Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Великий князь Владимир: путь от язычества к святости

Князь Владимир преобразовал
не только себя, но и Древнюю Русь

Крещение Руси было событием огромного исторического, цивилизационного масштаба. Ученые говорят о его значении для укрепления единого Русского государства, об открытии возможностей для русов, как тогда называли наш народ, иметь общение и с православным Востоком, и с Западом, который тогда составлял единую Церковь вместе с Востоком. Все это действительно имело большое значение и повлияло

7

 

 

на развитие культуры и искусства, на становление государственности, на храмостроительство и на многие другие стороны жизни.

Но давайте подумаем о том, что произошло в душе князя Владимира, а затем и в душах людей, которые после крещения в Днепре развернулись в сторону Христа Воскресшего и пошли Ему навстречу. Князь Владимир был мужественным и очень жестким правителем. Так в то время и бывало: чем больше власти имел человек, тем больше он проявлял несокрушимую силу и жестокость. Князь действовал решительно и не всегда справедливо. Никто не мог перечить великому князю, и он правил единолично, твердо и жестоко. Многие приветствовали подобный образ правления, потому что Владимиру удалось достичь многого, хотя и не всего. Ему никак не удавалось окончательно объединить Русскую землю, найти внутреннюю силу для поддержания этого единства. И удивительным образом, приняв Христа не по каким-то политическим и прагматическим соображениям, князь Владимир прежде всего меняет свой образ жизни: он распускает гарем, освобождает невольников, он венчается браком с царевной Анной, принадлежавшей к Константинопольскому императорскому дому. Он настолько меняется внутренне, что пораженный народ, который трепетал

8

 

 

от страха при виде своего правителя, начал называть его Красным Солнышком. Не мог народ так назвать своего правителя из чувства страха — так можно называть только из любви. А любят люди не тех, кто внушает страх, а тех, от кого исходит любовь, ведь страх разделяет, а любовь соединяет. И князь Владимир, опираясь на великую силу христианского послания миру, восприняв нравственные нормы Евангелия, преобразил не только себя, но и Древнюю Русь, ставшую единым мощным государством, свой народ, который вдохновлялся словом Божиим.

«Похвалим же и мы... нашего
учителя и наставника...»

Суть его подвига замечательно выразил в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» святитель Киевский Иларион. «Все страны, и города, и народы, — пишет он, — чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей... великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира». Его мудрый выбор изменил весь ход истории Руси, ибо принес нам весть о Спасителе мира Христе — Немеркнущем Солнце правды, озаряющем Своим Божественным светом человеческое бытие. Благодаря равноапостольному князю Владимиру наш

9

 

 

народ оказался под Покровом усердной Заступницы и скорой Помощницы — Пречистой Девы Богородицы, простирающей над землей нашей Свой честной омофор. Благодаря этому святому правителю была основана Церковь Русская, которая вот уже более тысячи лет несет людям слово жизни, любви и мира и в которой мы, как и наши предки, обретаем Царство Небесное.

Из жизни дохристианской
Киевской Руси

Личность Крестителя Руси — великого князя Владимира Святославича — всем хорошо известна по учебникам истории. Отец Владимира князь Святослав, победитель Хазарии, был сыном князя Игоря — того самого Игоря, которого непокорные древляне разорвали на двух деревьях и за которого отомстила его жена — княгиня Ольга, первой из русских правителей ставшая христианкой.

У Владимира было два брата — Ярополк и Олег. После смерти Святослава Ярополк стал княжить в Киеве, Олег — у древлян, а Владимир — в Новгороде. Ну, казалось бы, три брата, три удела — живите в мире! Но происходит прямо противоположное: Ярополк убивает Олега и собирается идти на Новгород, чтобы убить Владимира, своего второго родного брата. Владимир, понимая, что не справится с дружиной

10

 

 

Ярополка, бежит к варягам и собирает войско. Ярополк возвращается в Киев. Но теперь уже Владимир, обретший военную силу, достаточную для захвата Киева, идет против родного брата, хитростью заманивает его к себе и убивает. Вот картина из жизни дохристианской Киевской Руси. Три брата — три смертельных врага. Нужно сказать, что и после принятия христианства были междоусобные брани, были и случаи убийств, но они уже не были обыденными явлениями, которые не получали никакой критической оценки со стороны людей. А до того ситуация, когда три брата — маленькая звериная стая, была некой нормой.

Что касается личной жизни Владимира, то он женился на полоцкой княжне Рогнеде, а когда убил Ярополка, взял в жены и его жену- гречанку. Кроме того, у него было множество наложниц — вот такая семейная жизнь.

Владимир был сластолюбивым, жестоким правителем. Жажда власти, денег и наслаждений была главной целью его жизни, как, впрочем, и других правителей того времени. Потому и войны вели, и земли захватывали, чтобы расширить власть и увеличить возможность повелевать другими. Руси боялись: могущественная Византия и та платила дань, чтобы не ссориться с русами. Князь Владимир захватил город Корсунь, который мы сегодня называем

11

 

 

Севастополем, — в ту пору там была византийская колония. Захватив Корсунь, он выставил ультиматум двум соцарствующим византийским императорам — Василию и Константину: «Отдайте свою сестру Анну мне в жены, и тогда не пойду дальше на Византию». Императоры ответили согласием, но только при одном условии: если Владимир примет Крещение.

