Поиск авторов по алфавиту

Автор:Савицкий Пётр Николаевич

Савицкий П.Н. Россия и латинство

Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.


РОССИЯ И ЛАТИНСТВО*)

Настоящий сборник  посвящен  вопросу о соотношении России и латинства. По природе поставленного на обсуждение вопроса и по обстоятельствам  переживаемого времени, эта проблема связывается с другою, еще более широкой и коренною, вопросом о «соединении церквей». Внешним побуждением к составлению сборника послужило общее всем его авторам ощущение глубокой греховности и ложности пути сближения или хотя бы соглашения с Советской властью, пути, который намечали для Римской церкви в приснопамятные «генуэзские» дни некоторые ее представители и который, конечно, и поныне остается открытым для Ватикана... — Каждый из авторов подошел к предмету в пределах своих интересов и специальной осведомленности. Общий вопрос получил у каждого индивидуальное освещение.

***

_________________

*) Слово «католичество», нередко употребляемое обозначения латинства, для применяется в русском языке без всякого отношения к корню «кафолический», что значит вселенский. В таком, безотносительном к корню значении слово это употребляется и в некоторых статьях настоящего сборника. Но в других случаях, во избежание двусмысленности, мы возвращаемся, для обозначения христианского вероисповедания, возглавляемого Римским папою, к историческому — греко-византийскому и русскому термину «латинство». —

9

 

 

Задачи догматическо-богословские и специально-исторические не входят в число заданий сборника.

Не многомудрием учености, не избытком знаний, тяготеющих к внешнему выражению, не новизною теорий и построений — но движением сердца внушена мысль предлагаемого собрания статей. Силу нашу полагаем не в хитросплетении доводов. Ищем и чувствуем правду сокровенную и простую. По глубинному ощущению нашему правдою этой проникнуто дело Православия...

Наша задача — посильно способствовать сохранению и усилению в окружающих остроты внутреннего зрения; той остроты, которая помогла бы за внешностью происходящего рассмотреть подлинное его существо. — Нами движет ряд побуждений, лествично располагающихся от наиболее общих к более частным. Прежде всего, мы полны благодарения Господу за то, что Его произволением мы, каждый в отдельности, и мы — совокупность — Россия — причастны к исповеданию и сохранению полноты Вселенской Истины, единожды явленной и в чистоте сохраняемой Православною Церковью. Истина эта дорога нам единственно и несравненно именно как Истина Богооткровенная и Вселенская. И в годы испытаний и искушений мы веруем, что Истина эта выйдет из них крепче прежнего утверждённою в человеческих сердцах... Вместе с тем, — сохранение Истины Вселенской равнозначуще для нас охранению праотеческой веры. Вселенское предание и народное преемство сопрягаются, сливаются в одно. И среди испытаний и искушений мы знаем, что именно на этой вере, Вселенской и народной одновременно,

10

 


утверждается, как на столпе нерушимом, мост, ведущий от праотцев к потомкам.

Есть враждебные и деятельные силы, препятствующие построению моста. И ныне силы эти напряженнее и деятельней, чем когда либо. В действии своем они едины. Следует понимать, что в некотором смысле большевизм и латинство, — интернационал и Ватикан, — в отношении историческом и эмпирическом, суть соратники и союзники. Ибо обе эти силы покушаются на твердыню Православного Духа — а она есть твердыня, которою крепка Россия...

Православные дети, которых латиняне, взяв в школу, обратили в латинство (иногда детей обращают при посредстве соблазненных родителей) и православные люди, вовлеченные в латинство искушениями внутренними или внешними, — в известном смысле могут быть сопоставляемы и в то же время противопоставляемы жертвам большевистских расстрелов.

Последние являют образ гибели телесной; но верим — по милости Божьей — обретают спасенье духовное. Обращающиеся ж в латинство нередко способствуют тем самым телесному своему благополучию; но подвержены гибели духовной; идут от Истины полной к извращению Истины, от Церкви Христовой к сообществу, предавшему начала церковные в жертву человеческой гордыне.

