Поиск авторов по алфавиту

Автор:Рассказов А. М.

Рассказов А. М. О кресте Христовом.

Среди современных религиозных организаций Свидетели Иеговы отрицают тот факт, что Иисус был распят на кресте.

Но исторически достоверно известно, что распяли Христа на кресте. Рассмотрим аргументы Сторожевой Башни.

Прежде всего они подменяют ветхозаветный обычай распятия на столбе (Смотрите Чис. 25:4), с обычаем римлян распинать на крестах. Известно, что Христос был распят не иудеями, а язычниками: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и приговорят Его к смерти, и предадут Его язычникам (Мк. 10:33 сравните с Мф. 20:19; Лк. 18:32).

Эрик Нюстрем в своем словаре пишет: "Наказание через распятие является медленным убийством человека. При этом пользовались той формой креста, которая нам более известна и состоит из двух кусков дерева различной длины, скрепленных между собою. Были также кресты в форме буквы Т и буквы Х. Распятие на таких крестах было у римлян общепринятой смертной казнью для самых тяжких преступников, как то: разбойников, мятежников и тому подобных… Благодаря римлянам, оно было введено также в Палестине, и это наказание применили к Иисусу"[1].

Орудие, на котором Сын Божий должен был отдать Себя в жертву за весь мир и его форма даны в Ветхом Завете. Согласно Павлу, все описанное в Писании до рождения Христа было тенью: "будущих благ" (Евр. 10, 1), поэтому в Ветхом Завете все по большей части имело прообразовательный смысл.

Самое первое указание на форму креста дается в книге Бытия, где описывается благословение Иаковом двух сыновей Иосифа, рожденных от жены (язычницы по происхождению) в Египте Манассии и Ефрема (Быт. 41: 50-51). В этом месте Иаков говорит Иосифу, что эти два сына Иосифа (внуки Иакову), становятся после благословения как бы сынами Иакову, т.е. они входят в число народа Божьего и становятся полноправными родоначальниками колен Израилевых наравне с братьями Иосифа. Все это напоминает слова апостола Петра: “некогда не народ, а ныне народ Божий” (1 Пет. 2: 10). Исполнение этих слов стало возможным за счет смерти Христа, каким же образом, посредством чего два сына Иосифа стали сыновьями Иакову?

Быт. 48, 13-14 Иосиф поставил Ефрема по правую сторону от себя, а Манассию - по левую, так что Ефрем оказался по левую сторону от Израиля, а Манассия - по правую. Но Израиль скрестил руки и положил правую руку на голову младшего мальчика, Ефрема, а левую руку на голову Манассии, так что на Манассии оказалась его левая рука, хотя Манассия и был первенец. (Современный перевод).

Таким образом, посредством креста два сына Иосифа получают право стать родоначальниками двух колен Израилевых, это явный прообраз того, что "некогда не народ, а ныне народ Божий" (1 Пет. 2: 10).

Во второй раз прообраз креста мы встречаем в книге Исход, когда народ Израиля сталкивается с Амаликом противоставшим ему. Моисей посылает Иисуса Навина в бой против этого народа, а сам молится поднявши в разные стороны руки, изображая собою крест. Когда он опускал руки, тогда народ Израиля проигрывал, когда же поднимал, тогда Израиль выигрывал. Все это опять прообраз, "тень будущих благ". Любой народ, противостоящий народу Бога, автоматически становится противным Богу, является образом диавольских сил. Иисус Христос пришел на землю, чтобы погубить дела дьявола (1 Ин. 3: 8), а потому Он выходит с ним на смертный бой, победа достигается за счет креста, не случайно апостол Павел именно эту доктрину Христианства считает самой важной, когда говорит: "мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн (skandalon), а для Еллинов безумие" (1 Кор. 1: 23). Точно так же в Ветхом Завете крест помогает победить Иисусу Навину, прообразовавшему собою Вечного Первосвященника. На это место ссылается во II веке мученик Иустин, когда доказывает иудею Трифону истинность Евангелия: "Когда народ воевал с Амаликом и сын Навина, названный Иисусом, управлял сражением, то сам Моисей молился Богу, распростерши руки свои на обе стороны; Ор же и Аарон поддерживали их весь день, чтобы они не опустились от его утомления. Ибо если он что-нибудь опускал из этого знамения, представляющего крест, то, как написано в книгах Моисея, народ был побеждаем; если же он оставался в этом положении, то побеждаем был Амалик в той же степени, и сильный имел силу от креста. Не потому народ одерживал победу, что Моисей так молился, но потому, что в то время как имя Иисуса было во главе битвы, сам он делал знамение креста"[2].