Он принял Крещение, обретя зрение не только физическое, но и духовное

И мы знаем, что святой равноапостольный князь Владимир пришел ко Христу — пришел смиренно, сняв с себя княжеские одежды. Он принял Крещение, обретя зрение не только физическое (по преданию, перед Крещением князя внезапно поразила слепота), но и духовное, — зрение смыслов человеческого бытия.

«Сошло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога. И воссиял разум в сердце его, чтобы уразуметь суету идольской лжи, взыскать же Бога Единого, создавшего всю тварь, видимую и невидимую». Такими удивительными словами описывает митрополит Иларион произошедшие с князем Владимиром духовные перемены.

12

 

 

Новый отсчет в жизни

Вот здесь и начинается новый отсчет в его жизни. Приняв Крещение, князь Владимир женился на Анне. И как будто подменили этого разгульного, жестокого, коварного князя! Он начал строить храмы, кормить нищих, заботиться о больных. Неимущих в древнем Киеве потчевали рыбой и квасом. Разве такое можно представить себе в то время, когда князь Владимир был язычником?!

«Как открыл ты свое сердце Богу?»

Пытаясь проникнуть в тайну князя Владимира, понять этого великого человека, митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» обращает к нему вопросы, которые отражали, видимо, недоумение общества того времени: «Как открыл ты свое сердце Богу? Как принял страх Божий? Как проникся любовью к Богу?» Почему он задает эти вопросы? Да потому что обращение князя Владимира не было делом очевидным. Его обращение не проистекало ни из условий жизни того времени, ни из культуры самого князя; и, хотя ученые утверждают, что для этого были некие политические предпосылки, тем не менее веру из-за политики люди не меняют. Да и сменить веру тогда означало бросить вызов очень многим, как это и случилось, вызвав у одних недоумение,

13

 

 

а у других — обвинение. Но над всем этим вознесся жизненный подвиг святого равноапостольного князя Владимира.

Князь Владимир искал истину

Чего же не хватало князю Владимиру с точки зрения материального могущества? Силы, процветания, уважения других? Он имел все. Страна крепла, поднималась, становясь все сильнее. Но, будучи внутренне неудовлетворенным, князь Владимир искал некий духовный выход из той ситуации, в которой находились он и его народ. Если отложить в сторону все историософские рассуждения, основанные на политическом и экономическом анализе, то остается самое главное: князь Владимир искал истину.

Язычество не могло отвечать высоким духовным запросам

Проведя в походах много времени, стремясь объединить разрозненные славянские племена под своей властью, князь понял, что главным препятствием для создания сильного централизованного государства является отсутствие духовного, религиозного единства между различными славянскими этносами. Довольно агрессивные попытки создать из разнообразных верований общую для всех славянских племен языческую религию не увенчались успехом. Язычество не отвечало, да и не

14

 

 

могло отвечать высоким духовным запросам, в нем не было некой мировоззренческой универсальности. Активные духовные поиски побудили князя Владимира призвать к себе представителей всех известных ему религиозных традиций, чтобы вопросить их о вере. Выбор веры не был простым. Пообщавшись с мусульманами, иудеями, христианами западной и восточной традиций, князь принимает решение отправить послов, чтобы они на местах увидели то, о чем говорили проповедники в Киеве.

Послы, вернувшись домой, поведали князю Владимиру о своих впечатлениях. Более всего его поразил рассказ тех, кто побывал на греческой земле. «Не знали, — с восторгом рассказывали эти достойные мужи князю, — на небе или на земле мы: ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми». Потрясенные красотой православного богослужения, испытавшие реальное действие благодати Духа Святого, послы объявили князю Владимиру: «Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Выслушав послов, князь Владимир остановил свой выбор на Православии, на восточном христианстве, на той вере, которая была принята византийцами.

15

 

 

Князь устремил свой взор к самому главному

Этот выбор был судьбоносным. Князь устремил свой взор к самому главному. Он увидел то, без чего человек не может жить, без чего он теряет свое богоподобие, свою человеческую сущность и может превратиться в зверя, который в погоне за материальным богатством, за политическим могуществом будет уничтожать все на своем пути...

Святой Владимир словно прозревал толщу предстоящих веков, его взор будто пронизывал все столетия, отделяющие его от нас. Он словно видел и происходящее ныне в его Отечестве, потому и избрал веру, которая является истинной. Познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32), — говорит Спаситель. И те язычники, которые считали себя свободными, но находились во власти греха, в порабощении у диавола, стали людьми поистине свободными, открывающими свое сердце и свой разум навстречу веянию Божественной благодати.

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое... я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1, 11-12). Эти замечательные слова апостола Павла адресованы древним галатам, но через них — всему миру,

16

 

 

утверждая великую истину о том, что Евангелие есть не плод человеческой мудрости, но Божественное откровение, то есть слово Самого Бога.

