Поиск авторов по алфавиту

Действия и распряжения Правительства

 

Действия и распоряжения Правительства.

 

1. Центральные.

Циркуляр Наркомюста по применению декрета от 4-го января 1919 г. об уклоняющихся от воинской повинности по так называемым религиозным убеждениям.

При применении декрета от 4-го января 1919 г. обнаружились злоупотребления со стороны шкурников, уклоняющихся от отбывания воинской повинности в рядах Красной армии и обслуживания ее учреждений и стремящихся ввести в заблуждение народные суды и рев. трибуналы и, таким образом, использовать этот декрет лишь как удобный, представившийся ему в советской республике, формальный способ под религиозным флагом уклониться от общегражданских повинностей.

Централизация самой экспертизы — в Москве, через Московский объединенный совет религиозных общин и групп создала много неудобств: — как в силу происшедшей волокиты (коею, подчас, искусственно, пользуются шкурники), благодаря все увеличивающейся территории Р. С. Ф. С. Р., так и в силу нежелания некоторых религиозных толков и отдельных его представителей обращаться за истребованием эспертизы именно к Московскому объединенному совету религиозных общин и групп. Посему Наркомюст предписывает руководиться следующими указаниями.

1) Лицо, желающее использовать действие декрета от 4-го января 1919 г., обязано предъявить в народный суд ходатайство о применении к нему декрета —  во всяком случае, не позже срока, назначенного для явки его сверстников в соответствующие воинские присутствия.

Примечание. Лица, получившие временно отсрочки от явки на военную службу по иным мотивам (болезнь, отпуск и т. д.), не могут быть рассматриваемы, как липа, подходящие под действие декрета об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям.

2) При подаче прошения в нар. суд — просителям выдается справка из канцелярии народного суда о дне подачи прошения и о дне слушания дела. Дело должно быть назначено к слушанию не позже двух недель со дня подачи прошения в суд. Эта справка служит только доказательством, что данное лицо в назначенный судом и указанный в этой справке срок должно явиться для судебного разбирательства.

Разного рода экспертизы, удостоверения, свидетельства, выдаваемые иногда так наз. объединенными советами или иными религиозными группами, частными организациями и лицами, на руки просителям, — ни в коем случае не могут иметь никакого официального значения или силы, помимо прямого назначения служить частью судебного материала, подлежащего проверке и обсуждению суда.

3) В случае, если решение нар. суда по вопросу об освобождении от воинской повинности к моменту срока явки в воинское присутствие не состоялось, то уклоняющийся обязан представить, по требованию соответствующих властей, указанную в § 2 справку нар.

123

 

 

суда, при непредставлении каковой он признается уклоняющимся от соблюдения декрета и рассматривается как дезертир.

4) Народные суды, в случае надобности, по своему усмотрению вправе приглашать для дачи экспертизы как представителей Московского объединенного совета религиозных групп и общин, так и представителей иных религиозных толков, могущих разъяснить суду то или иное обстоятельство, имеющее значение по делу. Нар. суды не стеснены в своем праве обратиться, сверх той или иной экспертизы, к достаточно в сем деле компетентным советским учреждениям и лицам.

Народный Комиссар юстиции Курский.

Заведывающий VIII Отделом П. Красиков.

(Распубликовано в № 172 „Известий В. Ц. И. К.“ от 6 августа 1920 г.)

Циркуляр Наркомюста губисполкомам о ликвидации мощей.

