Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Крещение Руси

Судьбоносный выбор

Крещению Руси предшествовали годы осмотрительного изучения всего того, что тогдашний мир предлагал с точки зрения религиозного выбора. И из всего многообразия предложений князь Владимир сделал судьбоносный выбор, приняв веру православную. А поскольку Крещение князя не было только его личным делом — ведь крестился глава народа! — то его выбор стал выбором всего народа.

Можем ли мы представить, насколько трудным был этот шаг для святого князя Владимира? Каждый из своего личного опыта знает, как сложно противиться устоявшимся традициям и обычаям, даже если это дурные обычаи. Они входят в плоть и кровь людей, они создают некую внешнюю культуру, выйти из которой означает совершить мужественный поступок — поступок, несомненно сопровождаемый отрицательным к себе отношением других. Так было и во времена князя Владимира.

22

 

 

Современники упрекали князя в том, что он предался иноземцам — тем, кто, мол, навязал нам эту веру. Многие роптали, потому что отменялись привычные русичам обычаи. Отеческая языческая вера была близкой и понятной. Она потакала человеческим страстям, она раскрепощала инстинкты, она сопровождалась как бурными застольями, так и кровавыми жертвоприношениями. Та вера формировала не только национальный облик народа, но и некую видимую культуру, психологию и само мировоззрение.

Были и такие, кто говорил, что князь делает неправильный выбор. И мы точно знаем, что многие из народа не одобрили его, потому что душой оставались язычниками. Им было трудно порвать со свободой языческих нравов и принять новые обязательства пред Богом, которые требовали духовного подвига, самоограничения — того, что было противно языческому образу жизни.

Однако великий князь сделал решительный шаг в другую сторону. Подобно равноапостольному царю Константину, князь Владимир не побоялся пойти наперекор воззрениям своей дружины и бояр — правящего класса Древней Руси, связывавшего языческие культы с властью, с богатством, с плодородием. Не устрашился он и гнева толпы, подстрекаемой жрецами и готовой

23

 

 

совершать кровавые жертвоприношения. Как Моисей, услышавший призыв Господа: Выведи из Египта народ Мой (Исх. 3, 10), князь Владимир вывел Русь из языческого плена и поставил на светлую стезю исповедания Христа как Бога и Спасителя.

Народ крестился, народ
принял веру...

1 августа (по ст. ст.) 988 года в Днепре были крещены киевляне — по приказу князя, хотя многие сами имели потребность в таком действии, потому что в Киеве уже до того были греческие священники, привезенные еще бабкой князя Владимира, княгиней Ольгой, и даже в дружине князя были христиане. То, что произошло тогда в Киеве, имело огромное значение для последующей жизни всей Киевской Руси. Для государства, для народа это означало смену исторического курса.

Народ крестился, народ принял веру; после этого началось строительство храмов и распространение Православия по всей территории огромного Киевского государства. Если говорить о внешней жизни, то богослужение требовало наличия книг. Богослужение без книг совершать невозможно, а вот книг на Руси и не было. И получать их стали из Болгарии, где переводы с греческого появились, как известно, в результате трудов святых равноапостоль-

24

 

 

ных Кирилла и Мефодия и их учеников. Эта кирилло-мефодиевская письменная традиция перекочевала на Русь. Люди стали использовать тексты, а значит, изучать грамматику, язык — и появилась письменность. А письменность, книжность — это система связей, система коммуникаций. И посредством этой системы Русь вошла в культурную жизнь Европы.

Русь вошла в культурную
жизнь Европы

Почему Европы, а не только Византии? Потому что Европа была единой, не было еще разделения Церквей, и Византия являлась органической частью единой Европы, причем самой просвещенной, самой, как мы сейчас сказали бы, продвинутой. Восприняв веру из Восточной Римской империи — Византии, Русь в полной мере приобщилась и к Божественному Откровению, и к величайшей культурной традиции своего времени, творчески восприняв и развив ее.

Не огнем и мечом, но словом
истины и любовью...

