Поиск авторов по алфавиту

Духовное чтение и воспитание ума. Слово Божие рассекает нас подобно мечу, пробуждая совесть

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УМА

 

Слово Божие рассекает нас подобно мечу, пробуждая совесть

 

Для того чтобы идти по пути духовного совершения Н ствования — а именно к такому пути призывает нас Господь, — необходимо воспитывать свой ум, свою волю и свои чувства. Святые отцы утверждают, что разум играет особую роль в борьбе с грехом, потому что грех начинается с помысла, с некой мысли, предваряющей грех, с некоего мысленного допущения этого греха. Если же человек «заключает свое сознание в сердце», если он пристально следит за состоянием своего ума, то непременно обнаружит этот греховный помысел, который внешне может быть и приятным, и увлекающим, однако в итоге неизбежно приводит к недопустимым греховным словам или деяниям.

Воспитание ума приобретает особо важное значение в наше время, когда человек подвергается огромному информационному воздействию со стороны внешнего мира. Это воздействие может быть как позитивным, так и (в большинстве случаев) негативным, и информация, которую почти ежеминутно получает современный человек, также может либо нести пользу, либо причинять вред.

Способность отличать одно от другого свидетельствует о духовной мудрости человека.

Противостоять же злой и разрушительной информации мы можем, воспитывая свой ум.

83

Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (1 Ин. 4, 1), — так пишет апостол Иоанн в своем Первом послании. Все мы знаем, что любой нормальный человек должен уметь отличать добро от зла.

Как правило, эта способность реализуется в нашей жизни посредством голоса совести. Но мы очень редко задумываемся, что способность различать добро и зло — это прежде всего духовный процесс, а не психологический или даже нравственный.

Отказ от духовного критерия или подмена его чем-либо другим неизбежно приводит к трагическим последствиям — и для души человека, и для всего общества.

Мы нередко усыпляем нашу совесть нашими эмоциями и пристрастиями, созданием образа врага в лице ближнего, оправданием неправды. Как только происходит смешение добра и зла, начинается падение, и, если вовремя не остановиться, не обратиться с покаянием ко Христу, это падение может стать необратимым.

Наша эпоха отличается прежде всего таким смешением добра и зла, глубоким забвением Божиего закона, а порой и откровенно дерзким переступанием через него. Когда я вижу, как в целом ряде обществ грех не просто допускается, не просто становится возможным, но и законодательно оправдывается, мне больно за дальнейшую судьбу этих народов.

Потеря способности различения добра и зла неизбежно приводит к тому, что люди оказываются жертвами темных сил, зачастую совершенно этого не понимая. Ведь порабощение демоническими силами не всегда проявляется в виде какого-то буйства или явного помешательства: человек может быть умным, веселым, симпатичным и остроумным,

84

 

 

преуспевающим в жизни и одновременно может быть игрушкой в руках темных сил.

Если, встречаясь с людьми, которые, допустим, нарушают супружескую верность, живут двойной или тройной жизнью, священник говорит о том, что это плохо и что так жить нельзя, то он поневоле иногда становится человеком неприемлемым для того, кто живет такой жизнью и не хочет ее менять. В каком-то смысле проповедь Церкви всегда несет в себе конфликт. А разве Господь не сказал: «Я принес меч!» (Мф. 10, 34)?

Слово Божие никого не оставляет безразличным, если человек действительно серьезно воспринимает это послание. Всегда конфликт! Почему? Да потому, что слово Божие несет правду, а мы живем не по правде. Вот так и возникает мифологема клерикализации, вмешательства Церкви — мол, почему они нас учат?

Да не учат, а проповедуют; никого не принуждают, но говорят то, что обязаны сказать в силу своего призвания.

В злохудожну душу не внидет премудрость и не обитает в теле, порабощенном греху (Прем. 1, 4). То есть если человек живет во грехе, если это стало его природой, то никакое слово Божие в его душу не войдет. Если не будет особого воздействия Господа на такого человека — через страдания, через горе, когда вдруг все меняется, вся система ценностей переворачивается, если он живет легкой, комфортной жизнью, б его злохудожну душу не войдет премудрость, потому что она не может соединиться с личностью, которая живет по закону греха. И поэтому всегда есть протест со стороны определенных людей.