По почину и настойчивому требованию самих трудящихся масс, в губерниях: Архангельской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Московской, Новгородской, Олонецкой, Псковской, Тамбовской, Тверской, Саратовской и Ярославской, произведено 58 вскрытий так называемых „нетленных“ мощей. Вскрытия эти в присутствии трудящихся масс, духовенства, экспертов-врачей и представителей Советской власти раскрыли целый ряд мошеннических действий, при помощи коих служители культа обманывали народные массы. Серебряные гробницы, блистающие драгоценными камнями, содержат в себе или истлевшие, превратившиеся в пыль кости, или имитацию тел с помощью железных каркасов, обмотанных тканями, дамских чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т. п. Вот то, чему архиереи и монахи заставляли поклоняться загипнотизированные массы, почитать за нетленные, т. е. неразрушенные от времени тела, и во имя чего приносить свои трудовые копейки в церковные карманы. Вместо воображаемых мощей Митрофана Воронежского, обнаружен череп с прилепленными волосами, несколько костей, груда тряпок и ваты, несколько перчаток и мешок, набитый разной трухой. В гробе Тихона Задонского обнаружены: череп, истлевшие кости, картон, дамские чулки, ботинки, перчатки; вместо груди — железный каркас. В Александро-Свирском монастыре, Олонецкой г., в серебряной, массивной гробнице, весящей более 40 пудов, была обнаружена восковая кукла. В Суздале, Владимирской г., „мощи“ так называемой Ефросинии Суздальской оказались матерчатой куклой, с обломками небольшого количества разрозненных костей. В Тамбове, в гробнице Питирима, была обнаружена серебряная кукла-футляр, в которой было заключено незначительное количество костей, причем череп оказался искусно сделанным восковым слепком. Мощи Артемия Веркольского, в Архангельской г. оказались смесью обыкновенного угля, ржавых гвоздей и мелкого кирпича. В Жабынской пустыни Тульской г., массивная серебряная гробница, в которой, якобы, находилось, по уверениям церковников, нетленное тело Макария, оказалась совершенно пуста. В соборе Василия Блаженного, в Москве, обнаружены „мощи“ отрока Гавриила, оказавшиеся состоящими из воска и небольшого размера, в ½ вершка, гнилой кости. Мощи эти были привезены из Польши и открыты для публичного почитания известным черносотенцем, протоиереем Восторговым, еще в 1915 г. в целях человеконенавистнической антисемитской пропаганды, а в 1912 г., находясь еще в Польше, дали царизму, в тех же целях, религиозное обоснование к гнусной инсценировке процесса Бейлиса. В большинстве остальных случаев обнаружены были обложенные ватой и тканями полуистлевшие, рассыпающиеся в порошок кости, причем в одних случаях, были найдены лишние кости, по своим размерам, плотности, свежести, белизне — отличные от остальных костей; в других случаях, наоборот, многих костей у скелетов не хватало; иногда в раках были обнаруживаемы посторонние, по-видимому, не имеющие никакого отношения к культу, предметы, как-то брошки, ломанные серьги, гайки, пуговицы, недавнего времени денежные марки и т. п.

Эти золоченные гробницы с предполагаемыми в них нетленными телами, старым правящим классам были необходимы, как аппарат для одурманивания на религиозной почве темных гипнотизируемых масс. Означенные раки и гробницы имели целью также придавать „религиозное освящение“ тем или иным административным, торговым и промышленным центрам. Такова, например, была роль „мощей“ Сергия Радонежского в московский период России и „мощей“ Александра Невского в период петербургский. По плану представителей низвергнутой династии тиранов Романовых „мощи“ должны были отвлекать народ от „внутренних нестроений“, почему в последнее царствование Николая Романова были инсценированы, одно за другим, прославления мощей: Феодосия Углицкого, Серафима Саровского, Анны Кашинской, Иосафа Белгородского, Питирима Тамбовского и Иоанна Тобольского. Произведенное Наркомюстом судебное расследование по делу игумении Алевтины, купчихи Лабзиной и др. застало инсценировку культа мощей в самом лабораторном ее процессе. Группа московских миллионеров, (Лабзиных, Грязновых и др.) совместно с синодскими чиновниками, фабриковала мощи и подготовляла канонизацию известного бандита с большой дороги, а засим купца 1-ой гильдии Василия Ивановича Грязнова, даже не взирая на то, что он, как показало расследование, принадлежал к секте скопцов.