Равноапостольный князь Владимир, выйдя из купели Крещения, не огнем и мечом, но словом истины и любовью объединил народ и создал великое Отечество — от Галиции до Волги, от Балтийского до Черного моря, — равного которому

25

 

 

уже тогда не было в Европе. Древняя Русь оказалась наравне со всеми другими европейскими странами — об этом красноречиво свидетельствуют браки, которые заключались с представителями правящих домов Западной Европы.

Вместе с христианством была принята система ценностей, которой не существовало в языческом обществе и которая во многом стала определять отношения людей не только в семье, но и в обществе. Начала формироваться личная и общественная мораль. Нельзя сказать, что все стали святыми людьми. Много было и разбойников. Не так быстро осуществлялась христианизация народа, да и князья-христиане нередко проявляли жестокость, воевали друг с другом — чего только стоит соперничество Москвы, Твери и Рязани! Но тем не менее в духовной жизни людей произошли глубинные перемены, которые стали усиливаться с течением времени.

Святой Владимир
привел нас к граду Небесному

Святой Владимир привел нас к граду Небесному. Не оставил князь попечения и о граде земном: ничем не умалил он достоинства русов, ничем не умалил достоинства Киевской державы, приведя народ свой к граду Небесному. Вспоминая слова апостола Павла, мы можем сказать,

26

 

 

что именно со времен князя Владимира мы не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2, 19).

Современные историки часто склонны усматривать в Крещении Руси реализацию неких исключительно политических амбиций князя Владимира, таких как союз с Византией, укрепление своей личной власти и распространение влияния на соседние славянские племена. Но вдумаемся: если бы выбор делался только ради тактических политических целей, смогла бы Русь стать великой страной-цивилизацией, смогла бы она преодолеть глубокие внутренние кризисы и тяжелейшие внешние испытания? — Определенно нет. Иначе она так и осталась бы навсегда небольшим, второстепенным государством, балансирующим между сиюминутными политическими страстями и экономической выгодой. Вне всякого сомнения, выбор, сделанный князем Владимиром, обусловлен причинами иного порядка.

В крещальной купели замкнулась

связь между каждым киевлянином,

крестившимся в Днепре, и Господом

Каждый знает, что такое Крещение. В Крещении мы получаем благодать Святого Духа, входим в общину апостолов, которая именуется Церковью, устанавливаем личную связь с Богом. Именно в Крещении

27

 

 

и Миропомазании замыкается связь между Богом и человеком.

Если бы Крещение Руси было только культурным актом, а не соединением людей с Богом Живым через Господа Иисуса Христа, то, наверное, все было бы разрушено в ходе трагической истории нашего народа, сгорело в огне войн, междоусобных браней, разрушилось бы под влиянием мощных интеллектуальных сил, которые воздействовали на наш народ, нередко желая оторвать его от Бога. Чего только стоило XX столетие... Но мы как народ и как Церковь прошли через эти испытания! И не существует никакого другого института, кроме Православной Церкви, который, преодолев все эти испытания, сохранил бы свое единство и свою духовную силу. Это произошло не потому, что во главе Церкви — умные и образованные люди и духовенство честно исполняет свой долг, но именно потому, что в крещальной купели замкнулась связь между каждым киевлянином, крестившимся в Днепре, и Господом. А затем Крещение распространилось на всю Русь.

А овцы за Ним идут, потому
что знают голос Его
(Ин. 10,4)

Говоря о Крещении Руси, хотел бы также напомнить вам слова из Евангелия от Иоанна, где Господь паству Свою, то есть всех нас, называет овцами: А овцы за Ним идут,

28

 

 

потому что знают голос Его (Ин. 10, 4). Те, кто жил в деревне, в селе, кому приходилось пасти овец, знают, что это не очень умные животные, ими трудно управлять, трудно быть пастырем для овец. Почему же Господь Свою паству назвал овцами? Конечно, не потому, что Его паства глупее других, что у нее меньше знаний, но потому, что сила ума любого человека несоизмерима с величием и могуществом Божиим и мы, все люди земли, — овцы пред Богом.

