней же он не худе подвизася и многое терпение и труды полагаше и немало о том моляся пред Богом, святым постом же и непрестанною молитвою и слезами день и нощь умоляя Всещедраго Бога и прося о том помощи и заступления и утверждение сей Богом спасаемой обители таже и о новособранной братии, моляшеся непрестанно о умирении и спасении душ и прочая. Еще же и труды ко трудом безчисленныя прилагаше, таже и о братии велие попечение имяше и всячески о них промышляше.

Они же яко зверие //(л. 22 об.) дивии злообразни и неблагодарни явишася к нему и не воспомянуша благодеяний его и отеческия любве творимыя к ним, еже он со всяким усердием печашеся о них и всякое отеческое благотворение и любовь являше им и питаше их. И от того их злаго нрава и напраснаго гонения сей доброжелательныймуж и строитель старец Серапион многократно от святыя обители сея исхождаше вон в царствующий град Москву и паки вспять возвращашеся во свою обитель.

Но что же более имам глаголати о сем предивном муже и незлобивом началнике и строителе //(л. 23) старце Серапионе, колико он от онех безумных и братоненавистных монахов подъят хухнания посмеяния оклеветания и укоризны и всякаго... нечистаго срамословия и поношения. Все то по единому невозможно и писанию предати, колико он от тех жестокосердечных и немилосердных монахов своими многоболезненными немалыми труды и жестоким терпением пострада.

12

 

 

И тако убо сей смиренномудрый и незлобивый муж паче же рещи богоугодный и житием добродетельный начальник и строитель старец //(л. 23 об.) Серапион скончав течения своего добрый подвиг. И пожив на месте сем пустынном и безмолвном лет четыредесят и шесть, и преставися с миром о Господе и погребен бысть в той же святей обители з заподною страну близ церкви святаго Богоявления Господня в лето от сотворения мира 7119, [от рождества же по плоти Бога Слова 1611-го году] индикта 9-го. Поживе же во святей обители сей во всем своем иноческом житии благоговейно и благочестно и по сем остави нам вечное свое поминовение добрым своим намерением и богоугодным житием, такожде и преж будущым //(л. 24) родом Богом спасаемой братии и впредь приходящим православным Христианом и желающим трудитися во святей обители сей Бога ради, гаже и странствующым иноком на упокоение и на душевное спасение достоверное свое свидетелство святую сию обитель всем довлеющую и всякими монастырскими изобилии и нуждных потребами исполнену сущу яко же убо братии сошедшихся и живущих во святой обители сей даже видети до четыредесять иноков труждающихся о Господе. А о трудех же и подвизех сего богодухновеннаго и добродетельнаго мужа начальника и строителя старца Серапиона кто может в тонкость исповедати но сия убо //(л. 24 об.) токмо вмале написахом повесть сию в пользу чтущим же и послушающим всякому правоверие и благочестие живущему и пребывающему христианину спасатися о Господе и радоватися во веки. Аминь.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В данном случае мы не касаемся вопроса о святых Предстоятелях Русской Церкви, которые до времени ее автокефалии избирались в Константинополе и были традиционно греками, за исключением, например, митрополита Киприана († 1406, пам. 16 сентября), из болгарского рода Цамблаков.

2  Расцвет подвига юродства на Руси относят к XV — первой половине XVII века (Лихачев Д. С, Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984, с. 72). «К эпохе расцвета юродство стало русским национальным явлением. В это время Православный Восток почти не знает юродивых. Их нет также ни на Украине, ни в Белоруссии (Исаакий Печерский так и остался единственным киевским юродивым). Римско-католическому миру этот феномен также чужд. Это, в частности, доказывается тем, что о русских юродивых с немалым удивлением писали иностранные путешественники XVI-XVII вв. - Герберштейн, Горсей, Флетчер и др. Чтобы вступить на путь юродства, европейцу приходилось переселяться в Россию. Поэтому среди юродивых так много выезжих иноземцев» (там же, с. 73).

3 Орлов Т., прот., Трубачев А. Преподобный Пафнутий Боровский. К 500-летию преставления. - ЖМП, 1977, № 6, с. 61.

4 Трубачев А. Казанские святые Петр и Стефан. (К 425-летию со дня мученической кончины.). - ЖМП, 1977, № 8, с. 79 - 80. В 1229 году в Волжской Булгарии пострадал мученик Авраамий (пам. 1 апреля), а через год его святые мощи были перенесены во Владимир-на-Клязьме. В Житии читаем о нем: «Святый Авраамий по происхождению своему не был русским, а «иного языка», вероятнее всего болгарином волжским» (Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четиих Миней св. Димитрия Ростовского. Книга дополнительная вторая. М., 1916, с. 506).

5 ПСРЛ. СПб., 1904, т. 13, ч. 1, с. 229, 230.

6 Таушев Н. История Кожеезерского мужского монастыря с описанием жизни и чудес свя-

13

 

 

того преподобного отца нашего Никодима Хозъюгского пустынника, Кожеезерского чудотворца. Архангельск, 1884, с. 2 - 3; Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963, с. 297.

7 Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969, с. 261.