Судебное расследование по делу иеромонаха московского донского монастыря Досифея и др. показало, что мощи так наз. виленских угодников Иоанна, Антония и Евстафия, пересланные гр. Белавиным, (в монашестве патриархом Тихоном) из Вильно в Москву при царизме, представляют из себя мумифицированные трупы, в чем ныне может удостовериться всякий, осмотрев эти мумии в музее Наркомздрава (Москва, Петровка, д. 14).

Уже после октябрьской революции, в 1918 г., церковники, в целях политического воздействия на отсталые массы, канонизировали митрополита Иосифа Астраханского, одного из видных деятелей по подавлению восстания эпохи Степана Разина.

В недрах теперешней патриаршей канцелярии подготовляется инсценировка канони-

124

 

 

зации сибирских церковных сановников Сафрония и Павла, а также Василия Maнгазейского. Государственная власть и правящие классы поручали церковникам приспособлять „мощи“, как надежный, рекомендованный еще Иоанном Златоустом аппарат дли затемнения сознания народа, для укрепления в нем религиозных предрассудков, а вместе с сим, и своего влияния на темные массы. Кроме того: сооружение драгоценных гробниц и культ вокруг них для церковников, в свою очередь, служат средством извлечения последним для себя огромных доходов, путем сборов денег, продали свечей, „цельбоносного“ масла, воды, служения молебнов, акафистов и иных манипуляций, имеющих магическое значение в глазах темных людей.

Революционное сознание трудящихся масс протестует против того, чтобы мумифицированные трупы, или останки трупов, или имитация трупов в Советской России могли быть представляемы для эксплуатации масс церковным организациям в их свободное распоряжение, в нарушение самых элементарных порядков общежития и к оскорблению чувств всех сознательных граждан.

Мероприятия местных исполкомов, в некоторых случаях выразившиеся только в акте вскрытия и не доведших дело уничтожения обмана до полной ликвидации варварского пережитка старины, каким является культ мертвых тел и кукол дают церковникам возможность дальнейшей эксплуатации, которая продолжается и до настоящего времени, даже у вскрытых гробниц, принеся, например, патриарху Тихону и монахам Троицкой Сергиевой Лавры за 9 месяцев 1919 г. хотя и меньший сравнительно с прошлым временем, но все же значительный доход от служения молебнов и продажи свечей (более 1.400.000 руб., по признанию самих церковников).

Помещение мощей в музеи является наиболее рациональным способом ликвидации дальнейшей эксплуатации предрассудков и суеверий. Подобные реликвии, относящиеся к другим религиям (например, египетские мумии), уже давно находятся в музеях, наряду с другими остатками старых культур, что, конечно, не является ни оскорблением религиозной совести, ни гонением на ту или иную веру.

Посему, Н. К. Ю. предлагает к исполнению следующее: 1) Местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и планомерно проводят полную ликвидацию мощей, опираясь на революционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведении своих мероприятий.

2) Ликвидация названного культа мертвых тел, кукол и т. п. осуществляется путем передачи их в музеи.

3) Во всех случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний, направленных к эксплуатации темноты, как со стороны отдельных служителей культа, так равно и организаций бывших официальных вероисповедных ведомств, — отделы юстиции возбуждают судебное преследование против всех виновных лиц, причем ведение следствия поручается следователям по важнейшим делам при отделах юстиции или Наркомюсте, а самое дело разбирается при условиях широкой гласности.

25/VIII — 20 г.

Народный Комиссар Юстиции Курский.

Заведывающий Ликвидационным Отделом Красиков.

II. Местные.

Постановление президиума Московского Совета Р. и Кр. Д.

от 24 февраля с. г.

о регистрации групп верующих.

В целях регистрации групп верующих, независимо от их вероисповедной принадлежности, в пользовании которых находится церковное имущество, и размеров последнего, предлагается группам верующих в двухнедельный срок со дня опубликования настоящего постановления, представить в организационно-учетное отделение отдела юстиции Моск. Совета Р. и К. Д. сведения по прилагаемым формам ведомостей.

Неисполнение настоящего постановления повлечет за собой привлечение виновных к уголовной ответственности.

Президиум Московского Совета Р. и Кр. Д.

125


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.