Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, святитель

Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский, свт. О Святой Троице

2. О Святой Троице 1).

Из того, что в нас, можно познать и то, что выше нас, ибо и Ветхий и Новый Завет знает проповедовать единого Бога с Словом и Духом,—отсюда и Троица единосущная. Ибо Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их 2) — отсюда и единица в Троице познается. Итак, из нашего примера молено познать и божественное. Ибо в книге Бытия Бог говорит: сотворим человека по образу Нашему и по подобию 3). Он берет не видимое в человеке, но умопостигаемое, ибо видимое сложно, а Бог прост и несложен; умопостигаемое же есть ум, слово и дух человека. Сии три равны в человеке, ибо и ум рождает слово, и слово движет ум, и ни ум [не бывает] отдельно от слова, ни слово без ума. Подобным же образом слово исходит из ума, когда в нас есть и дух. Сии три равны в нас, так как не могут быть отделены друг от друга. Итак, ум остается умом, рождая слово, и слово остается словом и дух остается духом. Так должно мыслить и относительно божественной сущности; потому что Отец остается Отцем и не делается Сыном, и Сын остается Сыном и не есть Отец, и Дух остается Духом и не есть ни Сын, ни Отец, но Дух Святый. Ибо Отец рождает Сына и есть Отец, и рожденный Сын есть Слово и остается Сыном; подобным образом и Святый Дух, иже от Отца исходит 4) есть Дух Святый, Которым все освящается. Итак, Отец, Сын и Святый Дух— Троица единосущная. И в нас, созданных по образу Божию, есть ум, слово и дух, три нераздельных и равных. И ум

1) Из рукописи Мюнхенской Королевской Библиотеки (Cod. graec. Monae. D IX, bomb., 4°, Saec. XV), p. 368 sq., напечатан С. P. Caspari в Theologisk Tidsskrift. Ny Raekke. VIII. Christiania 1882, S 53—59.

2) IIc. 36, 6. 3) Быт. 2, 26. 4) Иоан. 16, 23.

 

 

564

рождает слово бесстрастно; но слово не может произойти из ума отдельно от духа. Отсюда и в нас три ипостаси, но един человек по умопостигаемому в трех ипостасях [именно] в том, что мы имеем ум, слово и дух.

3. Сей 1) есть Тот, Который некогда вывел первый народ из Египта; Сей есть Тот, Который в конце времен всех нас, т. е. человеческий род, свободил от смерти и вывел из преисподней. Сей есть Тот, Который, как овча был закалаем и считался между овцами; но в конце времен Он Сам был заклан за нас: Пасха наша пожрен бысть Христос 2).

4. Бог не подпадает власти природы; но чего хочет Бог, то и есть природа.

5. Безумен и безрассуден тот, кто утверждает, что Бог Слово претерпел страдание вместе с своим храмом [т. е. телом] 3).

6. Из произведения на слово: яко идол ничто же есть в мире (1 Кор. VIII, 44).

Честь, воздаваемая истинно сущему Богу, безусловно есть честь и для самого чтущего; честь же, воздаваемая не сущему Богу, напротив служит бесчестием и для самого почитающего.

Если естество противодействует, то все тщетно.

7. Из трактата «О воскресении» 5).

а) Иисус часто был приглашаем на вечери и в присутствии всех ел и пил, и делал это не для того, чтобы обмануть (зрителей) и не призрачно только, как некоторые думают. Всю эту пищу Он принимал, чтобы распростра-

1) Этот и следующий фрагменты напечатаны у Joh. Pitra, Analecta sacra spicilegio solesmensi parata. T. 4. Parisiis. 1883, p. 386.

2) Кор. V. 7.

3) Напечатан y Assemanus, Bibliotheca Orientalis, t. 3, pars I, p. 542 a.

4) Сохранился в Sacra Parallela; см. K. Holl, Fragmente vornicänisclier Kirchenväter aus den Sacra Parallela. Leipzig 1899, S. 159.

5) Напечатан у Joh. Pilra, Analecta Sacra spicilegio solesmensi parata. T. 4, Parisiis 1883, p. 376—377.

 

 

565

нить о Себе молву, что Он ядца и виноиийца. Если же кто-нибудь скажет, что Он ел и пил призрачно и зрители называли Его ядцей и винопийцей, потому что не знали истины, — кто так думает, пусть убедится тем, что сказано: пришел Сын Человеческий, чтобы есть и пить 1). Каким же образом кто-нибудь осмелится сказать, что Он не ел и не пил. Это значило бы не верить тому, чему Он учил.

б) Также и обрезание, которым Он был обрезан, не препятствует нам говорить, что обрезано было тело, подобное нам.

в) Всем известно, что изъяснено было относительно обрезания крайней плоти; поэтому обрезание может смутить противников, которые не в состоянии доказать [существования такого] духовного тела, которое было бы обрезано земным железом. Поэтому многие не признавали недостойным писать о крайней плоти и составлять о ней трактаты, чтобы показать, что ее нет, у существ духовной природы. Не меньше ими ставятся в затруднение и те, которые утверждают, что тело Христа было душевно (ψυχικόν). Ибо в [в таком случае] для нас возникает то же сомнение относительно крови и воды, которые истекли из бока, когда одним из воинов он пронзен был копьем. Но тому, кто уразумел уже сказанное, знаки гвоздей на Его теле показывают, что у Него была истинная плоть, а не божественная плоть, которая выше язв.

г) А если это так, то не будем обращать внимания на тех, которые говорят, что Он родился чрез Марию, а не от Марии, как об этом определенно учит Павел, говоря: ибо когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего, и Он [родился] от жены и подчинился закону, чтобы искупить подзаконных а). Ибо он не сказал, что Он был чрез жену, но от жены.

д) Но вместе с тем думают, что это был как бы призрак. Ибо то, о чем думают, что оно плоть и что всем людям представляется плотью, когда оно на самом деле не плотского естества, должно считаться не чем иным, как призраком.

 


Страница сгенерирована за 2.14 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.