Но вот что важно сказать. Протест-то протестом, но есть такое удивительное явление в каждом из нас, ничем

85

 

 

не объяснимое. Никакой материализм не может этого объяснить, все материалистические объяснения выглядят смешно...

Марксисты говорили так: совесть есть результат воздействия среды. Мол, одна совесть у буржуа, другая совесть у пролетариата. Но мы-то знаем, что это не так.

Совесть мучает и банкира, и предпринимателя, и простого рабочего — и в Америке, и в России, и в Германии, и в Африке. Это универсальное явление, универсальное понятие. Кант отверг все схоластические доказательства бытия Божия, но остановился на этом, сказав, что нравственное доказательство, присутствие нравственного начала, которое познается через голос совести, является самым сильным доказательством бытия Божия. Так оно и есть, с этим не поспоришь.

Так вот, когда вдруг под воздействием слова Божия, которое рассекает подобно мечу (Евр. 4, 12), у человека начинает говорить совесть, это и есть акт обращения. Он жил совершенно другой жизнью, он ни о чем не думал. И вдруг какое-то слово, сказанное или прочитанное, или даже что-то увиденное с экрана преобразует человека — совесть начинает говорить! И с этого момента он вступает на путь поиска смыслов, которые могут действительно привести этого человека ко спасению.

Под религиозным воспитанием ума подразумевается образование, основанное не столько на усвоении информации, сколько на духовном опыте. Наш ум воспитывается, когда мы входим в соприкосновение с высшими Божественными истинами, а также когда эти Божественные истины стараемся приложить к конкретным обстоятельствам нашей жизни, включить их в нее.

Как это происходит? — Прежде всего посредством размышления, а пищей для нашего размышления должно быть

86

 

 

чтение Священного Писания, творений святых отцов, житийной литературы. Именно в такого рода книгах содержатся идеи и сюжеты, размышляя над которыми мы вступаем в общение с высшими Божественными истинами, воспитываем наш ум в законе Божием.

Такое чтение будет разительно отличаться от чтения обычных мирских книг, ведь чаще всего в часы досуга люди предпочитают читать то, что их развлекает и отвлекает.

Иные читают по долгу службы, по работе. Есть еще один вид чтения — связанный с обучением, с усвоением новых знаний, с изучением тех или иных дисциплин, когда человек читает учебники или какие-то пособия.

Церковь хорошо сознает частичный, относительный, несовершенный и преходящий характер человеческого знания, содержащегося в мирских книгах, неизменно соотнося его с абсолютом вечных Божественных истин: Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 8).

Поэтому естественно, что ни один из привычных для нас способов и видов получения информации несопоставим с тем, как следует читать Священное Писание, ибо Боговдохновенная Книга не может быть чтением для развлечения или для того, чтобы скоротать время.

Священное Писание также не является учебником, содержание которого нужно зазубривать.

Чтение Священного Писания преследует особую цель — воспитание нашего ума в его взаимодействии с Божественными истинами.

Чтение Священного Писания, творений святых отцов, житий святых — чтение неспешное, сосредоточенное и пытливое, не оставляющее без разъяснения знающими и духовно опытными людьми трудных мест в тексте.

87

 

 

Такое чтение является наилучшим средством обретения нами мудрого сердца. Человек, пестующий свой разум в духовной работе над постижением слова Божия, в постоянном внутреннем взаимодействии с Божественными истинами, много преуспеет на пути духовного самоконтроля, с которого начинается «погружение ума в сердце».

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, — поучает апостол Павел своего любимого ученика Тимофея (2 Тим. 3, 16). Сам процесс чтения Слова Божия есть некое таинство, священнодействие, ибо, говорит Спаситель, небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24, 35).