Исх. 17, 9-13 Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.

  В своих разговорах со Свидетелями Иеговы мне часто приходилось сталкиваться с попыткой увильнуть от этого фрагмента Писания тем, что, дескать, Моисей поднимал руки к верху, в смысле держал их над головой. Но данный вывод не позволяет сделать сам текст, говорящий " Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны" в литературе Общества "Сторожевой Башни", которая, согласно журналам Сторожевой Башни предоставляется Иеговой: "Иегова предоставил нам свое Слово и основанные на Библии публикации” (Сторожевая Башня. 15.01.2001 Стр. 7), Моисей изображается так как это описывается Библией.

Греческое слово "stauron" в словаре Свэнсона и Джеймса передается следующим образом: "Крест (столб (шест) вставленный в землю с поперечной частью)"[4]. В словаре Баркли М. Ньюмана также значение этого слова "крест"[5]. Свидетели Иеговы обычно ссылаются на то, что это слово переводится как "кол", "столб", но дело в том, что так это слово переводилось в классическом греческом языке, но не на языке "койне" на котором написан весь Новый Завет.

В изданиях "Сторожевой Башни" Иисус изображается распятым на столбе, Его руки прибиты одним гвоздем[6]. Это изображение переходит из одного издания в другое, но Писание опровергает подобные изображения. Фома для своего удостоверения просит увидеть раны на руках от гвоздей:

Ин. 20, 25 И другие ученики сказали ему: "Мы видели Господа!" Но он сказал им: "Пока не увижу на его руках отметин от гвоздей, и не вложу свой палец в отметины от гвоздей, и не вложу свою руку в его бок, ни за что не поверю. (По переводу Нового Мира)[7].

Исторически известно, что в местах раннехристианских встреч использовались изображения креста. Так при раскопках Помпеи и Геркуланума, погибших в 79 году по Р.Х., были найдены изображения крестов и библейских сюжетов[8].

Также раннехристианские свидетельства говорят о том, что Христос был распят на кресте. Несмотря на это теологи Свидетелей Иеговы говорят о том, что "к середине III века н.э. церкви либо отступили от некоторых учений христианской веры, либо исказили их. Чтобы усилить влияние отступнической церковной системы, церкви принимали язычников без возрождения верой и позволяли им сохранять свои языческие знаки и символы"[9].

Интересно выглядит это заявление в свете приведенных выше библейских цитат о кресте, а также согласно свидетельству археологических раскопок. Но проверим эти высказывания в свете раннехристианских свидетельств - свидетельств ранних христиан живших до середины III века.

Автор Послания Варнавы. Самые критичные исследователи датируют это сочинение 140 годом. Другие же считают его подлинным автором апостола Варнаву, спутником апостола Павла и датируют его более ранним сроком. В ранней Церкви оно пользовалось очень высоким авторитетом и часто располагалось в кодексах Нового Завета. Так в этом Послании говорится: “Итак, узнайте, чада, о всем обстоятельно. Авраам, который первый ввел обрезание, предвзирая духом на Иисуса, обрезал дом свой, содержа в уме своем таинственный смысл трех букв. Писание говорит: “обрезал Авраам из дома своего десять, восемь, и триста мужей” (Бытие 26: 27 сравните с 14: 14). Какое же ведение ему дано было в этом? Узнайте сперва, что такое десять, восемь, и потом что такое триста. Десять и восемь выражаются, - десять буквою иота (I), восемь – буквою ита (H), и вот начало имени Иисус. А так как крест в образе буквы тав (T), должен был указывать на благодать искупления, то и сказано: “и триста”. Итак, в двух буквах открывается имя Иисус, в одной третьей крест”[10].