8 Об этом см.: Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV - первой трети XVI в. М, 1988, с. 195 - 201.

9 Подробнее об этом см.: Makarij (Archimandrit). Makarij, Metropolit von ganz Russland. Fragen der Hagiographis. Tausend Jahre Christentum in Russland. Zum Millennium der Taufe Kieverr Rus. Gottingen, Vandehoeck und Rupprecht, 1989, S. 687 - 716. Перечень святых подвижников можно продолжить, назвав преподобного Геннадия Любимоградского († 1565; пам. 23 января), который, будучи в Москве в 1549 году, был восприемником царской дочери Анны при ее крещении (Филарет, архиеп. Черниговский. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Месяц январь. СПб., 1892, с. 235). Кроме того, преподобный Герасим Болдинский (†l544; пам. 1 мая) обращался перед своей кончиной с грамотой к митрополиту Макарию (Андрей, архим. Житие Преподобного Герасима, Боддинского чудотворца. М., 1893. с. 44).

10 Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стб. 502.

11 Никодим, иером. Архангельский Патерик. Исторические очерки о жизни и подвигах русских святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии. СПб., 1901, с. 197 - 198, примеч. 24.

12 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, с.334. Описание рукописи (РГБ, Сол., 182), которую имеет в виду В. О. Ключевский, говоря о Житии преподобного Серапиона Кожеезерского, см.: Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной академии. Казань, 1885, ч. 2, с. 281 - 284. Она содержит по преимуществу Жития северных святых.

13 Денисов Л. И. Монастыри Российской империи. М., 1908, с. 25.

14 Там же.

15 Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764 - 1795 по 1 июля 1890 года. СПб., 1890, с. 164.

16 Филарет, архиеп. Черниговский. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2. Месяц июнь. СПб., 1892, с. 264.

17См.: Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб.,

1841, т. I, с. 462.

18  РГБ, Сол. 182/182. 1741 г., л. 21.

19 Акты социально-экономической истории России конца XV - XVI в. Акты Соловецкого

монастыря 1572 - 1584 гг. Составитель И. 3. Либерзон. Л., 1990, с. 102.

20 Это произошло в 1563 - 1564 гг. (Никодим, иером. Архангельский Патерик, с. 196, примеч. 7).

21 Таушев Н. Кожеезерского мужского монастыря..., с. 7.

22 Денисов Л. И. Монастыри Российской империи. М., 1908, с. 25.

23 Акты исторические. Т. 1, с. 462.

24 Там же. Позднее, в 1601 году, Борис Годунов сослал в Кожеезерский монастырь князя Ивана Сицкого (Соловьев С. М. Сочинения. Кн. 4. История России с древнейших времен. Т. 7-8. М., 1989, с. 383).

25 Соловьев С. М. Цит. соч., с. 229.

26 Филарет, архиеп. Черниговский. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2. Месяц июнь. СПб., 1892, с. 265 - 266. В день его кончины, 98 лет спустя, Петр 1 одержал победу над шведами под Полтавой, но она ассоциировалась с библейским богатырем Сампсоном, так как в этот день празднуется память преподобного Сампсона Странноприимника († ок. 530).

14

 

 

27 Никодим, иеромонах. Преподобный Никодим, пустынножитель Хозъюгский, чудотворец Кожеезерский. Исторические сведения о церковном его почитании с приложением древнего рукописного Жития в полной и краткой редакциях. СПб., 1900, с. 79.

28  Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903, с. 340.

29  Леонид, архим. Святая Русь, или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на

Руси (до XVIII), обще и местно чтимых, изложены в таблицах, с картою России и планом Киевских пещер. Справочная книжка по русской агиографии. СПб., 1891, с. 99. Эти же сведения повторены у Ф.Спасского (Русское литургическое творчество (по современным Минеям). Париж, 1951, с. 295).

30  Таушев Н. История Кожеезерского мужского монастыря. Архангельск, 1884, с. 58.

31 Филарет, архиеп. Черниговский. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2. Месяц июль. СПб., 1892, с. 152 - 153. Образ этого святого см. на цветной вкладке в «Журнале Московской Патриархии». — 1981, № 7, с. 41.

32 Памятники древнерусской духовной письменности. Житие преподобного Никодима, Кожеезерского чудотворца. Православный собеседник, 1865, т. I, с. 199 - 242.

33 Толстой М. В. Книга, глаголемая описание о Российских святых. М., 1887, с. 180. Архимандрит Леонид называет также почитавшихся в Кожеезерской обители подвижников: преподобного Корнилия, а также настоятелей Лонгина, Германа и Боголепа (Леонид, архим. Святая Русь..., с. 100 - 102). Последние, впрочем, не названы в справочном труде П. М. Строева.

34 Аполлос, архим. Начертание жития и деяний Никона, Патриарха Московского и всея России. Изд. 4. М., 1845, с. 12 - 13.

35 «Полуцрен» должен означать «получан», т. е. уменьшенный «чан», так как «црен» означает «чан для выварки соли» (Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. Репринтное издание. М., 1989, т. 3, ч. 2, стб. 1441).

 


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.