Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, святитель

Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский, свт. Толкование на Иов III

1. На целую главу (Иов. III  1).

Сравнивая все бедствие на земле и весь труд с блаженным пребыванием в раю, священные пророки и апостолы воздыхают над этим миром. Действительно, относительно нынешних дней божественный Павел учит нас в кратких словах, в которых говорит; дорожи временем, потому что дни лукавы 2). И о Христе говорит: за грехи наши отдал Самого Себя, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века 3). И далее говорит: находясь в этой хижине мы воздыхаем 4). И Давид плачет: горе мне,—проживание мое продолжилось 5). И Иеремия говорит: проклят человек, который принес весть отцу моему: вот у тебя родился сын 6). Для чего же это я вышел из утробы? Это голос скорбящего и отягченного, не переносящего первого дня бытия.

Такова и цель речей Иова, великого борца; ибо он, не будучи в состоянии примирить жизнь настоящую с прежнею, бедность и нужду с жизнью в богатстве, когда у него были в изобилии стада скота и овец, а также с настоящею бездетностью прежнее благочадие, или болезнь с здоровьем, сказал это, хотя на самом деле ему можно было считать благословенными те дни, в которые он получил все, что есть в этом мире, проклятыми же считать только те, в которые он терпел противоположное, даже не такое, какое он испытал [в последнее время]. Ибо каким образом столь великий борец, размысливши с самим собою и о том, как все дни.—как настоящие, так и прежние,—были для него днями зла, возвратившись к самому началу, проклинает первый день и ночь в которую родился? И да не войдет она в дни года, говорит он,— и да не считается в числе месяцев 7), такого рода дней и годов,—

1) Напечатано у Joh. Pitra, Analecta sacra spicilegio solemensi parata. X. 3. Parisiis 1883 p. 589—591.

2) Ефес. V, 16. 3) Гал. IV, 1. 4) 2 Kop. V, 4.

5) Пс. CXIX, 5. 6) Иерем. XX, 15. 7) Иов. III, 6.

 

 

567

каких? И иное также обдумывает, говоря: помыслил я о днях древних и летах вечных 1), но таких, которые не измеряются подобным временным расстоянием. Ночь та да будет печальною, и даже не войдет в нее веселие и радость 2).

Он говорил то, что естественно пришло ему [на мысль]: пусть никогда не придет истинное веселие и радость на этот день и ночь, но пусть проклянет ее — говорит — проклинающий тот день, намеревающийся одолеть великого кита 3). Опять и здесь пророк так намекает, как будто дни по природе бывают такими, когда говорит: проклят день тот, присоединяя потом: проклянет его проклинающий день тот, не с тою целью, чтобы это теперь совершилось; но пусть совершится то, что совершается, говоря: пусть проклянет этот день тот, кто намерен одолеть великого кита, как будто есть что-нибудь общее между великим китом и тем днем, именно совершить теперь, чтобы кит был пленен. Ибо он тогда впервые берет в руки человека, когда приходящая в бытие душа делается во всем подвластной так называемому духу мира. Не радуется же и этот и всякий святой в этот день, в который радуется кит.

 


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.