Именно поэтому вынос Евангелия и чтение Священного Писания в храме обставляются столь торжественно: прислужники со свечами выходят на середину храма, затем протодиакон или диакон благоговейно износит из алтаря напрестольное Евангелие, далее совершается особая молитва о вразумлении слушающих, после чего звучит возглас «Премудрость!» и священник или диакон с непокрытой головой зачитывает «в слух народа» соответствующее дню или событию зачало Священного Писания. Воистину, по слову апостола, вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10,17).

Сам образ этой Книги, постоянно пребывающей на престоле, свидетельствует о сугубом почитании, которым окружено слово Божие в среде верующих: Евангелие большого (иногда очень большого) формата облачено в красивый оклад, нередко изукрашенный барельефными изображениями, финифтью и каменьями, его внешний вид такой торжественный и благолепный, какого не имеет ни одна другая книга в мире.

88

 

 

Само слово «Библия» в переводе с греческого означает «свод книг», «Книга книг» или просто «Книга» (с большой буквы), и мы воочию видим благоговейное отношение к ней за богослужением в храме.

Конечно, мы не можем обставлять у себя дома чтение Писания какими-то специальными ритуалами, да этого и не требуется. Однако нужно помнить, что как в храме, так и в нашем жилище чтение Священного Писания следует предварять молитвой.

Мы должны своими словами просить Господа помочь нам уразуметь читаемое, сохранить в уме и в сердце то, что нам откроется.

Священное Писание не нужно читать «залпом», по несколько глав сразу. Достаточно будет прочитать в день одну главу из Евангелия и одну — из Послания апостольского. Чтение должно быть медленным и пристальным.

«Когда читаешь, читай с усердием и прилежно, с великим вниманием останавливайся на каждом слове и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы разуметь силу его», — советует преподобный Ефрем Сирин.

Мы должны всегда стремиться отчетливо понимать смысл читаемого нами. Если же при чтении что-либо осталось для нас сокрытым, то показавшиеся нам неудобопонимаемыми обороты речи или фрагменты текста нужно выписать на отдельном листочке, чтобы потом спросить у более опытных или образованных людей, а лучше у священника.

Такое чтение Священного Писания, равно как и творений отцов Церкви и житий святых, благодатно воздействует на наш разум, воспитывая его в духовном переживании Божественных истин.

89

 

 

А такой разум уже может быть «заключен в сердце», ибо он соответствующим образом воспитан и развит.

Есть и другое средство воспитания разума — это духовные беседы. Как часто, встречаясь друг с другом, мы не знаем, о чем нам говорить, либо произносим множество пустых и ненужных слов, пытаемся шутить или посмеиваться, что, впрочем, не мешает нашим дружеским беседам порой заканчиваться недоразумениями или даже конфликтами.

А ведь Господь благословил каждого человека быть носителем собственного, не похожего ни на какой другой, разума. И поскольку разум любого иного человека отличен от нашего, то, следовательно, и понимание Священного Писания другим человеком будет в чем-то иным, нежели наше личное понимание, ошибочно представляющееся нам самим единственно возможным.

Это и интересно, и увлекательно, и важно — беседовать друг с другом на духовные темы, задаваться вопросами о трудных местах в Священном Писании, высказывать соображения, которые посетили нас при чтении Евангелия, апостольских Деяний или Посланий.

Все это вместе может действительно воспитать наш разум и научить наше сердце. Нужно только честно отдавать себе отчет в том, как много времени мы расточаем впустую, насколько мы празднословны и суесловны, как часто обсуждаем и осуждаем ближних своих, забывая, что при многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен (Притч. 10, 19).

Страшно сказать: наши духовные потери от бесплодного словоблудия измеряются годами жизни и даже целыми жизнями. Спросим же себя, часто ли мы беседуем с другим человеком так, чтобы это было полезно и для него, и для нас самих? Процент таких собеседований по сравнению

90

 

 

с общим временем нашего пустословия наверняка будет ничтожен.

«Иные хвалятся беседою с вельможами, князьями и царями, а ты хвались тем, что в Священных Писаниях беседуешь со Святым Духом, потому что чрез них глаголет Дух Святой», — говорит преподобный Ефрем Сирин.

Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4,12), оно помогает нам видеть добро и зло, учит отделять добро от зла и возрастать в добре.

91


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.