Князь Владимир жизнью своей явил правоту этих слов. Те ясные и понятные цели, которые он ранее ставил перед собой как правитель государства, святой Владимир изменил на другие. С Крещением он в свой разум и в свое сердце принял Христа; вместе с Крещением он принял новую систему ценностей, радикально отличающуюся от всего того, чем он жил, во что верил и ради чего боролся раньше.

В центре евангельского послания — любовь

Что же лежит в основе той системы ценностей, которой святой Владимир отдал свои разум, душу и жизнь? Это евангельское понятие, в основе которого лежит то, что людям до сих пор трудно понять, что не перестает удивлять каждое последующее поколение своей новизной и притягательной силой. В центре евангельского послания — одно и самое главное: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной и семейной жизни, любовь как основа жизни общественной и даже государственной.

А что происходит, когда в обществе исчезает закон любви, когда начинается борьба

17

 

 

за частные интересы — политические, экономические, национальные, классовые или социальные, когда эти интересы и эти ценности становятся главными? Тогда идет борьба не на жизнь, а на смерть, тогда разрушается ткань человеческого общения, и там, где должны быть взаимная поддержка, любовь, солидарность, гармония, появляются человеческий хаос и беспорядок под лозунгами построения счастливой жизни.

От этих лозунгов, которые призывают к счастливой жизни, и происходят всегда беды и разделение народа. Разве не умылся кровью наш народ, когда в страшные годы революции соблазнился этими лозунгами и поверил, что можно построить счастливую, процветающую, мирную жизнь без Бога и без любви? Миллионы людей погибли, а эта мечта так и не была осуществлена.

Князь Владимир прозрел тайну человеческого бытия и счастья, отказался от жестокости и властолюбия, от всего того, что еще недавно грело его душу и вдохновляло на поступки. Переосмыслив всю свою жизнь, святой Владимир дал нам великий завет любви и единства.

На примере личности князя Владимира можно понять, что произошло в результате Крещения с одним человеком, — изменился образ его жизни, мыслей, изменилась вся

18

 

 

его поведенческая модель. Но ведь святой Владимир крестил всю Русь!

Образ пастыря — это образ власти

В личности князя Владимира сочетались и государственная власть, и ответственность, и горячая вера, и даже некое пастырское отношение к людям. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня (Ин. 10, 14). Образ пастыря — это образ власти. Именно так понимался этот образ и в Ветхом, и в Новом Заветах; и когда Господь говорит о Себе, что Он пастырь добрый, Он говорит и о Своей власти тоже.

Не будучи рукоположенным пастырем, великий князь воспылал любовью ко Господу, сам пошел навстречу Христу и, встретившись с Ним в Херсонесской купели, услышал Его голос и повел за собой народ. Святой князь так послужил Господу, как мало кто мог послужить в его время. Он стал светильником для всего народа, являя пример христианской жизни, сделался народным пастырем. Он крестил Русь, начертал новые духовные ценности на скрижалях жизни Древней Руси, определил на века духовное совершенствование и возрастание своего народа.

19

 

 

Великий князь Владимир должен
быть примером для всех правителей

Великий князь Владимир должен быть примером для всех правителей — как в наших странах, так, может быть, и во всем мире. Особенно сегодня, когда на просторах исторической Руси, Руси князя Владимира, возникают междоусобные брани, страшные конфликты, сопровождающиеся проявлениями жестокости и злобы. И очень важно, чтобы правители думали о необходимости объединения своего народа вне зависимости от взглядов и убеждений людей, чтобы правители руководствовались любовью и христианской мудростью, чтобы их личность и политическая деятельность были притягательны для народа.

И ныне совершается
цивилизационный выбор

И ныне совершается цивилизационный выбор. Дай Бог, чтобы он был во благо нашим народам, чтобы все, в том числе и те, кто облечен властью, и те, кто представляет деловые круги, сознавали свою особую ответственность за судьбу страны и народа. Дай Бог, чтобы, заглядывая в прошлое, мы извлекали правильные уроки для нашего настоящего и будущего.

Будем просить предстательства святого равноапостольного князя Владимира пред Господом о даровании нам силы любить

20

 

 

не только наших ближних, но и врагов наших, сознавая, что не искаженное злобой лицо человека, проповедующего ту или иную человеческую истину, но кроткий лик вышедшего из купели Крещения киевского князя Владимира является идеалом Святой Руси. И этот идеал непобедим и непреодолим, ибо он предначертан словом Божиим, а не человеческим.

В память вечную будет
праведник
(Пс. 111,6)

В память вечную будет праведник (Пс. 111,6), — сказал пророк Давид, и это слово сбылось на святом Крестителе Руси. Минуло больше тысячи лет со дня его преставления — огромный по историческим меркам срок, — но память об этом святом угоднике Божием не только не угасла, не стала исключительным достоянием академической науки, но продолжает жить в сердцах миллионов верующих во всех народах, истоки которых берут начало в купели днепровского Крещения.

21


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.