Мы знаем, что существует иной взгляд на мир и на Бога. Некоторые Бога отвергают, некоторые горделиво противопоставляют себя всему тому, что известно о Боге из Его Слова. Одни бросают Богу вызов, другие возводят хулу на имя Божие, но все они — овцы, только не слышат голоса своего Пастуха, своего Пастыря. Какие же голоса слышат люди сегодня? Те, которые громко звучат, которые привлекают своей силой — либо той, что опирается на человеческие знания и логику, либо той, что посредством денег трансформируется в огромную мощь средств массовой информации... Есть еще голос, который мы все иногда слышим отчетливее, чем голос Божий. Это голос нашей плоти, голос греха, и мы отзываемся на этот голос и идем за ним, не ведая, что творим, ибо это не голос нашего Пастыря.

В сравнении людей с отарой овец необходимо отметить еще один важный момент.

29

 

 

Опять-таки тот, кто пас овец, знает, как они все устремляются туда, куда направляется одна из них, как они беспечно идут по пути, который может привести их к гибели. Это психология стада: делай так, как делают другие, ни о чем не размышляй, никого не слушай! Кто-то позвал — иди за ним! А если этот зов многократно усиливается средствами массовой информации, звучит со страниц журналов, газет и в Интернете, то его нельзя не услышать!

Способность распознавать
добро и зло

Как же разобрать, что это — голос Божий или голос врага рода человеческого? Есть ли у нас хоть какой-то внутренний инструмент, хоть какая-то возможность различать голоса, различать духов? (1 Кор. 12, 10). Мы знаем, что Бог сотворил человека по образу Своему. Он вложил в нас способность распознавать добро и зло: это голос нашей совести, это состояние нашей души, когда мы ощущаем внутренний мир, покой, радость — не веселье временное или пьяное, не буйство человеческой страсти, а тихую радость в сердце, либо чувствуя любовь к нам и радуясь этой любви, либо созерцая красоту Божиего мира или гармонию, творимую человеком. Если все это прекрасное, входя в нашу душу, привносит в нее мир и покой и отображается нашей

30

 

 

добротой к окружающему миру, то это и означает, что мы слышим голос Божий.

Внутренний камертон. Блаженны

чистые сердцем, потому что они
увидят Бога (Мф. 5,8)

Но не всякий человек, имея этот инструмент опознания Божественной истины, способен его безошибочно употребить, потому что каждый из нас, будучи свободным, может этот внутренний камертон разрушить или настроить на неправильную волну. Тогда злое мы будем воспринимать как доброе, греховное — как святое, ложь — как правду. Именно поэтому говорит Господь: Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога (Мф. 5, 8). Сердечная чистота, сохранение святости и внутреннего мира — это и есть критерий истины, это и есть инструмент, безошибочно определяющий, что от Бога, а что от иной — темной и страшной — силы. Именно через святого равноапостольного великого князя Владимира вошла в языческое племя Божия истина, именно через его подвиг вооружились мы критерием истины, мерилом правды.

Божия правда

В Священном Писании есть удивительная притча, в которой Господь говорит о Царствии Божием, Царствии Небесном. Оно уподобляется человеку, который нашел

31

 

 

клад под землей, а потом пошел и продал все, что имел, чтобы купить ту землю. Уподобляется Царствие Божие купцу, который, найдя жемчужину дорогую, желанную, продал все, что имел, для того чтобы обрести ее (см.: Мф. 13, 44-46).

Духовный подвиг князя Владимира сродни исполнению этой притчи. Он отдал все свои прежние жизненные ценности, философию язычника, чтобы обрести новую доминанту, которой для него стала Божия правда. Он воспринял Божию правду как доминанту своей жизни и восхотел, чтобы она присутствовала и в жизни народной. Так и произошло: Русь проходила через огромные трудности, но всегда стремилась реализовать Божественный идеал в жизни. Русь называют Святой именно потому, что идеалами народной жизни стали святость и Божия правда.

32


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.