Коммунисты, как известно, не ограничиваются физическим истреблением тех, кто не с ними. Развивая пропаганду, они стремятся и временами успевают в

11

 


разложении духа православных людей, особенно молодежи; и в этом стремлении, прибегают к методам, до которых не доходят латиняне... Но в общем сопоставление большевиков и латинян, к сожалению, является обоснованным, поскольку дело касается общих тем и другим приемов внешних воздействий на человеческую совесть; тем более, что некоторая общность приемов сочетается со сходным у одних и других отношением к историческому и народному достоянию России. В других же смыслах сопоставление это подлежит существенным ограничениям.

Религиозно и внутренне латиняне не тождественны с большевиками. Призывающих Господа нельзя отождествлять с Его врагами, как высоко ни возносилась бы гордыня и как далеко ни шли б извращения первых.

Именно потому, что Церковь Православная есть Единая Истинная и Вселенская, Она может и должна относиться к другим сообществам-церквам с прощением и любовью, трудно доступными для тех. И если, вступив в отношении латинян на пути действенного прощения и любви Православная Церковь и православные люди, могли бы способствовать посрамлению злого начала в латинстве, — да будут благословенны эти пути!... Такое ощущение нисколько не исключает напряженности противоположения и противоборства в случаях, когда сами латиняне выступают орудиями зла. — Совращение православных в латинство есть ярчайший пример такого случая...

***

12

 

 

В статьях этого сборника сделана попытка, несовершенство и слабость которой, в сравнении с широтою задач, мы вполне понимаем, осветить положение с двух, намеченных в предыдущем, основных точек зрения. Одна сторона — явственное чувствование полноты и глубинности правды Православия; и обусловленное этим чувствованием твердое стояние в Истинах Православия; всякое, находящееся в противоречии с этим чувствованием и твердым стоянием в Православии стремление к «соединению церквей» есть для нас подлинный соблазн единения. Эта мысль и это ощущение, выражены в посильных словах в статье кн. Н. С. Трубецкого. — Но в тο же время следует полагать грань между восстающими на Бога осквернителями Церкви и заблудшими на пути в Церковь сынами Ее — сколько бы эти последние, в повороте историческом и эмпирическом, ни содействовали своими поступками легкости подобного смешения. И вся мера заблуждений латинян не может помешать нам посильно стремиться к единению с ними во Христе. Эта вторая сторона вопроса, необходимо дополняющая первую, выражена в статье А. В. Карташева «Пути единения»...

Для того, кто отеческое исповедание веры воспринимает не как ненужные слова, но как живую реальность и неоценимое сокровище, для того важны одновременно: — и сохранение во всей полноте и чистоте каждого слова, каждой черты отеческого исповеданья веры — и положенье различия между заблудшими христианами, с одной стороны, и нехристями и еще в гораздо большей степени — безбожниками, с другой. Первая необходи-

13

 


мость исключает всякую двусмысленность в отношении к латинству; Церковь Православная, Единая Истинная и Вселенская, не может идти ни на какие соглашения и «уступки» относительно догматов и иерархии; и сын Ее, почему либо от Нее отрекающийся, свершает тягчайший грех. — Вторая необходимость взывает к величайшей обдуманности и мудрости в отношениях Православия к исторически данной Римской церкви; любовь и прощение должны быть здесь указующими светильниками мысли и дела....

*   *   *

Перед каждым православным стоит вопрос, значение которого невозможно, преувеличить: вопрос о смысле происходящего в пределах Церкви Российской. — Жесточайшие гонения на Церковь, убиение пастырей, разрушение внешнею силой церковной иерархии — все это способно соблазнить маловеров, заставить их усомниться в глубинной правде и конечном торжестве Православия. Здесь нужно напряжение духа. И если дух возгорится, то свет его по-новому осветит происходящее. Церковь Православная Российская облечена в страдальческую ризу; и риза эта, окропленная кровью исповедников и мучеников, есть одеяние славы; и свидетельствует о духе, устоявшем в искушениях и страстях... Борение духа есть путь, ведущий не к смерти, но к жизни. Знаем и верим: в соотношении Православия

14

 


и латинства, не внешнее благополучие латинства, но страстной путь Православия есть знак предстоящего, по произволению Божию, благодатного и великого просветления....

Петр Савицкий.

15

 


Страница сгенерирована за 0.51 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.