Мученик Иустин (~100 - 155 (166)) в разговоре с Трифоном говорит: “Бог и другим образом показывает силу таинства креста, говоря через Моисея в благословении, которым Он благословляет Иосифа: "от благословения Господня земля его, от перемен неба и от росы, от глубины источников внизу, от плодов, приносимых солнечными обращениями в свое время, и от схождений месячных, от вершин гор древних и от вершин холмов и постоянных источников и от полноты плодов земных: и то, что угодно Явившемуся в купине, да придет на голову Иосифа и на верх головы, того, который прославился между братьями. Красота его как первородный быка, и рога его - рога единорога, ими он избодет народы зараз от края земли" (Втор. 33: 13- 17). Но никто не скажет и не докажет, чтобы рога единорога находились в какой-нибудь другой вещи или фигуре, кроме образа, выражающего крест. Ибо здесь оно дерево прямое, которого самая верхняя часть возвышается на подобие рога, когда к нему поперек прилагается другое дерево, на которое возводятся распинаемые, также выдается на подобие рога и представляет вид рога, когда оно слажено и утверждено с другими рогами”[11].

Мученик Ириней Лионский (ум. ~ 202 г.) пишет о форме креста: “И самый вид креста имеет пять концов, два по длине, два по ширине, и один в середине, на котором опирается пригвожденный”[12].

Тертуллиан (~160 - 235) пишет в своем сочинении “К язычникам”, которое датируется между 198-206 г.г.: “Всякий установленный вертикально столб представляет собою часть креста, и даже большую его часть. Правда, нам вменяется в вину цельный крест, то есть с перекладиной и выступом для сидения”[13].

Как видно из всех этих свидетельств крест был известен христианам задолго до середины III века, а потому выкладки Сторожевой Башни не соответствуют ни Библии, ни историческим свидетельствам ранних христиан, ни археологии. Помнится в одной из наших бесед один Свидетель был вынужден признать, что Рутерфорд[14] отказался от креста для того, чтобы отличить Свидетелей от Организации "Сторожевой Башни".

Напоследок хотелось бы добавить еще один интересный факт. Свидетели обычно говорят, что слово “stauron” переводится только как столб, но никак крест. Тогда возникает вопрос, а каким же словом выражается понятие креста на греческом языке, другого слова нет. Получается, что понятие есть, а слово, которым бы оно выражалось - нет!!!

ПОЧИТАНИЕ КРЕСТА.


Согласно Писанию крест обладает силой, которая может охранить верующего человека. При этом это не какой-то магический символ или амулет, который действует сам по себе. Без веры в искупительную жертву Иисуса Христа этот символ не имеет никакого значения. О силе креста говорит апостол Павел:

1 Кор. 1, 18 Ибо слово о кресте для погибающих есть безумие, для нас же, спасаемых, есть сила Божия.

В Ветхом Завете все, что прикасалось к жертвеннику, освящалось:

Исх. 29, 36-37 И тельца за грех приноси каждый день для очищения, и жертву за грех совершай на жертвеннике для очищения его, и помажь его для освящения его; семь дней очищай жертвенник, и освяти его, и будет жертвенник святыня великая: все, прикасающееся к жертвеннику, освятится.

Исх. 30, 28 Жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится.

Крест - это жертвенник на котором Христос был принесен в жертву, поэтому он освящает все прикасающееся к нему. Знамение креста употреблялось ранними христианами. В сочинении О венце Тертуллиан свидетельствует: “Во всех путешествиях и передвижениях, каждый раз уходя из дома и возвращаясь обратно, надевая обувь, принимая ванну, садясь за стол, зажигая свечи, ложась или садясь, во время любого своего занятия, мы осеняем себя знамением креста”. (О венце, гл. 3).


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.